Стратегия и методика информационной борьбы в Интернете

Хотят ли хакеры войны

Романтический период бескорыстного хакерства, первых сайтов и первых провайдеров неизбежно заканчивается, когда Большие Игроки начинают вкладывать солидные ресурсы в достижение своих, как правило, сомнительно гуманных и совсем уже не бескорыстных целей. Можно сказать, что мы являемся свидетелями зарождения новейших систем информационной борьбы.


Определимся прежде всего в терминах: «Информационная война — всеобъемлющая, целостная стратегия, обусловленная всё возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики» (И.И. Завадский).


Следует отличать информационную войну от компьютерной преступности. Любое компьютерное преступление представляет собой факт нарушения того или иного закона. Оно может быть случайным, а может быть специально спланированным; может быть обособленным, а может быть составной частью обширного плана атаки. Напротив, ведение информационной войны никогда не бывает случайным или обособленным (и может даже не являться нарушением закона), а подразумевает согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий — будь то на реальном поле брани, экономике или политике. Вообще говоря, информационная борьба редко проводится исключительно средствами Интернет — как правило, используется целый спектр средств влияния на умы и души.


Коллективный агитатор


Впервые классическая система Агитпропа зародилась во время гражданской войны 1917-1922 гг. в России. Война и ложь всегда шли рука об руку, из истории мы знаем пропагандистскую работу придворных поэтов на Востоке, римские триумфы и греческие «трофеи», средневековые хроники и бюллетени Наполеона. Но только в Советской России военизированная агитация была развернута в невиданных масштабах и была обращена прежде всего на мирное население, а не только на своих и вражеских солдат. Именно крестьяне, поддавшиеся большевистской пропаганде и массово перешедшие на сторону красных (3 миллиона за одну только осень 1919 года!), решили исход гражданской войны. С тех пор сложилась могущественная система советского Агитпропа, включавшая армию политинформаторов, обозревателей, официозную литературу, всю прессу, всё радио, телевидение, кино, и возглавляемая отделом по идеологии ЦК КПСС. Её характерные черты:

  • Закрытость. В таких системах клиенты, т.е. население, должны всячески отсекаться от информации соперника, как солдаты, которым грозит расстрел за чтение вражеских листовок.


  • «Стрельба по площадям». Такие системы чрезвычайно затратны и неизбежно вынуждены нивелировать культурно-интеллектуальный уровень клиента к некой среднестатистической величине, отбрасывая многообразие человеческих стереотипов и пристрастий, как досадные погрешности.


  • Высокая централизация. И, как следствие, высокая уязвимость. Классический пример — так называемая перестройка, когда «разоблачительные» сюжеты шли по возрастающей из Останкинского телецентра, потрясая миллионы телезрителей от Балтийска до Уэлена.

  • Вот за эту систему и был заклеймен в мире покойный Советский Союз как «империя лжи». Аналогичные системы были позже скопированы доктором Геббельсом и его министерством пропаганды третьего рейха, а также китайскими коммунистами, которые до сих пор успешно продолжают «вдохновлять на новые победы» невежественных крестьян. Удивительно, но во время Второй мировой даже западные страны стали создавать нечто подобное, что дало пищу для мрачной фантазии Джорджа Оруэлла в его всемирно известном романе «1984». Образ жуткого мира, где царят министерство правды (т.е. лжи), мира (т.е. войны) и любви (т.е. пыток и казней), где «дважды два равно пяти, если так нужно партии», казалось, навеки испугал западного обывателя. Сейчас в «странах демократии» существуют сотни телеканалов и стойкая аллергия к процедуре brainwashing, наглому «промыванию мозгов».


    Индивидуальный “обзиратель”


    Однако не всё так гладко. На мой взгляд, на самом деле к концу тысячелетия сложилась новейшая система коллективного оболванивания. Её принципиальные отличия:

  • Открытость. Теперь «вражеская» идейная позиция нередко подается на информационную «плиту», где успешно препарируется, выявляется вся её нелепость и в конечном счете обращается против соперника. Причем грубая, откровенная ложь считается признаком непрофессионализма, а высший пилотаж — это так подать выгодные факты, умолчав о невыгодных, что клиенты, самонадеянно считая себя независимо мыслящими, делают единственно выгодный для нас вывод.


  • Необычайная индивидуализация. Любая информация для любого клиента быстро, чётко и «вкусно» — вот новейший лозунг полководцев информационных войн, всех этих генеральных продюсеров, экспертов, директоров аналитических институтов, «мозговых фабрик», социологических, консалтинговых, рекламных, PR и информационных агентств.


  • Децентрализация и стратификация. При том, что «свободные» СМИ на самом деле работают на вполне конкретных заказчиков, они в период затишья могут оживленно конкурировать, оскорблять друг друга, подавать в суд и т.п. Но в случае борьбы против общего крупного соперника, будь то политик, этнос или целая цивилизация, ценности которой надо высмеять, вчерашние конкуренты начинают действовать сообща. Соблюдается стратегический принцип Наполеона: «Идти раздельно, воевать совместно».


  • Перенос акцента от слова к изображению. Психологи совершили революцию в подаче материалов. Теперь в основе «зомбирования» лежит не слово, а изображение. Как верно заметил автор Агитпропа, «важнейшим из искусств является кино». Вслед за кино — телевидение, потом — флэши, а теперь уж и интерактивное телевидение подоспело. Никогда ранее «борьба за души» не сопровождалась такой трогательной заботой о подсознании, о животной стороне человека. Причём модные разговоры о 25-м кадре не более чем модные разговоры в сравнении с настоящими профессиональными трюками. Какими? Ну хотя бы пресловутое НЛП (www.nlp.ru), или создание сюжетных цепочек, или искусственное создание «информационных поводов», или «чёрный, белый и серый ПиАр», или набившие оскомину манипуляции с «независимыми экспертами» и опросами.

  • Как видите, всем этим, а также множеству иных преимуществ отлично соответствует Интернет. И он оказался неизбежно втянут в непрерывную информационную «войну всех со всеми».


    Методы информационной борьбы в Интернете


    Информационное оружие делится на 3 основных вида:


    1. Средства и методы пропаганды. Методы, близкие к СМИ.

    2. Средства и методы манипулирования чужой информацией. Хакерские методы.

    3. Средства разведывательно-диверсионной борьбы. Методы спецслужб.

    Чаще всего встречается комбинация первых двух видов.













































    Метод


    Примеры


    Ссылка

     

    Агитационный спам


    Журнал “Полярная звезда”


    www.zvezda.newmail.ru

     

    Закрытие доступа


    ИАЦ “Евразия” и некоторые казахстанские провайдеры


    www.eurasia.org.ru


    www.internews.kz/rus/bulletin/046/page01.htm

     

    Манипуляция с ложным закрытием


    Кавказ-Центр


    www.kavkaz.org


    www.computerra.ru/hot/78.htm

     

    Фальшивые двойники


    Сайты о Юрии Лужкове


    www.luzhkov.ru www.lujkov.ru


    www.lebed.com/art931.htm

     

    Слив компромата с вариациями


    Коготь-1, Коготь-2, Коготь-7, Агентство “Слуховое окно”, Коготь Барса, DrudgeReport


    www.anmweb.com/crisis/list.html


    www.krasnobykow.com


    www.rumours.ru


    http://kogotbarsa.da.ru


    www.drudgereport.com

     

    Слив компромата и “отмывка” в своих традиционных СМИ


    Сливки нашей Евразии


    www.geocities.com/Slyvki

     

    Создание необходимого информационного поля


    Полит.Ру


    ИАЦ “Евразия”


    НИА “Политон”


    www.polit.ru


    www.eurasia.org.ru


    www.nia.kz