Некоторое затишье свойственно нашей стране перед началом каких-либо кардинальных изменений. Чаще всего эти изменения касаются кадровых перестановок. Обыкновенно бывает так, что на некоторое время из поля зрения граждан исчезает глава государства, а потом появляется с новыми указами по реформированию структур органов государственной власти или назначениями чиновников. Похоже, что нечто такое ждет нас и сейчас. На прошлой неделе Нурсултан Назарбаев отбыл в отпуск и вернется к концу месяца.
Думается, что в отпуске президенту над многим придется поразмыслить. Идея Национального диалога, предложенного Форумом демократических сил, не поддерживается большинством лиц из окружения главы государства. Возможно, это связано не только с “претензиями” оппозиции на то, чтобы за стол переговоров сели лидер оппозиции Акежан Кажегельдин со своими товарищами по Форуму демократических сил – с одной стороны, а с другой – Нурсултан Назарбаев с тем, кого он посчитает нужным пригласить участвовать в таком диалоге. Скорее всего, странные телодвижения власти по поводу Национального диалога связаны с внутренним противоборством внутри окружения главы государства. Иначе и не объяснить вначале получение добра на проведение “круглого стола” в рамках Национального диалога, а потом резкий отказ от него и проведение встречи министра информации, общественного согласия и культуры Алтынбека Сарсенбаева с представителями политических партий и общественных объединений по законопроекту “О земле”. В то же время отдельные источники информируют о том, что во время визита казахстанского президента на “Саммит тысячелетия” в Вашингтоне должна была состояться его встреча с опальным экс-премьером Акежаном Кажегельдиным. На встрече должны были обсуждаться идея Национального диалога, его формат и участники. Естественно, что речь зашла бы и о гарантиях лидеру оппозиции в случае его возвращения на родину для участия в Национальном диалоге.
Однако эта встреча была сорвана из-за того, что в окружении главы государства есть люди, всеми силами препятствующие контактам двух лидеров. Надо отдать должное этим людям: они отчетливо понимают, что некий компромисс между Нурсултаном Назарбаевым и оппозицией, в частности Акежаном Кажегельдиным, станет залогом дальнейшего сохранения власти Нурсултаном Назарбаевым. Между тем обострение борьбы внутри окружения показывает, что стареющего президента, у которого обострены инстинкт самосохранения и подозрительность (черты, присущие всем людям, длительное время находящимся на вершине власти, как отмечают психологи и политологи), подталкивают на необдуманные действия — например, согласившись на проведение Национального диалога, президент вдруг отменяет заседание “круглого стола”. Или объявляет о том, что кадровых перестановок больше не будет, и через пару недель возвращает Бауржана Мухамеджанова в кресло заведующего государственно-правовым отделом своей администрации, а на его место отправляет Игоря Рогова, уступившего свое кресло г-ну Мухамеджанову. Словом, некоторые шаги наталкивают на мысль о том, что отдельным лицам выгодно представить главу государства, не всегда адекватно реагирующим на действительность. Если такое мнение сложится у широкой общественности, то тогда легче ввести в действие институт регентства, который фактически заложен в Законе “О первом президенте”.
К тому же в зарубежной печати сегодня усиленно муссируются слухи о том, что президент Нурсултан Назарбаев ищет возможность передачи власти легитимным путем по примеру Бориса Ельцина. Если это так, то преемников найдется больше чем нужно. Видимо, поэтому так разнятся решения, принимаемые президентом. Но думается,
что все же факты обстоят далеко не так, как хотелось бы некоторым. Не случайно президент взял тайм-аут в виде отпуска. Похоже, что за это время он обдумает детали и вновь возьмет ситуацию под контроль. Возможно, этим и объясняются его новые кадровые назначения. Так, Бауржан Мухамеджанов давно слывет одним из самых верных соратников президента. И, вернувшись в кресло заведующего государственно-правовым отделом администрации, он получает право курировать все силовые ведомства страны. А с передачей администрации президента квалификационной коллегии из Минюста назначение судей, к примеру, все равно во многом будет зависеть от него. Игорю Рогову предстоит же неблагодарное дело: он должен будет оформить переход пенитенциарной системы из МВД в Министерство юстиции. Учитывая же, что это дело потребует огромных средств и совершенствования законодательной базы, становится понятно, сколько денег уйдет на данную реформу.Назначение же Константина Колпакова заместителем председателя Национального банка свидетельствует о том, что отныне деятельность банков, финансово-промышленных групп будет строиться в строгом соответствии с законом. Впрочем, это и так понятно — просто г-ну Колпакову поручается “продавить” блок законопроектов в парламенте, регулирующих правовые аспекты в финансовой сфере.
Нельзя не заметить, что отдельные решения противоречат Конституции. Так, квалификационная коллегия Минюста имеет статус, прописанный в Конституции. Так или иначе главе государства придется вносить проект изменений в Конституцию, ибо многие ее положения не отвечают реалиям дня. Но на этом настаивают и оппозиционеры, входящие в Форум демократических сил. По их мнению, надо менять выборное законодательство, следует принять законы о местных органах государственной власти и о местном самоуправлении и т.д. Вряд ли в законопроект, который, очевидно, будет предложен парламенту в конце сентября -начале октября правительством, войдут нормы, предлагаемые оппозицией. Но одно ясно: изменения в Конституции последуют. Какими они будут, видимо, станет ясно после выхода главы государства из очередного отпуска.
Внутренние проблемы сегодня для президента обостряются внешними. Появление исламских боевиков на юге Кыргызстана заставило многих аналитиков говорить об угрозе и для Казахстана. Не исключают повторения баткенских событий на границах нашей республики будущим летом и военные. Вероятно, именно эта тема станет одной из главных во время визита Владимира Путина в Казахстан нынешней осенью. О сроках официального визита российского президента 8-9 октября на днях объявил министр иностранных дел республики Ерлан Идрисов. Во время переговоров оба президента обсудят проблемы военного сотрудничества, взаимодействия в области энергетики и транспорта. Естественно, что одной из основных обсуждаемых проблем станет космодром Байконур и оплата долгов по аренде Байконура. Не исключено, что Владимир Путин поднимет вопрос массовой миграции русских из Казахстана и положение русских здесь. Только за один год, с 1995 по 1996-й, около 300 тыс. русских выехали в Россию. Всего же,
по отдельным данным, страну покинули более 2 млн. русскоязычных. Из 14 млн. человек русские в Казахстане составляют примерно 5 млн. человек. Специалисты предполагают, что миграция населения продолжится, тем более что в приграничные области России сегодня уезжает и немало казахов.“Русская карта” станет ключевой во взаимоотношениях наших стран. И вполне очевидно, что и определяющей. Во всяком случае, игра на этом поле может принести немало дивидендов российскому президенту, радеющему за своих соплеменников. У казахстанского же президента меньше шансов сохранить лицо в такой игре, ведь русские уезжают из-за неверия в будущее, безработицы, отсутствия социальных гарантий, невозможности получить образование детям и т.д. Быть может, в ответ на гарантии военной помощи в случае угрозы со стороны бойцов из ИДУ (Исламского движения Узбекистана) Владимир Путин потребует, в свою очередь, гарантий по отношению к русскоязычным.
Словом, есть о чем подумать Нурсултану Назарбаеву на отдыхе. Его дальнейшие действия сразу после отпуска покажут, насколько силен казахстанский президент и на кого он собирается делать ставку для того, чтобы дальше сохранить свой пост.