Кто хозяин страны?

Есть ли хозяин у города? Вот такой вопрос часто задают самим себе и всем нам, живущим в Алматы, журналисты. Чаще всего ответ на вопрос провисает в воздухе. Коллеги же из журнала “КонтиненТ” говорят, что хозяин появился, и это – аким Алматы Виктор Храпунов. Можно поспорить с журналистами и сказать, что это далеко не так. И город все так же грязен, и фонари на улицах горят почему-то в 11.00 утра, а не вечера, и розы далеко не те, что были, и арыки перестали журчать. Все так, и все же робкое-робкое шевеление происходит, порывы свежего ветра очищают воздух, и, вглядываясь, начинаешь замечать, что действительно оживляется городская жизнь. Появляются приметы новых веяний, как-то: обилие ресторанов и кафе, магазинов, лучше стал ходить транспорт, которого, кстати, все больше на улицах южной столицы. Нет веерного отключения, долгострои возвращают к жизни. Словом, жизнь продолжается. Но червь сомнения, т.е. скептицизма, точит душу и твердит: “Могло бы быть и лучше”. Да, лучше могло бы быть, но для этого необходимо установить законы, по которым в городах и районах начнут жить, а градоначальники будут избираться и держать отчет перед избирателями, куда и как потрачены деньги налогоплательщиков. Иначе у города никогда не появится хозяина, а в районах начальство будет вести себя как уездные князьки.


И хорошо, что журнал поднимает эту тему, потому что государство никогда не станет сильным, если у города и села не будет хозяина (банальная истина, но приходится ее повторять). Статья Дмитрия Маслова рисует портреты трех акимов Алматы за годы суверенитета. Так уж получилось, что нынешнему акиму Виктору Храпунову повезло в том плане, что он принял бразды в свои руки, когда переход от социалистической экономики к рыночной завершается. И станет ли теперь Алматы тем городом, о котором слагали песни, во многом зависит от его руководства. Но для того, чтобы Виктор Вячеславович смог укрепить экономику бывшей столицы, решить проблемы социальной сферы, необходимо, как уже было сказано, совершенствовать законодательную базу. Вот тогда-то, когда город сможет оставлять в местном бюджете хотя бы 25% НДС и подоходного налога, можно будет говорить об Алматы как о центре культурной, финансовой, научной среды, где решены все проблемы в социальной жизни. Но, увы… А потому о независимом суверенном государстве мечтать не приходится, хотя для каждого отдельно взятого казахстанца государство это и есть город, район, село, где живешь. И если там все хорошо и тебя устраивает, значит — и государство сильно.


Главная тема номера и все остальные темы в восемнадцатом номере журнала перекликаются и дополняют друг друга. В самом деле, что может быть страшнее для жителей всех городов и сел, если в воздухе пахнет войной. Появление исламских боевиков у наших границ – не детские пугалки и ужастики, а вполне реальная угроза, и прежде всего потому, что социальная база для этого имеет место. События в Кыргызстане и Узбекистане нынешним летом могут и должны стать уроком для нас — вот только какой урок извлекут из этого наши власти?.. Ведь темы, поднимаемые авторами журнала, говорят о том, что учиться почему-то все стремятся на своих ошибках, а не на чужих (и как не вспомнить поговорку: “Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих”. Но мы-то не дураки же?!). Из года в год повторяющийся кризис с ГСМ в канун уборочной страды ничему, оказывается, не учит. И правительство вновь повторяет ошибки своих предшественников, не предотвратив кризис. Передача крупнейших объектов народного хозяйства в руки иностранным компаниям, как показывает практика, ничего хорошего для республики не принесла. Доходы, получаемые от импорта нашей продукции, оседают в оффшорных зонах, а сами иностранные компании начинают диктовать нам правила игры. Пример тому – передача ШНОСа в руки канадской компании, которая отпускает теперь бензин и другие ГСМ по мировым ценам и на внешний, и на внутренний рынок. Стоит ли тогда удивляться тому, что мы испытываем перебои с обеспечением бензином и взлет цен на ГСМ?..


Дмитрий Нурумов поднимает тему грядущего визового режима России в отношении своих партнеров по СНГ. Теплится надежда, что в отношении Казахстана останется действовать безвизовый режим, но для этого надо подписать двусторонние соглашения. На каких условиях будут подписаны эти соглашения?


“КонтиненТ” продолжает публикацию материалов о главных проблемах уходящего столетия. Самой животрепещущей на пороге нового века по-прежнему остается проблема нефти. По мнению политолога Султана Акимбекова, нынешние потрясения, связанные с нефтью, вызваны многими причинами. “Экономических оснований для существования высоких цен нет. С этим согласны все. Значит, есть другие основания… — делится надо”. Ученый считает, что “На самом деле мы стали свидетелями типичного перераспределения доходов”. А Казахстану и России придется считаться с тем, что будут диктовать мировые державы, несмотря на все запасы углеводородов. Вот такая печальная истина.


С Вячеславом Бондаренко, автором специального репортажа “Буря” в нашей пустыне”, казахстанские военные, наверное, не согласятся и скажут, что учения по программе НАТО “Центразбат-2000” приносят определенную пользу. Может быть, но как решаются те проблемы, с которыми сегодня столкнулись военные – пробелы в материально-техническом снабжении армии, отсутствие должного духа, мародерство и рукоприкладство офицеров, недостатки в боевой и физической подготовке? Учения проводить надо, с этим никто не спорит, но еще важнее решать реальные вопросы армии. Тем более когда военная угроза у порога. Сергей Смирнов анализирует истоки экстремизма в исламе и приходит к выводу, что основой для него, как и для проникновения ислама в государства, становятся социальные противоречия. “Степень противодействия радикальным исламистам зависит от степени демократизации общества, готовности правящих элит содействовать его консолидации, в том числе найти место и религиозному фактору для решения стоящих перед обществом социально-экономических проблем”.


Сердце бьется слева. У каждой великой революции есть своя великая музыка” – это название статьи Марата Хасанова. Политолог заостряет наше внимание на том, что XX век прошел под знаком революций, основой которой служили коммунистические идеалы. Традиционные теории о природе революций сегодня не совсем отвечают практике. Уж слишком по-разному свершались революции в этом столетии. Автор вспоминает молодежные бунты 60-х, и, хотя тогдашние “леваки” превратились в респектабельных господ (многие из них лидеры в своих странах – Уильям Клинтон, Энтони Блэр, Люсьен Жоспен, Йошка Фишер), их песни, музыка навсегда стали гимном молодежи (“Битлз”, Боб Дилан, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, “Роллинг Стоунз”…). Есть что-то такое в этих идеях, что Оскар Лафонтен покидает все свои посты, не примирившись с политикой Шредера. “В своем кратком послании он просто объяснил свой уход: ведь сердце бьется слева”. И “наши сердца требуют перемен”.


В номере — также уже ставшие традиционными репортажи из алматинских ресторанов, приглашение в путешествие по далеким странам. Любопытна публикация Саиды Сулеевой о первой казахстанской “мыльной опере” — “Перекрестке”. Феномен успеха картины состоит в том, что люди хотят видеть самих себя на экране. Ожидает ли успех новый сериал? В “Саранче”, говорят, речь пойдет о криминальных разборках и наших сыщиках, бесстрашно отлавливающих бандитов и рэкетиров. Неужели вся наша жизнь состоит только из этого?..


Юля Семыкина попыталась рассказать о республиканской физико-математической школе — и… рассказа не получилось, потому что перечисление фактов еще не воссоздает картину. А рассказывать есть о чем, потому что школа эта уникальна. Сегодняшние ее ученики принесут славу республике, как и другие питомцы, хотя бы потому, что уже сейчас они выигрывают международные олимпиады и нацелены на будущее. Но проблемы у школы те же, что и у всех. Однако, в отличие от других школ, здесь нашлись спонсоры из числа выпускников, многие из которых занимают высокие посты. Вернуть в школу учителей-профессионалов, сделать все, чтобы ученики были всесторонне образованными людьми – первоочередная задача. А кому учить детей, если высококлассные педагоги в поисках заработка вынуждены обучать детей в частных заведениях, которые пока отдачи не приносят. А профессор Сорбонны, Гарварда доктор физико-математических наук Аскар Жумадильдяев, вместо того чтобы заниматься дальше изучением теории числовых колец (он – алгебраист, его труды хорошо известны ученому миру) и растить учеников здесь, на Родине, работает то в Киото, то в Мюнхене. Отрадно, что выпускники школы хорошо понимают проблемы образования, а потому взялись помочь хотя бы альма-матер. Вот только построить ли коммунизм в отдельно взятой стране?