Обзор аналитических итоговых программ телевидения

10 сентября 2000 г.

Жаль, что все три программы с каждым разом все больше и больше теряют аналитичность, основательность и превращаются просто в информационные передачи. Причем информация подается уже ранее озвученная и лишенная аналитических комментариев, поэтому она становится просто неинтересной.


Во всех трех программах прошли похожие сюжеты о Саммите тысячелетия под эгидой ООН. Эти сюжеты, особенно на “ХАБАРЕ”, заняли весьма значительное время. “ХАБАР” сосредоточил внимание на успехах нашего президента в деле переговоров с различными деятелями. “КТК” почему-то постоянно ставил вопрос: “А нужна ли ООН вообще?”. “31-й” просто пересказал уже давно известную информацию. Конечно, показали и озвучили ту информацию, которая была доступна и которую сочли необходимым дать. Что же было на самом деле, так сказать, “за кадром” — осталось, как всегда, неизвестным.


“Хабар – Жетi кун”


Опять о внутреннем рынке нефтепродуктов. Правительство наконец-то прямо признало невозможность принятия каких-либо мер по отношению к “нефтяным генералам”. Это озвучил в парламенте вице-премьер Д.Ахметов. Однако остались и свои, то есть казахстанские компании, добывающие нефть. Наконец вспомнили и о них. Но, как было сказано, они продают нефть по заниженным ценам оффшорным компаниям. Мажилис создает комиссии для разборок с нефтяными делами.


О ходе уборочной кампании. Большая часть сюжета посвящена проблемам с обеспечением горючим. Как адекватный ответ на “бензиновый кризис” вполне естественным выглядит нелегальный ввоз горючего из России и нелегальный вывоз в Россию зерна. Правоохранительные органы в состоянии проконтролировать лишь не более 20% нелегальных перевозок.


Экологические проблемы на Балхаше. Проведены убедительные аналогии с Аралом. Одной из причин экологических проблем названа работа Капчагайской ГРЭС.


“КТК – Портрет недели”


“КТК” выдал свою первую программу после отпуска. На протяжении всей передачи следовали почти непрерывные “укусы” правительства. Надо сказать, что теперь эти “укусы” выглядят достаточно грамотными и техничными.


Несколько сюжетов под общим названием “военный конфликт на пороге нашего дома”. Имеются в виду “вести с южного фронта”. И действительно, это теперь “фронт”, и действительно все очень серьезно и, похоже, надолго. Почему молчит парламент, почему молчит правительство? Почему молчит главный дипломат страны – Токаев? Вот так сегодня ставятся южно-фронтовые вопросы в передаче. Ставится и еще один интересный вопрос – почему молчит Москва, имея достаточно действенные рычаги влияния, скажем, на таджиков, которые молчаливо, по сути, способствуют агрессии боевиков. Призыв к решению прежде всего “афганского вопроса”.


О кадровых перестановках в правительстве. Прокомментированы уже известные перестановки. Рассказано о новом назначении Константина Колпакова заместителем председателя Нацбанка. Комментарий, в общем, позитивный. Но отмечено, что логики в перестановках не наблюдается.


“31 Канал – НЕДЕЛЯ”


Очень слабая программа. Впечатление такое, что ее делали в страшной спешке. Некоторые сюжеты вообще вызывают удивление полным отсутствием логики и заставляют задать вполне законный вопрос – а что вообще хотели нам сказать, показывая те или иные сюжеты.


«Круглый стол» с участием ОБСЕ по вопросам изменения избирательного законодательства. Создана рабочая группа в составе представителей власти, парламента и партий, не представленных в парламенте и ОБСЕ. Следующее заседание этой группы планируется в январе.


О бензиновом кризисе. Из весьма сумбурного сюжета удалось понять только то, что одним из виновником этого кризиса является Налоговый кодекс. В нем присутствует полный контроль импорта и отсутствует контроль экспорта. Ну что ж — очевидно, так оно и есть.


День независимости Ичкерии. Приведена история российско-кавказских войн 90-х годов. Россия показана в очень негативном свете. Непонятно, для чего был дан этот сюжет. Тем более что в нем весьма односторонне и поэтому необъективно подана информация. Возможно, что он сделан по заказу соответствующего культурного центра.


Все остальные сюжеты весьма сумбурны, не совсем понятны.