Одной из отличительных особенностей казахской прессы, как не раз отмечал известный переводчик Галымжан Муканов, является многословие, зачастую переходящее в переливание из пустого в порожнее. Такой журналистский “стиль” неизменно приводит к малоинформативности, в то время как журналистика считается тем качественнее, чем выше уровень насыщенности материала информацией… А вот
самое тиражное казахское печатное издание — газета “Жас Алаш” добивается временами-таки информационной насыщенности, правда, несколько эзоповским способом, эффективно используя для этого рубрику слухов “Гу-гу…”. Подаются эти слухи в иносказательной манере, буквально в двух-четырех строчках (вот вам и искомая, столь дефицитная для казахов лапидарность стиля! – Н.). Допустим, на удивление куце сообщив о результатах и итогах расширенного совещания правительства под председательством главы государства Нурсултана Назарбаева, “Жас Алаш” (115.08.2000) в рубрике “Гу-гу…” сообщает закулисную информацию (то бишь слухи), судя по всему, напрямую относящуюся к прошедшему совещанию. И это в некоторой степени искупает сухость и неоригинальность официального сообщения газеты по поводу прошедшего совещания. Итак, что это за слухи-наводки? “Как только президент устраивает большой разнос, один из акимов чуть сознание не теряет…”, “Судя по всему, два-три акима сменят свою должность…”. В следующих номерах — аналогичные слухи: “Аким Западного Казахстана точно покинет свое место…”, “Ожидается возвращение многих послов (казахстанских. – Н.) из-за рубежа”. На основе таких слухов можно делать выводы: хотя президент и пообещал не тасовать кадры в правительстве, он намерен “прошерстить” акимский корпус, произвести ротацию дипломатических работников высшего ранга. А там, смотришь, и до изменений в правительственном Кабинете не далеко… Другие слухи, кстати, касаются как правительственных чиновников, так и акимского корпуса: “Говорят, министр Даукеев построил в Боровом роскошный особняк и уже вселился в него… ”, “Похоже на то, что алматинскими автостоянками владеет дочь акима города…”. Крепко досталось от “Жас Алаша, но уже не в рубрике слухов, а в первополосном материале “Чем вообще занят господин Мухамеджанов?”, заместителю акима Астаны “по идеологии” Тулегену Мухамеджанову. Если верить безымянному автору, то: “В год 155-летия со дня рождения великого Абая на его памятник в столице республики смотреть жалко… Астана превратилась стараниями г-на Мухамеджанова в город, где поют Долина, Киркоров и другие заезжие российские певцы. Звезды казахской эстрады забыли дорогу в Астану… Столичный оперный театр, который также курирует Мухамеджанов, судя по тому, как идут дела спустя неделю после своего открытия, может вполне встать “на ремонт”… И вообще Астана больше походит сегодня не на казахскую столицу, а на один из заштатных сибирских городов…”. Газета “с подковыркой” поздравила известного чинушу Зауытбека Турисбекова, выходца из Южного Казахстана, с назначением на должность главы Национального агентства по кадрам. Мол, сорокадевятилетний Турисбеков в каких только креслах уже не побывал — куда же будет нацелен его следующий прыжок?
Из других, “не акимских”, материалов и слухов в “Жас Алаше” на неделе привлек внимание материал, посвященный внешней политике Казахстана сквозь призму проблем, связанных с госграницей. Свои мнения по этому поводу высказали замдиректора Института востоковедения Академии наук РК Санат Кушкумбаев, независимый политолог Ерлан Карин и сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) Еркин Токымов. Все трое сошлись во мнении, что такого рода проблемы есть, и они вполне могут обостриться в связи с быстро меняющейся геополитической обстановкой… Наиболее проблемными в этом смысле выглядят так называемые каспийское (главным образом – Россия) и узбекское направления (ассимиляция казахов в Бостандыкском районе).
Сегодня в казахской прессе можно встретить достаточно много материалов, посвященных 150-летию Абая. Молодая казахская поэтесса Роза Караева, она же сотрудник редакции “Жас Алаш”, поделилась с читателями своими впечатлениями по поводу одной недавней телепередачи посвященной этой теме. Но, по свидетельству Розы, в этой передаче мало что касалось непосредственно Абая. Оказывается, известный прозаик Дукенбай Досжан с ходу заявил, что три самые великие вещи после трилогии “Путь Абая” это – роман Такена Алимкулова “Загадочная душа”, роман-исследование Рамазана Тохтарова “Загадка Абая” и, наконец, его, Дукенбая Досжана, собственный роман “Зеркало Абая” (!!!). Таким образом, считает Р.Караева, писатель вычеркнул из абаеведения массу исследователей — от Ахмета Байтурсынова до Мухтара Магауина. Возмутили критика телепередачи и слова уважаемого Дукенбая о том, что: “Если Р.Тохтаров писал роман, основываясь на собственных исследованиях, то я писал свой, основываясь на свидетельствах русских друзей”. Возникает законный вопрос, пишет Р.Караева: “Неужели не будь у него русских друзей — Абай перестал бы быть Абаем?!”. В свою очередь, журналист Нуртлеу Имангалиулы ничего лучшего не нашел, как спросить писателя: “…Вы написали, что Абай любил “поддавать”. Против описания этого выступил Мурат Ауэзов…”, на что последний ответил: “Я опирался на достоверные факты и вообще хотел показать, что Абай тоже был… “пенде” (т.е. простой человек со всеми присущими ему пороками. — Прим.)”. Вывод Розы Караевой относительно Дукенбая Досжана неутешителен для последнего: мелкотравчатость, погоня за дешевой сенсацией, желание выглядеть масштабным и значительным на фоне такой глыбы, как Абай, — все это привело к подмене искреннего и истинного разговора об Абае, которого ждал телезритель, тем паче от казахского писателя…
Вновь потряс казахскоязычное общественное мнение своим выступлением Аманхан Алим. Его материал на тему “Что должен ожидать от своей интеллигенции народ?” стал гвоздем очередного номера органа Союза писателей РК “Казак эдебиетi” (18.08.2000). Он считает, что интеллигенция, как более продвинутая часть общества, прежде всего должна просвещать свой народ. Например, по поводу вводимых в общественный обиход новых терминов и тех действий, которые подразумеваются под этими терминами. Это необходимо народу, ибо за этими терминами и действиями может быть скрыто откровенное уродование народных традиций и устоев: “Вы заметили, – пишет А.А. – как в последнее время распространились всякие заграничные программы, которые называются очень красиво и непонятно, “охрана репродуктивного здоровья”, “репродуктивное право”, “безопасный секс”, “половое воспитание”, “планирование семьи”. А что это означает на деле? “Половое воспитание” – это введение школьников в мир секса; после чего “репродукция” учит, как вовремя сделать аборт; “планирование семьи”, “безопасный секс” – это политика, направленная против беременности женщин, скрытая под пропагандой: “пусть один ребенок, зато ему — все лучшее”… А ведь народ как говорил раньше: “Если один ягненок придет на этот свет, то природа расщедрится на еще один кустик полыни”.
По мнению автора статьи: “Казахи не должны все время учиться, ибо, как говорил русский историк Н.М.Карамзин: “Хорошо и должно учиться – но горе и человеку, и народу, который будет всегдашним учеником”. Надо все такие и любые другие процессы регулировать самим, по своим традициям и методикам и в этом смысле становиться для других и примером, и учителями” Вот такие смелые заявления. Прав или не прав антизападник Алим, судить не нам, а казахским читателям…
На позапрошлой неделе вышел в свет новый еженедельник “Жас казак унi” (“Глас молодого казаха”) (11.08.2000). Новое издание представляется как преемник выходившего в начале века журнала “Жас казак” (главный редактор — Ергали Алдыонгаров) и газеты “Жас казак”, выходившей на заре суверенитета (Улугбек Есдаулетов). Газету украсила шапка: “Здравы ли Вы, зрелые умы, остались ли Вы, думающие читатели!”. Ну а лозунг газеты звучит так: “Духовное богатство – Глубокое знание – Общественная справедливость”. Насколько издание будет соответствовать таким слоганам, покажет, безусловно, только время. Но что касается общественной справедливости, то первый номер уже показал свои зубы. В свое время, когда нынешний глава Нацагентства по делам госслужбы Зауытбек Турисбеков был главой Южно-Казахстанской области, там разворовали огромную по областным меркам сумму – на целых 45,5 миллиона тенге. Эти деньги предназначались на покупку автомашин ветеранам войны. Словом, обычная для насквозь коррупционного Казахстана история. Необычно только то, что казахскоязычная газета, по сути дела, уже в пилотном номере называет массу фамилий и проводит по столь опасной (для журналистов) теме целое расследование. Остается только сказать: так держать “Глас молодого казаха”! Помимо этого, газета опубликовала интервью с Балташем Турсумбаевым, видным государственным и политическим деятелем современного Казахстана, ныне находящимся не у дел. Однако сам Б.Т. от этого положения вещей, похоже, не страдает. На вопрос журналиста Б.Толепбергена: “В последнее время часто говорят, что Б.Турсумбаев непонятно где находится: и не против власти, и не с оппозицией…” На что Б.Т. ответил: “Где бы ни находился человек — во власти, в оппозиции к власти, он прежде всего должен иметь свою позицию. Без такого стержня политик либо заблудится, либо станет оружием в чужих руках”. Судя по интервью, Б.Т. находится в курсе всех событий и зорко следит за общей ситуацией и за нюансами. Примечательна его опосредованная критика персоны Машкевича: “За какие такие заслуги или за счет каких таких талантов этот человек контролирует одну треть экономики Казахстана?” Будущее Казахстана тревожит Турсумбаева, а за завтрашний день должны отвечать все – и оппозиционеры, и власти, считает он. Видимо, ни за что в ответе будет только г-н Машкевич, который, по мнению “Алтын Орды” (11.08.2000), полностью контролирует добычу казахских цветных металлов и спокойно наживается на этом прибыльном деле, и ему нет дела до проблем юного государства…
Шымкентский “Айгак” (16.08.2000) возмущен (первополосный материал) трагической смертью сына депутата Оразалы Сабденова Кайрата… “Похоже, и в этот раз обнаглевшие полицейские уйдут от ответственности. Если такое может случиться с чиновником областного масштаба (Кайрат был заместителем начальника Налогового комитета Акмолинской области. — Прим.), с сыном столь влиятельного отца, что тогда говорить о простых смертных?!”. В “Айгаке”, как, впрочем, и в жизни, трагедия соседствует с фарсом и бытовухой. Вторая книжица мелкоформатного “Айгака” посвящена криминальной хронике и очередным порциям рассказов “очевидцев” “про это”. Кстати, читая “Айгак” и его приложения, у читателя невольно создается впечатление, причем довольно стойкое, что самые “распутные” казахи и казашки проживают в Южно-Казахстанской области, в частности в славном городе Шымкенте…