“Кузет” — против “Барса”

3 декабря 2000 г.

“Хабар – Жетi кун”


Главное политическое событие недели — саммит глав государств СНГ в Минске. После ряда сомнений СНГэшники собрались и создали антитеррористический центр — оптимизм по этому поводу излучали только президенты Казахстана и Киргизии. Именно так подал материал корреспондент “Хабара”. Вообще, ядро СНГ — таможенная пятерка во главе с Казахстаном.


Принят в первом чтении “Бюджет-2001”. Основные дебаты парламента с правительством — о закрытости национальных компаний и частных инвесторов. Вице-премьер Ержан Утембаев признался, что правительство сковано законами республики и пунктами контрактов. Премьер-министр Токаев обещал разобраться с нацкомпаниями. Сюжет выдался добротным, нацеленным против так называемых олигархов.


Спокойный, ровный материал о конфликте между Нурланом Бизаковым и Томасом Марло. Дана хроника событий и высший пик борьбы: Бизаков под прикрытием охранников РГП “Кузет” занимает свой бывший кабинет, на следующий день Марло под прикрытием спецназа “Барс” возвращает кабинет обратно. Нейтральную тональность сюжета нарушает ведущий со своими сравнениями Нурлана Бизакова с бежавшими из Казахстана Талапкером Иманбаевым и Акежаном Кажегельдиным. Можно понять, что “Хабар” уже вынес приговор Бизакову.


Авторский материал Сергея Пономарева по итогам поездки на Ближний Восток заканчивает обзор семи дней. Интересные живые зарисовки, сбалансированный сюжет без комментариев и прогнозов. Самая яркая встреча — с евреем из Туркестана Семеном Якубовым, который говорит на казахском, русском и иврите.


“КТК – Портрет недели”


Программа после краткой хроники некоторых событий недели перешла к теме обсуждения бюджета в парламенте. Или корреспондент канала не был в субботу на работе в парламенте, или же, охраняя интересы владельцев, “Портрет недели” абсолютно не отразил наезды депутатов на национальные компании.


Ведущий, как всегда, покритиковал чиновников в лице главы внешнеполитического ведомства Ерлана Идрисова. В подводках министру было отказано в праве озвучивать позицию государства на совещании ОБСЕ — по мнению ведущего, министр не имел права критиковать действия Европы. Тут же Идрисову досталось за то, что корреспондентов КТК не допустили на совещание министров иностранных дел по мерам доверия в Азии. Дальше было бы логично покритиковать администрацию президента, которая не взяла КТК на саммит в Минск, но, видимо, пороху не хватило.


Главными на КТК считаются сюжет, где побывали журналисты, и тема, по которой может высказать свое мнение ведущий, — например туризм, о котором комментатор распространялся слишком долго.


Наиболее приближенным к аналитике является материал из Восточного Казахстана о проблемах лесного хозяйства и непродуманных решениях Министерства экологии и биоресурсов.


Пересказ нефтяной саги Казахстана не отличается новизной и пуст — как карман корреспондентки, что она и демонстрировала зрителям.


Герой программы — Кайрат Имангалиев, инвалид, кандидат физико-математических наук, который занялся общественной деятельностью. В свое время он выставлял свою кандидатуру в депутаты парламента. Его всегда вдохновлял образ президента США Рузвельта — инвалида, много сделавшего для величия Америки. А наше общество считает людей с ограниченными возможностями ущербными. Однако Кайрат достиг всего сам, потому что никогда в душе не считал себя инвалидом.


“31 Канал – Неделя”


Основное, на что обратили свое внимание журналисты “Недели”, — скандал вокруг ШНОСа. Они подняли конфликт на политическую высоту и на международный уровень и, скорее всего, имеют для этого основания, даже если это клановый раздел собственности.


Новые поправки в Закон “О средствах массовой информации” — в центре внимания «31 Канала». Однако другие ТВ-каналы не обронили ни слова по этому поводу. Значит, у каждого — свой удел. Из анализа “Недели” вытекает: Запад негативно отреагировал на поправки, ограничивается ретрансляция зарубежных телерадиокомпаний до 20 процентов и сужается правовое поле свободы слова. В политологии такой строй называется диктатурой, считает журналист, но из сюжета вернее сделать вывод: “такой строй называется бюрократией, для “диктатуры” не хватает информационного повода.


Саммит СНГ интересен тем, что в реальности он есть, а в мозгах людей его уже нет. Поэтому простор для творчества удачно использован автором материала.