Бизнесмены подставляют президента страны

Минувшая неделя не принесла особых сюрпризов, разве что ожидаемой отставки правительства не произошло, да президент на встрече с журналистами вдруг заговорил о собственном здоровье. Причем никто из журналистской братии так толком и не понял, чего ради вдруг глава государства стал растекаться мыслью по древу, живописуя свое бодрое настроение и отменное здоровье. Ох, и нелегкая задача теперь у имиджмейкеров президента: поди разъясни, что хотел сказать президент. Народ-то у нас ученый, крученый, все сразу вспомнит: и то, как болезнь густобрового маршала скрывали от масс, да почку Андропова и болячки Черненко. Словом, есть чем заниматься имиджмейкерам, коли журналисты не смогли внятно растолковать, зачем глава государства заговорил о своем здоровье.


Впрочем, журналистам сейчас не до того. Парламент приступает к рассмотрению законопроектов, названных президентом первоочередными. Правительство создает Нефтяной фонд, при этом крайне неуклюже ведет агитацию в защиту данного фонда. Национальный банк по-прежнему выставляет себя единственным защитником народа. Что стоит за выговорами министру внутренних дел Каирбеку Сулейменову и Генеральному прокурору Юрию Хитрину? Снимут ли их все-таки с работы? Словом, у журналистов дел хватает, тем более что младотюрки подкинули новые темы для размышлений. Открытое письмо ряда бизнесменов президенту страны в защиту бывшего председателя Госматрезерва Сматая Аязбаева поражает своей правовой неграмотностью; более того, оно откровенно подставляет Нурсултана Назарбаева, который твердит о независимости судов и необходимости усиления прокурорского надзора за исполнением законности. А письмо бизнесменов превращает главу государства в некоего царя-батюшку, который единолично решает все дела, в том числе и уголовно наказуемые. И это тогда, когда президент говорит о незыблемости демократических принципов и установок, о необходимости дальнейшего развития правовой реформы. В общем, приехали: одним махом на весь мир господа предприниматели заявили, что в Казахстане нет никакой демократии; следовательно, отсутствуют независимые суды, а все решает телефонное право или президент страны.

Открытое письмо опубликовали практически все крупные издания республики, в том числе и “Деловая неделя”. Можно, наверное, порадоваться за бизнесменов, проявивших корпоративную солидарность, однако что-то не хочется радоваться, ибо на деле только суд может и должен доказать виновность или невиновность г-на Аязбаева (кстати, вот там на суде и доказывайте его невиновность, господа!). Можно ли поверить тому, что подписавшие письмо трудятся честно и открыто, если забыли о банальной истине: вину или невиновность доказывает только суд и никто более. А коли появляются такие письма, значит, признается, что в Казахстане честного бизнеса нет, а действуют свои, особые правила. Стоит ли после этого удивляться тому, что малый и средний бизнес в республике никак не может встать на ноги.


Кстати, статья Нуртая Бидамехта в номере за минувшую неделю и продолжает эту тему: “Ведь события на Госматрезерве развернулись именно во времена вхождения младотюрков во власть, ныне остающихся не у дел”. Вот в этом вся закавыка. К слову, в прошедшем обзоре мы упомянули о Сматае Аязбаеве как о молодом перспективном ученом. Мы и сегодня не отказываемся от этого мнения, однако считаем, что точку над “и” должен поставить суд.


Время по Гринвичу” дает подробный отчет о выборах в США. Кроме того, здесь есть ряд материалов на тему интеграции, а Максим Соболев знакомит читателей с военной мощью Индии, за последнее время вставшей в первые ряды стратегических партнеров крупнейших государств мира.


Панорама”, как всегда, опубликовала подробные отчеты обо всех важнейших событиях недели, в том числе и отчет с совещания с силовиками. Здесь же сообщение Reuters о предстоящих поездках главы государства. Странно получается: почему-то о поездках главы Казахстана информирует не пресс-служба президента страны, ни Казахское государственное информационное агентство, а Великобританское информационное агентство. В каком перевернутом мире мы находимся? В российских СМИ совсем недавно подробно рассказывалось о том, как относятся к прессе власти Южной Кореи. Вначале вся информация поступает в государственные корейские издания, потом для частных газет и агентств страны. И лишь только после этого сообщения идут иностранным журналистам. У нас же все наоборот, и невдомек нашим лицам, ответственным за освещение в СМИ деятельности главы государства, что тем самым они в очередной раз подставляют президента, ибо кто же всерьез будет принимать такое государство, где обслуживают иностранных журналистов в первую очередь. Несерьезно, господа, несерьезно. И еще на эту же тему. Газета опубликовала сообщение о том, что правительство передало в мажилис законопроект, “предполагающий усиление госрегулирования деятельности средств массовой информации и ограничение вещания иностранных электронных СМИ”. И опять почему-то это сообщение Reuters. Почему не пресс-служба правительства, наконец? Бюджетные деньги тратятся на содержание пресс-службы, а сообщения передают иностранные агентства. Видимо, только в нашей стране возможно такое.


Новое поколение” на первой же странице дало собственную версию смерти известного казахстанского журналиста и правозащитника Дулата Тулегенова. И с этой версией хочется согласиться, потому что все помнят скандал из-за публикации Дулата в защиту русского языка и русских. А еще можно отметить публикацию Андрея Губенко “Сторожа “паутины”. Нельзя не согласиться с автором, что предложение о признании всех сайтов в Интернете средствами массовой информации окажет разрушающее действие на неокрепший Казахнет. Понятно, что контролировать хочется, и потому легче признать сайты СМИ, чтобы распространить действие закона о печати на них, чем разработать оригинальный законопроект. Андрей Губенко прав: “Нет, все-таки не обошлось без чертовщинки, не иначе как бес попутал наших уважаемых законотворцев. Ведь результат они получат как раз обратный ожидаемому. Запретный плод сладок”.


Казахстанское приложение к “Известиям” интересно тем, что здесь появился обзор казахстанского Интернета. Однако беглый взгляд Евгения Грюнберга не дает представления о том, что же представляет собой Казахнет. И к тому же непонятно, к чему сказано о сайте “Евразия”, который является российским и к Казахстану имеет опосредованное отношение. И не всем сетевикам, видимо, понравится сравнение Интернета с авантюрой.


Деловое обозрение Республика” вслед за “Навигатором” наконец-то замолвило словечко в защиту Сматая Аязбаева. Напомним: в предыдущем обзоре мы говорили о том, что Генеральный прокурор Юрий Хитрин не имел права называть взятого под стражу Сматая Аязбаева директором гастронома и унижать его человеческое достоинство. Это мы можем повторить и сейчас и даже согласиться с автором публикации в защиту Сматая Аязбаева Дулатом Мусатаевым, что “он явно сидит за других, в качестве “козла отпущения” за неизвестного государственного деятеля”. Только неприемлем сам стиль и тон публикации. Если уж автору известно, каким образом происходило хищение бензина, так надо прямо о том и говорить, а не наводить тень на плетень. Впрочем, наведение тени на плетень, очевидно, — перманентное состояние для этого еженедельника. Хотя нельзя не видеть, что в некоторых случаях газета более чем прямолинейна, но это, наверное, когда речь идет о шишках рангом поменьше, как-то: Григорий Марченко, к примеру. Спору нет, сам Григорий Александрович дает богатую пищу для того, чтобы СМИ злословили по его поводу, но ведь нельзя не признавать и того, что он – один из самых компетентных финансистов. Остается только гадать, чем же не угодил Григорий Марченко газете “Деловое обозрение Республика”. В этом же номере – подборка материалов об энергетическом комплексе страны. Завидное постоянство, которое газета демонстрирует при освещении данной темы, безусловно, заслуживает уважения. Хотелось бы только, чтобы “разбор полетов” проходил более содержательно, без наскоков, и объяснял бы, как и почему складывалась сегодняшняя ситуация в энергетике.


Кстати, также регулярно газета публикует материалы о фондовом рынке и интеграции на постсоветском пространстве. В этом номере размещено интервью Жибек Кашкеевой с председателем Национальной комиссии по ценным бумагам Азаматом Джолдасбековым – о фондовом рынке. А московский политолог Виталий Хлюпин пытается ответить на вопрос, зачем России Центральная Азия. Особый интерес вызовет у читателей интервью корреспондента “Российской газеты” Юрия Киринициянова с акимом Западно-Казахстанской области Кабибуллой Джакуповым. Во-первых, г-н Джакупов нечасто соглашается на интервью и потому редкий гость на страницах казахстанских газет и журналов. Во-вторых, он является одним из долгожителей среди акимов (руководит областью с января 1993 года), что само по себе не может не вызвать уважения. В-третьих, к этой области сейчас приковано внимание многих инвесторов и прежде всего из-за Карачаганского газоконденсатного месторождения. Однако в интервью Кабибулла Джакупов говорит о другом, очевидно, наболевшем – о миграции населения области в приграничные российские районы. Особенно его взволновали слова Владимира Путина на недавней встрече с соотечественниками в Астане: “Я не хотел бы вмешиваться во внутренние дела соседнего государства. В конце концов, российский бюджет – не мое дело. Но Казахстан с Россией не только соседи, но и друзья. А друзья должны быть в своих диалогах предельно честными и открытыми. Рискую показаться излишне настойчивым, но повторюсь: если бы Россия отменила статус вынужденных переселенцев для бывших граждан Казахстана, обе страны от этого только выиграли”.


И еще один материал, который, думается, привлечет внимание читателей, интересующихся политикой. Это еще одно интервью Фатимы Косаевой с руководителем Компартии Казахстана, депутатом мажилиса Серикболсыном Абдильдиным, который высказывает свое мнение о парламенте, законопроектах, национальной безопасности и о… премьер-министре. Интересно, что, в отличие от младотюрков, критикующих главу правительства, один из самых опытных политиков страны считает, что Касымжомарт Токаев “искренне стремится работать на благо народа”.

Казахстанская правда” верна себе, и потому сказать о номерах газеты за минувшую неделю особо нечего. Единственный свет в окошке – субботний номер газеты. А в нем – статья депутата мажилиса Исахана Алимжанова о налоговом бремени. Интересна страничка “Культура” с зарисовкой Марины Пархоменко о молодом казахстанском композиторе Серикжане Абдинурове. А на страничке “Здоровье Галия Шимарбаева беседует с академиком Торегельды Шармановым о секретах долголетия и крепкого здоровья вследствие правильного приема пищи. И самый интересный материал номера – комментарий Александра Таракова к президентским выборам в США, ибо в нем не только глубокое понимание проблем современности, но и доходчивое изложение очень серьезной темы, которая затрагивает каждого казахстанца, хотел бы он того или нет. К слову сказать, прекрасно, что Александр Тараков стал писать, как когда-то на заре суверенитета. Почаще бы только.


И еще о “Казахстанской правде”. В газете всегда сильными журналистами считались собственные корреспонденты. Однако почему-то в последнее время все меньше публикаций Валерия Лебедева, Сергея Горбунова, Владимира Ли. Исчез со страниц Айбас Сыздыков. Нельзя не сказать, что газета стала забывать традиционную рубрику о людях искусства. Все меньше печатаются Эдуард Джилкибаев и Светлана Ягмурова, а сколько музыкантов, певцов, художников, актеров республики стали известными благодаря их ярким страстным зарисовкам и очеркам. Жаль… ибо лучше читать добротные публикации хороших журналистов, чем те серые материалы ни о чем, которые заполонили газету в последние годы.


Экспресс К” все больше превращается в ежедневную газету, оперативно информирующую читателей обо всех событиях, происходящих в стране. Вместе с тем газета продолжает отслеживать темы образования, криминала, финансов, законотворчества. В отличие от другой ежедневной общереспубликанской газеты, “Экспресс К” пытается каждому важному событию предпослать комментарий должностных лиц, политиков. Это и придает ей особый оттенок. Взять, например, выездные визы. Другие издания ограничились сухими отчетами с пресс-конференций, а “Экспресс К” организовал “Свободную линию” с начальником миграционной полиции МВД республики Умирбаем Мусаевым. И сразу становится понятной точка зрения полиции на проблему выдачи выездных виз. А она заключается в том, что полиция считает преждевременным положительное решение об отмене выездных виз.


Газета продолжает давний спор с руководителем Союза ветеранов Афганистана Рустемом Байтерековым. Суд счел возможным удовлетворение иска о защите чести и достоинства к газете, поданного Байтерековым в Медеуский районный суд. Однако “Экспресс К” оставляет за собой право на обжалование, а затем на публикацию тех документов, которые Медеуский районный суд почему-то не принял во внимание. А документы свидетельствуют о том, что Рустем Байтереков находился в Белоруссии в то время, когда, как он сам утверждает, служил в Афганистане. К слову, почему-то только телеканалы рассказывают об этом процессе, а газеты молчат, словно в рот воды набрали. А ведь речь идет не только о корпоративной солидарности, но и о праве журналиста вообще на свободу слова и расследование фактов.


В номере за четверг Виктория Хмелевская рассказывает об абсурдности ситуации, в которой оказалась алматинская пенсионерка Валентина Кузнецова, посадившая купленные в магазине семена мака для того, чтобы печь пироги. Оказывается, бабушка не имела права этого делать, хотя семена вполне легально продаются в магазине. В общем, Фемида наша сурова по отношению к людям, находящимся за чертой бедности, а закон писан только для них. Ни один бизнесмен поди не написал письмо президенту страны в защиту бедной бабушки, а в письме в защиту Аязбаева говорят о честности и справедливости.


Весьма оригинально отметил «красный праздник» 7 ноября «Вечерний Алматы». Газета опубликовала характерный отрывок из произведения Нобелевского лауреата Ивана Бунина, который, как известно, не принял революцию и до конца своих дней проклинал большевиков.