Казахстанцы среднего и старшего поколения помнят, как компропагандисты и идеологи режима трещали на все лады о “лаборатории дружбы народов” (что можно перевести как “клетка с подопытными кроликами и другими существами, которых пытаются заставить общаться по-овечьи либо по-кроличьи”), “республике 100 национальностей”. Но при этом умалчивалось
Согласно оперативным сводкам НКВД СССР, всего было выселено около полумиллиона чеченцев и ингушей, из которых 477 809 человек – абсолютное большинство — вывезли на территорию Казахской ССР.
(Напомним, это был 1944 год, то есть время, когда стало ясно, что срок существования гитлеровского рейха пошел на месяцы, и никакие силы уже не могли остановить краха германского фашизма. Смехотворно и нелепо было предположить, что продлить агонию смогут какие-то мифические пособники немцам, живущие на территории СССР. В том числе “лица кавказской национальности”, которые в это время сражались с германскими войсками (о том, как воевали те же чеченцы, говорит хотя бы такая цифра: 36 из них стали Героями Советского Союза). Преступление Сталина и его приспешников на Северном Кавказе было совершено прежде всего против детей, женщин и стариков. Что, кстати, происходит и в наши дни).
Архивы НКВД сохранили документы, свидетельствующие о массовых заболеваниях холерой, тифом, дизентерией, истощении и гибели десятков тысяч людей в первые годы депортации. Те же документы показывают, что спецпереселенцев использовали на самых тяжелых участках сельскохозяйственного и промышленного производства. В отличие от немцев, корейцев, турок и других народов, которые были расселены более или менее компактно, чеченцев и ингушей раскидали мелкими группами по всей республике. Их несколько раз подвергали внутренней депортации.
Велики и безутешны были горе и скорбь поруганного и оторванного от родной земли-кормилицы народа, но надо было жить, чтобы кормить и поднимать на ноги детей, создавать хоть какой-то покой старикам, да и неведомо горцу-вайнаху сидеть сложа руки и предаваться суесловию и праздным тостам. И включительно до 1956 года, когда с него, горца, как и со многих других оболганных народов, сняли унизительный ярлык “спецпереселенец”, мужчины и женщины, да и тысячи и тысячи подростков, без преувеличения, не щадя сил, трудились денно и нощно, мечтая об одном — о возвращении на родную землю. Но вот что поразительно: когда этот день настал – а произошло это в 1957 году – оказалось, что для многих и многих чеченцев Казахстан стал не отчимом, а родным домом, и покидать его нет никакой надобности. И сегодня в суверенном Казахстане проживает более 100 тысяч чеченцев, в основном на территории Южного, Центрального, Западного Казахстана, в Алматы и области. Абсолютное их большинство заслуживает самых добрых слов. Ахмед Мурадов, председатель правления Ассоциации национального культурного центра “Вайнах”, рассказывая о чеченской диаспоре в нашей стране, приводит такие факты. Ахмед Сапаров в Южном Казахстане и Шаран Тавмирзаев в Алматинской области возглавляют династии чабанов с более чем вековым общим трудовым стажем. Сапаров, кстати, Герой Социалистического Труда, а получить столь высокое звание в советские времена простому чабану было делом далеко не простым. В семье Дудаевых, живущих в Алматы, – около 60 человек. Все 19 детей главы семьи Зои Асхабовны имеют высшее образование, что, как мы понимаем, тоже далеко не рядовой случай. Причем, 14 из них – зубные врачи, что намного превышает рекорд, занесенный некогда в Книгу рекордов Гиннесса. Кроме того, врачи они потомственные, династия берет свое начало из XIX века, от петербургского хирурга Такли Дудаева. Братья Махмадовы из Тараза, Нажмутдин Абдуев из Алматы – известные бизнесмены-производственники, имеют прочные деловые связи с дальним зарубежьем. На производстве и реализации продукции компании “Братья Махмадовы” заняты тысячи людей по всей республике. Своей бескорыстной помощью для учреждений соцкультбыта и просто обездоленной части населения Жамбылской области С. Махмадов заслужил репутацию милосердного бизнесмена. Он спонсирует общественно значимые мероприятия чеченской диаспоры, оказывает материальную помощь беженцам из горячих точек, в т.ч. из Чечни. Научно-производственная корпорация, возглавляемая Абдуевым, занимается разработкой и внедрением в производство ресурсосберегающей, экологически чистой технологии отработки месторождений полезных ископаемых. Абуязид Сангариев — кандидат экономических наук, успешно сочетает в себе качества вузовского педагога, ученого и бизнесмена. Он первым среди чеченцев окончил с отличием в 1970 г. Алма-Атинский институт народного хозяйства — одно из самых престижных учебных заведений в Казахстане. Вскоре, защитив кандидатскую диссертацию, как перспективный молодой специалист после специальной подготовки в Москве 7 лет преподавал в ведущих университетах Мозамбика и Анголы. Читал лекции по проблемам организации и управления предприятиями и финансовыми учреждениями в условиях свободного рынка на примере развитых европейских стран, изучал организацию труда на японских предприятиях, окончил несколько спецкурсов Европейского центра банковского обучения, освоил несколько иностранных языков. Последние пять лет он работает в банковской системе республики на руководящих должностях, в настоящее время является председателем правления ААК "
Элибанкi "
.
В условиях тотального кризиса постколхозного-постсовхозного хозяйства многие земляки Мурадова не только не разорились, но многократно укрепили свое экономическое положение. Например, братья Шишкаевы из села Суюнбай Алматинской области имеют многодетные семьи, добротные домовладения, по нынешним меркам вполне приличные доходы. Все дети либо трудятся, либо учатся, ведут здоровый образ жизни, защищают спортивную честь Казахстана. Один из младших Шишкаевых, Сайдулла, блестяще окончил среднюю школу и Казахский политехнический институт, стал преуспевающим фермером. Его хозяйство состоит из нескольких тысяч овец, сотен голов крупного рогатого скота и лошадей
. На ферме трудятся десятки животноводов. Таких хозяйств в республике сегодня не так уж много. Нелишне заметить, что С. Шишкаев не получил из государственной казны ни одного тенге. Сайдулла — человек с активной жизненной позицией, среди односельчан известен своей благотворительностью, как добрый, отзывчивый человек. Шишкаевы живут в этом селе вот уже 55 лет, со времен депортации. Характерно, что все они не только говорят на чистом казахском языке, но и пишут, читают, поют на нем, прекрасно знают историю, быт и традиции казахов. Байтас шутит, что он родом из Шапрашты. Виртуозно изложит генеалогическое древо казахов Жамбылского района. Это приближенный портрет одной из сельских семей чеченцев, каких сотни во всех регионах Казахстана. Именно они являются типичными представителями чеченской диаспоры, а не те псевдочеченцы, образ которых навязчиво лепят многие масс-медиа.Казахстанским зрителям и слушателям, впрочем, как и любителям оперного искусства многих стран, известно имя Султана Байсултанова — Народного артиста РК, Чеченской и Ингушской республик, а любителям поэтического слова – заслуженного работника культуры РК Зулпы Чумаковой, которая кроме сочинения прекрасных стихов занимается общественной деятельностью: руководит Жезказганским региональным общественно-культурным центром “Вайнах”. Спортивную честь и славу республики защищают – ныне в должности главных тренеров – футболисты Вагит Талгаев и Вахид Масудов, чемпионы мира по борьбе Бисолт Дециев и Ильмади Джабраилов. Понятно, что список достойных представителей чеченской диаспоры, граждан Казахстана (а по Конституции, Чеченской Республики Ичкерия и граждан Чечни), можно продолжить.
Как известно, в 1995 году указом президента РК создана Ассамблея народов Казахстана, которую возглавил сам Н. А. Назарбаев. А в конце марта была юридически оформлена Ассоциация национального культурного центра чеченского и ингушского народов “Вайнах”, предшественником которой был Комитет “Казахстан – за мирное урегулирование в Чечне” (первоначально — Координационный совет чеченских общин “Маслаат”). И уже в апреле в стонущую от разрывов бомб и снарядов Чечню ушел самолет с 12 тоннами медикаментов, закупленных Ассоциацией на гуманитарные взносы. Летом того же года “Вайнах” проводит в Стамбуле конференцию “Чеченский кризис в контексте международного права”, участие в которой принимают парламентарии из 13 стран мира. Следом за этим мероприятием проходит 1-й Всемирный конгресс чеченских диаспор, президентом которого избирается профессор Принстонского университета Муххамад Шашани. Председателем Ассоциации был избран Яндаров А.Д. — доктор философских наук, профессор — как человек, имеющий большой жизненный опыт, обладающий авторитетом в научных кругах, занимавший высокие посты в государственных структурах Чечено-Ингушской АССР, а позже в ЧРИ. Последние три года чеченское правление Ассоциации “ВАЙНАХ” возглавляет Ахмет Сейдарахманович Мурадов, член Совета Ассамблеи народов Казахстана. После окончания Грозненского нефтяного института А. Мурадов приехал в Мангышлак, где прошел путь от помощника бурильщика до заместителя начальника управления буровых работ. Позже возглавлял Казахстанский филиал компании “Роснефть”. Его трудовая деятельность в Казахстане совпала с периодом демократических преобразований в этой стране. Гражданский мир, межнациональное согласие стали главными условиями политической стабильности в этой постсоветской республике. В тех условиях на помощь государственным структурам пришли люди с нестандартным мышлением, способные возглавить работу в экстремальных ситуациях, на принципах народной дипломатии нейтрализовать деструктивные силы. В их числе был и А. Мурадов. Он блестяще продемонстрировал эти качества во время первых межнациональных конфликтов в Новом Узене, был одним из инициаторов и организаторов общественно-политических
объединений и движений гуманитарного направления как в Казахстане, так и на международной арене в период назревания военного конфликта между Россией и Ичкерией, а также в ходе войны, в короткий период после первой войны и в настоящее время.Основные направления деятельности Ассоциации базируются на решениях учредительной и последующих конференций. Причем приоритет отдается сохранению и возрождению языка, культуры и образования, приумножению и пропаганде нравственных ценностей чеченского и ингушского народов. В числе других направлений – содействие тесной интеграции всех чеченских и ингушских центров Республики Казахстан. Это позволит создать единое информационное пространство, с помощью которого можно более эффективно решать социально-культурные и иные задачи…
Экономическую основу функционирования культурных центров составляет самофинансирование через малый бизнес, развитие которого будет содействовать закреплению чеченцев и ингушей на своей второй родине. Однако все запланированные мероприятия не могут быть выполнены без материальной поддержки извне как со стороны России, так и со стороны Казахстана. К сожалению, подписание Договора о принципах взаимоотношений между Чеченской республикой Ичкерия и Российской Федерацией в мае 1997 года не привело к долгому миру и возвращению беженцев на родину. В 1999 году война вспыхнула с новой, еще более разрушительной силой, приведшей к множеству жертв с обеих сторон и массовому исходу жителей в разные страны мира, в том числе в Казахстан. И работы для активистов “Вайнаха
” как в Алматы, так и в областях значительно прибавилось. На сегодняшний день временное право на жительство в Казахстане получили около 796 беженцев из Чечни, всего же их более двух тысяч. Как заявил на состоявшемся в Алматы в июле текущего года семинаре по правам беженцев, организованном Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности А. Мурадов, с наступлением осени и зимы возникнет проблема обучения детей в школах, и как эта проблема будет решаться, неизвестно. К сожалению, проблему чеченцев в Казахстане усугубляет чеченофобия. Нередко беженцы страдают от чиновничьего беспредела и отсутствия правовой базы. Отсутствие закона о беженцах позволяет чиновникам разных ведомств бездействовать, нарушать международные соглашения, подписанные Казахстаном, Конституцию РК. Для них главными документами в этом вопросе являются служебные инструкции своих ведомств. Прибывающие из Чечни беженцы попадают в приемники-распределители, по существу являющиеся изоляторами тюремного типа со всеми их атрибутами. У попадающих сюда беженцев берут отпечатки пальцев, фотографируют, вносят в журналы. На вопрос, зачем это делается, отвечают: “Когда вас убьют, будем знать, кого”. После нашего обращения к президенту РК по поводу предвзятого отношения к выходцам из Чечни число необоснованных проверок сократилось. Кстати, по российскому законодательству чеченцы — участники боев, не уличенные в военных преступлениях, амнистированы. Однако удостоверения жителей России, выданные чеченцам, в Казахстане не признаются за официальный документ. А чтобы получить паспорт, в России надо заплатить 150 долларов. Таких денег вынужденные переселенцы из Чечни, как правило, не имеют. Таким образом, отсутствие надежных документов у беженцев позволяет чиновникам ограничивать их в передвижении не только по республике, но и по области и даже по районам. Чтобы отлучиться в соседнюю деревню, беженец обязан поставить в известность об этом местные органы правопорядка. При задержании такого человека на “чужой” территории милиция и военные обязаны докладывать о нем своему начальству. В связи с этим руководство “Вайнаха” попросило эмигрантские и властные структуры Казахстана, неправительственные организации разработать регламент пребывания беженцев из Чечни, узаконить их юридический статус. А. Мурадов заявляет, что их Ассоциация не просит придать чеченцам статус политических эмигрантов, чтобы не вмешиваться в отношения Казахстана с Россией по этому вопросу. Задача руководства и созданного при Ассоциации штаба по работе с беженцами, – обеспечить межнациональный мир, согласие между государствами и народами, добиться, чтобы отношения с беженцами из Чечни исходили из международной практики.Причины такого отношения к вынужденным переселенцам из Чечни в Казахстан (как и в многие другие постсоветские республики) в последние годы очевидны. Хотя Чечня и провозгласила себя самостоятельным государством, однако ни одна страна мира, за исключением двух мусульманских стран, в которых сильны тенденции ваххабизма с искаженным для поборников “чистого” ислама уклоном в силовой экстремизм, не признала ее статуса, по-прежнему весь мир видит эту горскую республику в составе России. Из этого прямой вывод: Россия не ведет военных действий против суверенного государства, как это было в случае с НАТО-Югославия, а подавляет военный мятеж в собственной стране. А мятежники и террористы, по всем международным законам, не могут считаться беженцами. Де-юре это вроде бы правильно, но вот де-факто… Ведь в Ичкерии не какая-то кучка людей, узурпировавших власть, решила, не считаясь
с волей народа, выйти из-под власти сюзерена, а весь народ – поголовно! – жаждет политической независимости от страны, на которую у этого народа многовековая обида, и еще живы те, кого в скотских вагонах везли насильственно с родной земли в неизвестность и на вымирание. Можно ли после всего содеянного великой (по территории) страной осуждать этот народ за “сепаратизм”? Он что, этот народ, после получения официального для своей страны статуса суверенного уйдет за океан или за горы, как в свое время евреи ушли в Египет, вместе с пожитками унесет с собой горы, леса, реки, нефть? Да нет же, этой нефтью и лесом он будет торговать с той же Россией – к обоюдной для соседей выгоде. “О дайте, дайте мне свободу…”Массированная пропаганда обрушивает на головы слушателей, зрителей и читателей как в самой России, так и в постсоветских странах (кроме разве что стран Балтии и Азербайджана) лживую басню о массовых преступлениях чеченцев против мирного населения, каждый состоявшийся или несостоявшийся теракт на территории России автоматически приписывается “лицам кавказской национальности”, прежде всего чеченцам. Слово “чеченец” благодаря этой пропаганде многими воспринимается как ругательство, люди в Москве и других городах готовы по первому знаку поднять истеричный вой под лозунгом “смерть чеченцам!”, как это было по отношению к “троцкистам” в 30-е годы. Манипулируя общественным сознанием, политики и военные, обеспечив себе поддержку мирного населения в своей стране, безнаказанно осуществляют крупномасштабные преступления против мирного населения, называя их сепаратистами. К сожалению, лидеры стран Запада, на словах ратуя за мирное решение северокавказской проблемы, на деле ничего существенного не предпринимают, осуществляя, как всегда, политику двойного стандарта. Посадить же за стол переговоров Москву и Грозный при своем посредничестве им вполне по силам – экономический фактор, сильнейшая зависимость России от иностранных инвестиций сыграли бы в этом ключевую роль.
Я не склонен идеализировать всех без исключения вайнахов – как живущих на исторической родине, так и вдали от нее. Немало среди представителей этого этноса лиц, у которых совесть не чиста, а то и хуже. И немало преступных группировок, состоящих из представителей данного этноса. Однако вот вам конкретный факт чеченского “экстремизма” на территории Казахстана, явившийся прямым следствием античеченской истерии, проникающей со стороны России, и растлевающий еще не сформировавшееся мировоззрение юнцов. Корреспондент газеты “Костанайские новости” О. Колосова в номере, датированном 9 июня сего года, в корреспонденции “Противостояние” безапелляционно заявила о том, что в 150 километрах от областного центра “…существует (?) своя собственная чеченская война. Я там была. Удостоверяю: крохотная, локальная,
негласная, лихо рядящаяся под бытовуху и хулиганство…” В чем же конкретно эта “война” в отдельно взятом селе выражается? Цитирую: “Хрупкий мир (между русскими и чеченцами. – А.П.), перемежающийся словесными перепалками “активистов” с обеих сторон, окончательно разбился этой весной, когда очередная, по всеобщему утверждению, традиционная ссора на местной дискотеке закончилась крутыми разборками за поселком. …С одной стороны — 17-25-летние русские, с другой – горячие кавказские парни от 25 до 37 лет. Из-за чего началась та драка, сегодня толком не может объяснить никто. Вроде бы кто-то возмутился, что машина (местных чеченцев. – А.П.) стоит на “чужой территории”, кто-то …предложил “разобраться по-мужски”. ВОЗРАСТНОЙ И ЧИСЛЕННЫЙ ПЕРЕВЕС БЫЛ НА СТОРОНЕ ЧЕЧЕНЦЕВ (выделено мной. – А.П.). …Свидетели уверяют, раскручивает автор “чеченский след”, что Аслан Музаев, который сейчас находится под следствием, выстрелил в шею 17-летнему Ване Найде, от чего тот и скончался. Профессиональный следователь и даже добросовестный журналист, прочитав это “расследование”, без труда обнаружит в нем массу лакун, темных, непрописанных, построенных на собственных домыслах автора мест, попросту предвзятый подход к расследованию и оценке фактов. Во-первых, автор выслушал только одну сторону – потерпевшую, да и то “факты” цитируются из коллективного письма жителей “на самый верх”, а не из разговоров со многими сельчанами, как принято поступать в подобных случаях. Логичное и объективное высказывание местного акима о том, что преступление не имеет национальности, автор сопровождает негативной стилистической окраской. Несколько чисто хулиганских действий – разбитое стекло в машине, принадлежащей чеченцу, распевание песенки детишками “ай-яй-яй, убили Найду”, поджог крыши дома подаются как эпизоды этой самой “чеченской войны”. Как ни крути, налицо нагнетание межэтнического противостояния, межнациональной розни, озвученные массовым тиражом.Разумеется, правоохранительные органы обязаны объективно (надеемся, так оно и будет) провести расследование и установить истинную причину конфликта, его виновников, фамилию убийцы юноши и обстоятельства, предшествовавшие роковому выстрелу. Но вот коллега по перу О. Колосовой – А. Сергазинова из газеты “Костанай”, выступившая с обстоятельным материалом через полтора месяца, то есть
после того, как страсти улеглись, вызывает во мне большее уважение и доверие к изложенным фактам. Автор опросила множество жителей Черниговки – свидетелей возникновения конфликта, участников самой потасовки, окончившейся трагически для одного из зачинщиков, многих взрослых – как русских, так и чеченцев и лиц другой этнической принадлежности, ознакомилась с официальными документами. И выяснилось, что никакого явного перевеса чеченцев в обычной хулиганской потасовке, которые почти всегда затевают братья Малецкие (погибший Найда носит другую фамилию, так как все братья родились от разных отцов), избивали двоих, причем к надуманной теми же Малецкими причине самого конфликта отношения не имевшими. Кто стрелял, установить весьма проблематично, так как потасовка шла в полной темноте. В сущности, это была не драка, а, как говорят, куча-мала. Никто из опрошенных корреспондентом не сказал худого слова в адрес своих односельчан-чеченцев (все они либо депортированные, либо дети и внуки таковых). Более того, село самим своим нынешним неплохим по нынешним временам житьем-бытьем обязано энергии и инициативе чеченцев, прежде всего директору ТОО “Черниговский” Имрану Гучигову, которого два года назад сельчане попросили возглавить умирающее село. Коллективное же письмо с требованием выселить чеченцев – фальшивка, сфабрикованная той же матерью своих безотцовых детей (один из них, тот самый главный зачинщик роковой драки, сидел за изнасилование, привлекался за разбой). Подписи простодушные черниговцы ставили на чистом листе бумаги, устно же их уверяли, что это надо для расследования драки и наказания убийцы.Я так подробно остановился на вышеприведенном инциденте, потому что он типичен в России. За десятилетия коммунистического правления наиболее уязвивыми в аспекте сопротивляемости жизненным невзгодам оказались именно русские (и представители некоторых малых народов). А для спившегося, морально деградировавшего человека обеспеченный и трудолюбивый сосед вызывает чувство отторжения, инстинктивной зависти. (Помните, у Высоцкого: “У
них денег куры не клюют, \\ а у нас на водку не хватает”. Между прочим, вот такие элементы охлоса, толпы и стали тем “пролетариатом”, с помощью которого большевики в 1917 году привели к краху великую страну.) Если же этот сосед еще и другой национальности, то здесь уж наверняка разыгрывается этот фактор. Что и произошло в нашем случае.Но скажите на милость, а в какой стране и у какого народа отсутствуют преступники и преступные группировки по этническому признаку? (Редчайшее исключение – Исландия, но на то свои причины.) Американцы сетуют: российская мафия на их земле оставила далеко позади себя по массовсти и дерзости, масштабам преступлений все прочие, включая итальянскую и мексиканскую. Здесь еще вот что надо учесть: свобода для чеченца – это не стремление и желание жить в одиночку или группами, грабя и убивая всех и вся вокруг. Свобода, независимость – в генах горцев, они испокон веков жили анклавами территориально и родоплеменными сообществами по общежитию, тейпами, выработав свое формальное и неформальное право, оригинальные обычаи, другие институты духовной и материальной культуры, в свое время выбрали богов и святых и никогда не изменяли им. За все это народ надо уважать и восхищаться, а не навязывать ему силой оружия чуждые ценности.
Я не склонен идеализировать как прежнее, так и нынешнее руководство республики Ичкерия. Те пресловутые нападения на грузовые поезда, многочисленные похищения людей, включая представителей зарубежных стран с целью выкупа, что фактически является работорговлей, никак не согласуются с нормами международного права, не делают чести никому из причастных к этим акциям. И тем не менее действия российской стороны совершенно неадекватны, несоразмерны по масштабам и результатам содеянного. Тем более что оружие в огромных количествах на территории Чечни фактически оказалось подаренным самой Россией, а позже поставлялось опять же оттуда – по прямому указанию военных и гражданских преступников, занимавших (и занимающих) высокие посты в кремлевских коридорах власти.
Все войны рано или поздно кончаются. Придет конец и этой бессмысленной братоубийственной бойне, выгодной лишь политикам и военным в решении их узкокорыстных интересов. И когда на землю Ичкерии, более 300 лет страдающей от экспансионистских амбиций великой соседней страны, придет долгожданный мир, чеченцы, не по своей воле оказавшиеся за пределами своей страны, смогут вернуться на родину строить мирную жизнь. Они заслужили этот мир, нормальное человеческое существование. Но в Казахстане немало сегодня таких, для кого
эта страна давно стала родным домом, а многие и родились здесь — возможно, надобности в отъезде не будет. И мы будем продолжать жить бок о бок в мире и согласии на этой гостеприимной и богатой земле. Плодородных полей, пастбищ, городов и сел, хлеба, мяса и соли хватит на всех.