Как это было: подростки и дети

Надо признать, что после развала СССР и КПСС подростки остались неприкаянными. Если в советское время они автоматически переходили из пионеров в комсомольцы, находясь под пристальным вниманием и воспитанием из них граждан, то сейчас юная поросль общества, как правило, остается не у дел. Само по себе это чревато последствиями, так как подросток, находясь в периоде формирования личности, представляет из себя мягкий материал, из которого можно лепить все, что угодно.


После ликвидации пионерской организации в детско-подростковой среде возник вакуум. Юными гражданами страны никто не занимался, разве что завучи по воспитательной работе в средних школах. Детскую политику просто взвалили на Союз молодежи Казахстана (СМК). При этой организации была создана Ассоциация детских и пионерских организаций под руководством бывшего комсомольского вожака Сергея Кузнецова. Но это было каплей, из которой невозможно было создать море.


Никому не нужными подростками заинтересовались молодежные лидеры. Так, в Алматы в 1995 году была создана Корпорация взрослых и подростков (КВиП). По слухам, эта организация занималась поиском компромата на чиновников и бизнесменов, вымогая у них денежные средства. Для этих целей активно использовались подростки. Позднее КВиП была ликвидирована, а ее лидер блокирован. Увлечение западными ценностями и вакуум после крушения пионерии вызвало обращение взглядов за рубеж, и в Казахстане появилось Скаутское движение. Возникла эта организация

в городе Павлодар, и возглавил ее бывший офицер Виктор Деймунд. Были образованы филиалы в Алматы и Талдыкоргане. Правда, в последнем скауты просуществовали очень недолго. В Алматы скаутское движение возглавил Александр Воробьев, выпускник одного из Московских военных вузов. Само же Скаутское движение принимало активное участие в молодежной политике. Так, оно явилось одним из учредителей молодежного движения «За будущее Казахстана» (ЗБК). Впоследствии Виктор Деймунд стал директором филиала Либерального движения, потом одним из инициаторов Павлодарского горкома партии «Отан». Его уход во взрослую политику означал медленное угасание Скаутского движения.


В 1996 году педагогом с большим стажем — Натальей Бахмутовой — была основана Ассоциация юных лидеров (АЮЛ).


Эта организация представляла из себя некий симбиоз военизированных скаутов и интеллектуальных яппи. Состояли в ней ученики старших классов. АЮЛ очень рьяно взялась за захват территорий, она была на слуху, а Наталья Бахмутова удостоилась даже аудиенции у Хиллари Клинтон — в период ее визита в Казахстан. Но сейчас АЮЛа не видно и не слышно — видимо, сказывается отсутствие былого финансирования от «Сороса» и «Каунтерпарт Консорциума».


Из сугубо школьных организаций можно упомянуть разве что школьный клуб «Арай», организованный в Алматы. Представлял он из себя скорее организацию последних романтиков-«шестидесятников». «Арай» только однажды поучаствовал в молодежных баталиях на съемках телепередачи «Молодежь: no problem«, и более в политику не совался.


С 1998 года старый большевик, член ЦК ВКП(б) Лев Балаян принялся возрождать пионерскую организацию. Теперь ежегодно в день пионерии в г. Алматы у памятника Ленину происходит торжественный прием двух-трех детей в пионеры.

Детско-подростковые организации принимали все более прозападный характер, и было естественно возникновение им какой-нибудь альтернативы. Первая попытка создания национальной детской и подростковой организации проявилась из недр общественного молодежного движения «Сананын ояуны» (СО). Эта организация в 1997 году после своего требования переименовать законопроект «О молодежи» в — «О молодежи и детях» решила создать детско-подросковое объединение «Жас патриот». Эта попытка обернулась неудачей. В 1998 году Алматинский областной комитет СМК, в лице Талгата Касенова, выступил с предложением объявить 1999 год Годом ребенка. Несмотря на то, что эту инициативу поддержали многие молодежные организации, она была отклонена.


В этом же году клуб «Студенческая элита» представил на суд общественности межшкольную организацию «Жас Кыран». Ее основой стали ученики старших классов казахских школ и казахско-турецких лицеев. Лидером была избрана Ализа Султан. «Жас Кыран» очень хорошо себя представил, и им заинтересовались многие. Всех переплюнуло СО, переманив к себе основных лидеров этой организации Ализу Султан и Едыге Алпысбая и на их базе создав клуб «Арлан». Лишившись своих активистов, «Жас Кыран» развалился. Это стало причиной затяжного конфликта между СО и клубом «Студенческая элита».


Клуб «Арлан» принялся активно завоевывать позиции — под пристальным вниманием наставников из СО. В 1999 году «Арлан» был самой популярной подростковой организацией в г. Алматы и начинал выходить за его пределы. В конце 1999 года между Казыбеком Шайх и Аскаром Умаровым возник конфликт, в результате которого СО раскололось на две части. «Арлан», как верный сателлит СО, тоже распался на несколько мелких организаций. После этого каких-либо заметных явлений в детско-подростковой среде замечено не было, за исключением разве что экзотического движения «За девственность».


Нельзя сказать, что государство остается в стороне от этой проблемы. Продолжают издаваться газеты «Улан» и «Дружные ребята», поддерживается агентство «Юнпресс», проводятся различные конкурсы и олимпиады. Но нужна государственная поддержка детских организаций. Иначе дети и подростки будут продолжать уходить в секты и волонтерские дома западных организаций, где из них вряд ли воспитают граждан Казахстана.