Поиск истины, а не стремление сенсации двигало мной, когда я тщательно проштудировав все известные и доступные мне письменные источники, отыскивал любые известия о городе Туркестан, чтобы поверить в официальную версию его 1500-летия. С сожалением должен констатировать, что самые ранние упоминание о Яссах — предтече Туркестана относится лишь к середине XIII века. Следовательно, история существования Туркестана в предшествующие семь столетий остается в неизвестности…
СИЛА КРЫЛАТОГО СЛОВА
Казахи, как и их кочевые предки: хунны, тюрки, огузы и кипчаки не имели своей письменной истории, хотя, скажем, тюрки еще в середине VI в.н.э. создали собственную письменность и оставили на «вечном камне» (и не только) свидетельства былой мощи и славы, нелегкой жизни и причудливой судьбы. Отсутствие письменной истории компенсировалось коллективной памятью народа, богатейшим устным творчеством. Будучи письменно зафиксированным, оно становится устной историоло-гией.
Как справедливо отмечал Л.Н.Гумилев, культура кочевников кристаллизовалась не в вещах, а в слове, в информации о предках. У тюрков, например, сила слова считалась материальной силой. К примеру, у современников красноречие Абылхаир-хана, батыра Срыма, поэта-бунтаря Махамбета ценилось наравне с их бесстрашием, доблестью и полководческим талантом. Более того, кочевники, наделяли слово бессмертием. Так, в каракалпакcком народном эпосе «Сказание о Шарь яре» говорится:
«Караваны пройдут — и теряется
след,
Даже камни дряхлеют за тысячи
лет,
А вот мудрое слово не меркнет
вовек.
Ничего на земле долговечнее нет«.
Разумеется, нельзя абсолютизировать фольклор, тем более противопоставлять его историографии. Устная традиция истории имеет свои недостатки, изъяны: и большую тенденциозность, и сдвиги в хронологии, когда более поздние события накладываются на ранние, и элементы фантастики и т.д. При всей важности источников различных видов приоритет справедливо отдается письменным, как наиболее достоверным. История казахского народа, как и некоторых других тюркских народов восстановлена, прежде всего, по письменным источникам его соседей, а также по сведениям путешественников, ученых, географов и писателей стран, зачастую весьма далеких от земли казахской. Но и письменные памятники имеют разную степень достоверности, ценности и несут в себе печать тенденциозности и субъективизма. Говоря об истории кочевых народов, следует особо подчеркнуть, что не только на уровне бытового сознания, но и в исторической науке долгое время господствовали представления о кочевниках, порожденные расизмом и теорией европоцентризма, как о диких, отсталых элементах человеческого общества, которые не только не создали никакой культурной ценности, а напротив, постоянно стремились к уничтожению городов
Казахи не были, как и монголы, слепыми врагами городов, городской культуры. Напротив, они прекрасно сознавали их роль и значение, также как и жизненную важность торговли. Основатель Узбекского ханства Мухаммад Шейбани-хан, хотя и прикрывал свою враждебную политику по отношению к казахам религиозными мотивами, однако истинную причину этой вражды, наряду с соперничеством двух государств, видел в другом: воспрепятствовать казахам приобщиться к городской жизни, цивилизации. По словам Фазлаллаха ибн Рузбихана, историографа Шайбани-хана, последний стремился «не допустить казахов ступить в его владения, ибо они воочию увидели бы и рассмотрели красу, благоденствие, орудия завоевания мира и преимущества узбеков». Хан запретил всякие торговые сделки с казахами, взаимопосещение казахов и узбеков, поездки купцов и даже приказал ограбить казахских купцов (Фазлаллах ибн Рузбихан. Исфахани. Михман-наме-йи Бухара. М., 1976, c.l01).
СРАЖЕНИЯ ЗА ГОРОДА
Борьба за овладение и закрепление за собой Ташкента, Туркестана, Саурана, Отрара и других присырдарьинских городов становится для казахских ханов и султанов не просто вопросом престижа или воинской доблести, а главным образом, следствием осознания ими роли городов и торговли в упрочении Казахского ханства и в целом жизнеспособности народа. Указанные города должны были стать форпостами молодого государства. Если в долгой и упорной борьбе с шайбанидами за владение этими городами, казахским ханам все же удалось одержать верх, то это объясняется в значительной мере позицией самих горожан, которые, еще не будучи казахами, все же тяготели к ним, чего не может скрыть даже шайбанидская историография. В этом, пожалуй, сказалось влияние того обстоятельства, что среднее и нижнее течения Сырдарьи были древним очагом расселения предков казахов — кангюйцев.
Хотя первой столицей Казахского ханства стал город Сарайчик в низовьях Урала, однако именно присырдарьинские города, в том числе и Ташкент, который находился под властью казахских ханов и султанов в течение 200 лет (1599-1799) стали оплотом казахского государства, а город Туркестан долго был его столицей. Изучение истории средневековых городов является, следовательно, составной частью исследования истории Казахстана. Проведенные в 70-е годы XX века крупные по масштабу раскопки на территории городища Туркестан по уровню слоев XVII-XIX вв. позволили формированию нового научного направления — позднесредневековой археологии.
Официальное чествование в октябре нынешнего года 1500-летия города Туркестан значительно, на несколько столетий удревняет историю зарождения и развития Туркестана, делая его не позднесредневековым, а раннесредневековым городом. Собственное название города — Туркестан, по мнению специалистов, возникло в конце XVI в. (История Казахстана. Т. 2. Алматы, 1997, с.463). Ранее город назывался Яссы. Другого названия города в литературе нет, хотя можно предположить, что и до Яссы он мог существовать под каким-то другим именем. Постараемся в доступных нам письменных источниках найти какие-либо упоминания об этом городе.
НЕУБЕДИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ КАЗАХСТАНСКИХ АРХЕОЛОГОВ
Известия письменных источников в казахстанских городах весьма лаконичны, если не сказать, очень скудны, и они восходят не ранее IX века. Так, в трудах ал-Хорезми и ал-Фаргани (IX в.) наряду с такими известными городами Средней Азии как Бухара, Самарканд упоминаются города Тарбанд (Отрар? — Б. И.), Исбиджаб (Сайрам), ат-Тараз. Последний имеет определение как город купцов. (Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках.У в. до н.э.-ХV в. н.э. Алматы: Олке, 1998, С.195-196) Ибн Хордадбех (начало Х в.) не только называет города Исбиджаб, Тараз, но и дает точные расстояния между ними и другими городами. Он впервые упоминает поселения Кулан, Бирки (Мерке), называя их «большими селами» (Там же, с. 197). Ал-Истахри (умер в 934 г.) не только подробно перечисляет присырдарьинские города: Фараб, Бархекет, Сабран (Сауран), Сюткенд, Васидж, кенджид, Атлак, Тараз, Исбиджаб, Усбаникет, Кедер, Шавагар, Ахсикет и указывает точные расстояния между ними, но и дает дополнительные характеристики некоторым из них. Так, Сабран, по Истахри, город, куда в мирное время приходят гузы (огузы) и ведут торговлю. «А поскольку в нем не бывает войн, город этот очень богатый». Город Тараз, подчеркивает ал-Истахри, это рубеж между тюрками и мусульманами и вокруг него укреплены стены. Это одновременно граница Чача (Ташкент и область — Б.И.) (Там же,с.213-214).
По данным казахстанских археологов, на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI-IX вв., которые считаются остатками городов. Некоторые из них идентифицируются с названиями Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб) иШавгар. Как видим, за исключением Шараба, остальные города находят подтверждение в указанном списке ал-Истахри. В IX-начале ХШ вв., утверждают археологи, на средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете, в Отрарском оазисе —города Кедер, Весидж, Бурук, в округе Шавгар: Яссы, Шагиль-джан, Карнак, Карачук, Сауран, в низовьях Сырдарьи-Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент (История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы, Дэуiр, 1993, с.91-92, 93). Авторы данного исследования идентифицируют Шавгар с современным городищем Чуй-Тобе, расположенном рядом с Туркестаном. Вывод о том, что Шавгар: в источниках известен уже в VIII в. и что на месте современного Туркестана, рядом с Шавгаром, в X-XII вв. сформировался город Яссы (там же, с. 83) представляется, как и в отношении первого, так и второго, не совсем убедительным. Во всяком случае, в письменных источниках подтверждения этому нет. С другой стороны, даже чрезмерно смелое предположение археологов Казахстана о том, что город Яссы возник в Х-ХП вв. далеко от того, чтобы соответствовать официальной версии 1500-летия Туркестана.
Нет сведений о Яссах и в сочинении Ибн Хаукаля (вторая половина Х в.), хотя он сообщает интересные данные о других сырдарьинских городах, которые относятся, по его мнению, к округу Исфиджаба (Сайраме). «А этот Сабран, — пишет Ибн Хаукаль, — город, в котором собираются гузы (огузы) для заключения мира и перемирия и для торговли, когда они в мире; это укрепленный город. Город Сюткенд лежит к западу от реки Шаш, в нем есть мечеть… В новом селении (Янгикент -Б. И.) живут мусульмане, и вместе с тем — оно столица государства гузов, там живет зимой царь гузов. Вблизи от него находятся Дженд и Хора, в обоих живут мусульмане, а власть принадлежит гузам. Новое селение находится в 10 дней пути от Хорезма и в 20 днях пути от Фараба». (Прошлое Казахстана…, С.215).
Известие Ибн Хаукаля о новом селении подтверждает и ал-Масуди (X в.), который называет его Новым городом — ал-Медина ал-Джадида. В анонимном сочинении «Худудалалам» (написано в 983 г.) есть сообщение о Кулане и Мерке. Кулан — небольшая область, соприкасающаяся с мусульманским миром, и в ней имеются посевы. Мирки, говорится в «Худуд ал-алеме», селение, в котором живут халлухи (карлуки- Б.И.), приходят также купцы (Там же, с.217).
Нет никакой информации о Яссах и в работах авторов ХI-ХII вв. Гардизи
(XI в.) лишь упоминает город Янгикент, т.е. он воспроизводит собственно тюркское название города, а не его арабскую кальку как Ибн Хаукаль и ал-Масуди. Вместе с тем Гардизи впервые вводит в историко-географическую литературу термин «Туркестан» как синоним понятия страны и государства тюрков. Так как область Туркестана, замечает Гардизи, была отдалена от населенных земель, ей дали название Тюрк. К племени тугуз-гузов, продолжает далее он, пришел один человек из Туркестана, влюбился в девушку из племени ябагу, похитил ее и увез в Туркестан. Туркестанский хан отнял у него ту девушку, взял ее к себе (Там же, с.219-220). Интересно, что выдающийся знаток тюркского языка Махмуд Кашгари (XI в.), перечисляя названия тюркских городов: Талас (Тараз), Сайрам, Сабран, Сюткенд, Сыгнак, Карачук, Кендже, не употребляет выражения Туркестан. Это и понятно: «стан» — слово персидского происхождения, и в его время оно явно не получило широкого распространения. Боровшийся за чистоту родного языка Махмуд Кашгари, вряд ли нуждался в обозначении страны тюрков персидским эквивалентом.УПОМИНАНИЕ О ЮБИЛЯРЕ ОТНОСИТСЯ ЛИШЬ К СЕРЕДИНЕ Х
III ВЕКАВ трудах авторов Х
II — первой половины ХIII вв. (Йакут ал-Хамави, Мерверруди, ибн ал-Асир, ан-Нисави и др. (термин «Туркестан» получает прочную «прописку». Эти авторы дают довольно достоверные сведения о границах Туркестана. Так, по словам Иакута, «Бискенд — город за Шашем (Ташкентом — Б.И.), принадлежавшей к районам Туркестана, а это место собрания тюрок. Хотан — страна и область после Кашгара за Яркендом, и она считается принадлежащей к стране Туркестан. Она расположена в долине между гор в центре тюрок. Кашгар — это город, деревни и сельские волости, куда ездят из Самарканда и тех областей. Он расположен в середине страны тюрок и его жители —мусульмане. Баласагун — большой город в пограничных пунктах против тюрок, находящийся за рекой Сейхун недалеко от Кашгара (Там же, с;234). Из сырдарьинских городов Иакут упоминает лишь город Дженд, «большой город в странах Туркестана» (Там же, с.234, 239).Название .Туркестан находим и в сочинении Джуздани. Интересно, что он правителя Отрара, героически сражавшегося с монгольскими завоевателями, именует не просто Кадыр-ханом, а Кадыр-ханом Туркестанским. Он различает Дешт-и-Кипчак и Туркестан. Ибн ал-Асир считал, что страна Туркестан
— это Кашгар и города Баласагун, Хотан, Тараз и другие, которые граничат в стране Мавераннахр (Там же, с.263). Краткое упоминание трех сырдарьинских городов: Янкинт, Бархин и Орнас, (идентифицируемых историками как Янгикент, Барчкент и Ашнас. История Казахстана, т.2, с.211) содержится в отчете посланника папы Иннокентия IV монаха Плано Карпини, посетившего ставку великого хана Гуюка Каракорум в 1246 г. (Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука. Алматы, 1990, с.64). В 1254 г. ставку великого хана посетил армянский царь Гетум 1. Обратный путь его проходит через города Восточного Туркестана. Гетум решил посетить ставку старшего сына Батыя Сартака, расположенную севернее Согнаха (Сыганака). Посетив Сартака, Гетум вновь возвращается в Сыганак и оттуда через Савран (Сауран) и Асон (Яссы) доехал до Отрара, и переправившись через Сырдарью в Зурнук, по ханской дороге, минуя Самарканд, Бухару, Туе, попадает в Армению («История Казахстана», т.2, с.212). Если идентификация казахстанских историков Асона как Яссы верна, то мы получаем первое письменное свидетельство о городе Туркестане в его изначальном названии. Таким образом, достоверное упоминание нашего юбиляра относится лишь к середине ХШ в. Правда, академик В. В. Бартольд полагал, что уже в XII в. будущий Туркестан назывался Яссы и что в истории Тимура Шерефеддин Иезди называет его селением (кариа) (Бартольд В. В. Сочинения. Т. 3. М., 1965, с. 520).Косвенным подтверждением правильности этого вывода Бартольда может служить жизнь Ходжа Ахмеда Яссауи, умершего в
1166 г. Если Яссауи — нисба Ходжа Ахмеда, то существование города или селения Яссы в XII в. не вызывает сомнений. Нельзя исключать, вероятно, и версии, что Ахмед Яссауи — это полное имя праведника и по его имени селения получило свое название — Яссе. Поскольку мы обратились к наследию великого востоковеда, будет уместно Обратить внимание на ошибку и даже искажения мыслей Бартольда, имеющее место КСЭ. Мы уже отметили, что Иезди называл Яссы селением (кариа). Бартольлд подчеркивает, что Ахмед Яссауи был очень уважаем в стране тюрков и назывался Хазрет-и Туркестан, чем, вероятно, и можно объяснить новое название города (с. 520). А вот как звучит казахский перевод: «Шарафеддин Иезди жазбасына караганда Кариа елдi мекенi… кейiн турктердiн орталырына айналып, Хазрет-и Туркестан аталды» (КСЭ, t.i 1, Алматы, 1977, 216-217).Таким образом, если даже допустить, что Яссы существовал в
XII в., то ив этом случае история Туркестана явно «не тянет» до юбилейной даты — 1500 лет. В мусульманских источниках Яссы упоминается только в конце XIV в, в связи с походами Тимура. Рашид ад дин (умер в 1318 г.) подробно описывая судьбы сырдарьинских городов: Отрара, Сыганака, Ашнаса, Дженда, Янгикента, Узгенда, Барчанлыгкента, ни слова не говорит о Яссах (Прошлое Казахстана…, с. 294-295).Авторы
XIV-XV вв.: ал-Омари, Шами, Натанзи, Иезди, Самарканди и другие также сообщают о. сырдарьинских городах. В составе Золотой Орды ал-Омари называет, например, города Сыганак, Сайрам, Дженд, Янгикент. По словам Натанзи, Сасы-Бука, сын Ногая, 30 лет процарствовав в Ак-Орде, умер естественной смертью в 1331 г. Он был похоронен в «богохранимом городе Сауран». Об Эрзене, сыне Сасы-Бука, Натанзи пишет: «Он был крайне умным, праведным, богобоязненным. Большая часть медресе, ханака (скитов), мечетей и прочих благотворительных учреждений, которые находятся в Отраре, Сауране, Дженде, Барчкенде устроил он. 25 лет он правил и умер естественной смертью, могила его находится в Сыганаке» (Там же, с.502).И только в сочинении придворного историографа Шахруха Шереф ад-Дина Иезди (умер в
1454 г.) содержится известие о Яссах. В 1388 г., пишет Иезди, войско Тохтамыша осаждало Сабран (Сауран). Не будучи в силах овладеть Сабраном, Тохтамыш ограбил Яссы (Там же, с.305).ПОСЛЕДНИЙ ПОКОЙ ТИМУРА
В
1391 г. Тимур свой знаменитый поход против Тохтамыша начинает из района Яссы, Караучи, Сайрама. Ясс