“Там, где не поют птицы”

Главной темой первого октябрьского номера “КонтиненТа” стал Китай. По мнению авторов издания, “Усиление позиций КНР в Центральной Азии связано прежде всего с обострением борьбы за богатые нефтегазовые ресурсы региона”. Как пишет Сергей Смирнов: “Китай занимает 7-е место в мире по объему ВВП. Некоторые аналитики предполагают, что к 2005 году его экономика достигнет уровня Японии, а к 2010-му Китай может обогнать даже США, хотя другие специалисты относят это к 2020 году”. Но вместе с тем Китай испытывает массу проблем в обеспечении, например, углеводородами, что может “стать причиной серьезных региональных конфликтов”. Именно поэтому Китай сегодня так много внимания уделяет реализации проектов в нефтегазовой отрасли. За последние семь лет Китай заключил соглашение на участие в 15 крупных проектах в этой области в самых различных концах света, в том числе и в Казахстане. Как утверждает узбекский политолог Фархад Хамраев, “Особый интерес проявляет Китай к казахстанским месторождениям. Связано это с несколькими факторами. Во-первых, с непосредственной близостью к своим границам, что позволяет вести строительство прямых нефтепроводов. Во-вторых, это обеспечит новые рабочие места в СУАР, что должно, по мнению китайской стороны, способствовать стабилизации ситуации в районе. В-третьих, Республика Казахстан рассматривается руководством КНР как мост, связывающий Китай с Ближним Востоком, а именно с Ираном и Ираком, с которыми Пекин намерен активно сотрудничать в будущем в области энергетических ресурсов”. Отсюда такой большой интерес китайской стороны к строительству трубопроводов в нашей республике. По мнению, Фархада Хамраева, реализация китайских трубопроводных проектов позволит КНР стать “фаворитом, а возможно, и победителем в “шахматной игре” за новые нефтяные скважины.


Константин Сыроежкин — один из самых авторитетных синологов в нашей республике — свою статью озаглавил “Западные ворота в Китай”. Речь идет о Синьцзяне, который “В минувшее десятилетие сделал мощный рывок в социально-экономическом развитии. И не в последнюю очередь – за счет нас”. Увы, ученый прав – именно казахстанцы и жители других соседних республик постсоветского пространства позволили автономной области Китая сделать такой резкий рывок. Шоп-туризм, контрабанда цветными металлами – лишь часть того, что помогло укреплять экономику Синьцзяна и доламывать собственную. В результате: там — повышение уровня жизни, появление собственных производств, создание рабочих мест и снижение безработицы, что способствует стабилизации обстановки в регионе, несмотря на буддирование время от времени идеи независимости Синьцзяна, а у нас – “огромная масса “шоп-туристов”, которых уже ни к станку, ни к кульману никакими коврижками не заманишь, а следовательно, о возрождении отечественного производства можно только мечтать, как и о решении проблемы оттока валютных ресурсов из страны”. Но пока в политике Казахстана по отношению к Китаю и Синьцзяну нет четкой позиции, и потому, видимо, нам остается только завидовать “белой завистью” китайцам, умело использующим все рычаги для удержания автономного района.


Еще одна “больная тема”, о которой нельзя не говорить. Быть может, Виталий Волошин и сам не подозревает, насколько точен оказался в “попадании в тему”. Его репортаж о Каркаралинске – городе, бывшем некогда почти культурной Меккой казахов и татар, не только набат по исчезающим природным и культурным ценностям степи, но и призыв оглянуться: а что там? А там – родина Лавра Корнилова (наконец-то признанного российским героем), Дмитрия Карбышева, Тохтара Аубакирова; место, где Кунанбай построил мечеть. Вот уж воистину: “В этом мире случайностей нет”. Не случайно, наверное, местность под Каркаралинском была выбрана для полигона, на котором испытывали ядерное оружие. Вот только эхо тех взрывов отзывается тишиной в горах Каркаралы, отсутствием трелей птиц: “Ничего, кроме гулкой тишины, нарушаемой лишь плывущим в небесах самолетом”. Прибавить сюда число ранних смертей среди мужчин 40-50-летнего возраста, огромное количество больных с различными хроническими заболеваниями. “Протон” и то упал на землю. Когда-то из Семипалатинска в Каркаралинск сновали обозы, проводились ярмарки, на которые съезжалось несметное число людей. Первые казахские интеллигенты любили отдыхать в здешних горах, окрещенных позже “карагандинским синегорьем”. Если горы Улытау были духом Сары-Арки, то каркаралинские горы всегда служили местом отдыха и культурного паломничества. И судьба Каркаралинска, как в миниатюре, повторяет судьбу республики.


В номере также — прогноз политолога Султана Акимбекова о возможном развитии событий на южных границах. В отличие от многих других аналитиков, г-н Акимбеков считает, что ситуация в регионе (имеется в виду выход талибов к границам бывшего СССР) находится под контролем, и все заинтересованные стороны скоро придут к заключению соглашений. Результатом же этих соглашений станет признание талибов рядом стран и отступление их от границ. Что ж, многие прогнозы отдельных казахстанских политологов сбываются. Подождем полгода и посмотрим – прав ли окажется Султан Акимбеков. Если да, то казахстанское руководство должно отправить в отставку официальных аналитиков и пригласить политологов из “КонтиненТа”.


Кроме того, в этом номере читатели найдут публикации на темы, остающиеся всегда актуальными. Как-то: о рынках, о соседях, медицине. Саида Сулеева анализирует арт-сцену — увы, от этого анализа немного печально, потому что мы не умеем раскручивать наших артистов, большая часть которых (например, оперные певцы и мастера балета) составляет славу театров с мировым именем. Мы же не можем предоставить им ни сцену (какой год уж ремонтируется ГАТОБ им. Абая в Алматы), ни достойную оплату их искусства. Вот и получается, что постепенно превращаемся в край, “где не поют птицы”.