Нурлан Балгимбаев начинает атаку

Прошедшая неделя ознаменовалась несколькими событиями в республике и в мире. Самым значительным для казахстанцев может стать очередной саммит глав государств — участников СНГ. Ведь идеи одного из главных интеграторов на постсоветском пространстве — Нурсултана Назарбаева — все больше находят поддержку у других лидеров бывших братских республик. Вот и на сей раз следует ожидать от казахстанского президента новых инициатив, которые, глядишь, и принесут нам что-то позитивное. Но об этом в газетах расскажут на этой неделе, а пока казахстанские издания с упокоением смаковали несколько других событий, имевших место быть в последнюю неделю ноября. Нет, речь не идет о заседаниях правительства и Совета Безопасности. Совсем о другом – казахстанские бизнесмены, похоже, вспомнили, что предприниматели всегда были покровителями муз, причем бескорыстными. В общем, славная семерка из числа отечественных бизнесменов решила собраться и учредить клуб меценатов. В этот клуб вошли президент фирмы “Раимбек” Раимбек Баталов, руководитель “Казкоммерцбанка” Нуржан Субханбердин, президент “Эйр Казахстан” Александр Криничанский, руководитель “Астана моторс” Нурлан Смагулов, еще один банкир Абильмажин Гилимов, возглавляющий “Нур-банк”, президент фирмы “Сеймар” Маргулан Сейсембаев. Седьмой же – депутат мажилиса Булат Абилов – вошел в клуб как частное лицо. При этом как-то без внимания остался тот факт, что “Эйр Казахстан” недавно был признан чуть ли не банкротом, и часть его акций перешла в управление к “Казкоммерцбанку”. Но, видно, нам, простым смертным, чего-то не понять – того, что движет нашими бизнесменами. И почему при вдруг проснувшейся любви к отечественным деятелям искусства наши мастера сцены по-прежнему уезжают из страны, чтобы заработать, а оставшиеся вынуждены выпрашивать буквально копейки, чтобы записать диски или организовать гастроли.


Еще две темы, о которых упомянули буквально все издания. Это подведение итогов и вручение призов на звание “Алтын Адам”. Конкурс проводился по нескольким десяткам номинаций и поэтому вызвал интерес. Достаточно сказать, как упомянула газета “Деловое обозрение Республика”, что среди членов жюри был и аким Алматы Виктор Храпунов, который и получил приз за звание “Лучшего акима” республики. И о печальном. В расцвете славы и сил погибла в автокатастрофе народная артистка Казахстана певица Мадина Ералиева. О трагедии и прощании с ней рассказали также все газеты, выходящие в Алматы.


В одном из обзоров мы уже упоминали о том, что покой, видимо, только снится журналистам из “Делового обозрения Республика”. Газета взяла на себя миссию разоблачать все негативное в алюминиевой промышленности, нефтяной отрасли, водоснабжении страны и в банковской сфере. Впрочем, это и правильно, ведь, если верить одному из отцов-основателей США Томасу Джефферсону, газеты – это цепные псы демократии. И похвально, что “…Республика” взвалила на себя столь нелегкое бремя. Вот и на сей раз на вопросы газеты отвечает президент национальной компании “Казахойл” Нурлан Балгимбаев. Наряду с несколькими вещами, с которыми можно согласиться (например то, что за предложением о контроле над сделками в оффшорах таится на самом деле желание отдельных персон урвать свой куш от пирога), обращает на себя внимание следующее. Нурлан Балгимбаев заявляет: “Я полагаю, что сегодняшняя ситуация, когда внутренние цены на нефть намного ниже мировых цен, выгодна только другим отраслям-экспортерам (в частности, группе предприятий Евразийского банка, компаниям «Испат-Кармет», «Казхамыс» и другим предприятиям металлургической и горнорудной отраслей)”. В общем, имеющий уши и глаза поймет, о чем идет речь. Похоже, что г-н Балгимбаев начинает атаку, дабы отмести от себя всяческие наветы. И, как продолжение затронутой главой нефтяного ведомства темы, возвращение к ранним публикациям газеты: Мухаметжан Адмилов отвечает на статью некоего экономиста Болата Ергалиева, помещенную в газете “Экспресс К”. Речь идет об отмене постановления правительства за № 100, согласно которому отдельные предприятия-экспортеры имеют налоговые льготы. Понятно, что среди этих экспортеров имеется и группа Евразийского банка, о которой упоминает и г-н Балгимбаев. Естественно и то, что Мухаметжан Адилов занимается анализом того, как происходит утечка казахстанских денег в результате некоторых операций Евразийского банка. Очевидно, автор располагает целым рядом документов, на основании чего и сделан анализ ситуации в алюминиевой промышленности. Единственное, что смущает: журналисты этого издания любят упрекать своих коллег в предвзятости и неправильно сделанных выводах, особенно этим страдает, по их мнению, “Экспресс К”. Однако в этой статье сам Адилов делает следующий вывод: “То есть, надо полагать, через газету г-ну Какимжанову сделали предложение, которое можно перевести так: мы готовы увеличить ваши личные доходы в обмен на признание вами своей неправоты из-за отсутствия технического образования и опыта строительства предприятий, с тем чтобы вопрос об отмене “сотого” постановления больше не поднимался до 1 июля 2001 года, кода Казахстан и Россия перейдут на метод сбора НДС по месту назначения.


Что ответит Зейнулла КАКИМЖАНОВ?”. Удивительно, но факт: сей вывод сделан автором статьи на основании цитаты из публикации Болата Ергалиева в “Экспресс К”: “И, наконец, министр Какимжанов обязан знать, что согласно достигнутым соглашениям с Россией в рамках Евразийского союза с 1 июля будущего года Казахстан переходит на так называемую нулевую ставку НДС при отгрузках в Российскую Федерацию. Иначе говоря, проблема “сотого” постановления, о котором так печется министр, автоматически отпадет”.


Осмелимся предположить, что вряд ли Болат Ергалиев рассчитывал на так далеко идущий вывод.


Еще здесь можно найти интервью с акимом Астаны Адильбеком Джаксыбековым — человеком, который действительно всегда улыбается, и, наверное, он в этом прав. Внимание же привлечет публикация Сергея Уткина, в которой анализируется законопроект об изменениях в Закон “О СМИ”. Интересно, что в предлагаемых изменениях, равно, как и в самом законе, нет четкой дефиниции, что же такое СМИ. Между тем это действительно важно, ибо от этого зависит то, кто становится обладателем права на СМИ.


Новое поколение” отличилось на сей раз, опубликовав большое интервью с одним из первых олигархов в Казахстане – бывшим президентом корпорации КРАМДС Виктором Те. Любопытно, что г-н Те, вполне процветающий сегодня в Калининграде, до сих пор не может забыть обиды, нанесенной Родиной. Однако вся эта обида нынче выместилась у него на экс-премьер-министра Акежана Кажегельдина, якобы требовавшего “крови” Те. Что ж, в стремлении угодить действующему президенту можно многое трактовать так, как выгодно трактующему. Между тем все перипетии “выдавливания” КРАМДС происходили на наших глазах, и потому некоторые высказывания г-на Те выглядят натяжкой и инсинуациями, ибо на самом деле глава правительства в нашей стране ничего самостоятельно не решает согласно Конституции страны.


Деловая неделя” свой Editorials посвящает весьма актуальной проблеме – чтению, Книге. Авторы передовой утверждают: “Потому что не знаешь, чего ждать после ухода всех нынешних учителей – детей той эпохи и читателей тех книг. Новые политики, а тем более бизнесмены, из растущих волчатами отпрысков, очевидно, могут сформироваться – этому их учит жизнь с самого раннего детства, но актеры, философы, художники или драматурги – вряд ли. Нынешнее поколение потеряло Книгу”. И продолжают: “… главная беда состоит в том, что нет детской литературы для дошкольного возраста. Заботливый родитель, мечтающий о том, чтобы его ребенок заговорил на государственном языке, вряд ли сможет найти что-нибудь, кроме нескольких пересказов европейских сказок, сокращенных настолько, что смысл их понять невозможно. А ведь это – государственная проблема”. Большинство проблем нашего общества заключается в том, что многие наши отцы-правители в детстве мало читали и не читали не только классиков мировой литературы, но и просто сказки, которые и закладывают в детстве основы нашей человеческой сути.


Загадочная история происходит сегодня у нас на ШНОСе. Бывший председатель завода Нурлан Бизаков был восстановлен судом в должности. На днях вместе с судоисполнителями и другими представителями правоохранительных органов он захватил завод, однако был опять изгнан с завода. Олег Хе приводит слова менеджера “XXL” по связям с общественностью и правительством Люси Стратюлейт: “Обычный трудовой спор между иностранным инвестором и бывшим работником Бизаковым с помощью последнего перерос в громкий скандал. Такой поворот событий, в особенности в преддверии заседания совета иностранных инвесторов под председательством Президента Назарбаева, а также накануне Лондонского инвестиционного саммита, сослужит плохую службу инвестиционному имиджу страны”. Можно, наверное, простить г-же Стратюлейт эти слова, несколько отдающие угрозой, но, очевидно, надо посмотреть — а как инвесторы выполняют свои контрактные обязательства. Быть может, в утверждениях г-на Бизакова есть сермяжная правда об утечке казахстанских капиталов?..


Кстати, газета опубликовала интервью с финансовым директором НКК “Казахойл” Асией Сыргабековой, которая полемизирует с депутатом мажилиса Исаханом Алимжановым. Однако сама же г-жа Сыргабекова заявляет: “Отсутствие информации – благодатная почва для слухов”. Но дефицит информации существует и для депутатов мажилиса, о чем, собственно говоря, и говорит г-н Алимжанов. Может, вместо интервью в СМИ, чем активно занялись г-н Балгимбаев и его соратники, взять бы и опубликовать все данные о компании, чтобы подтвердить собственные слова о прозрачности деятельности.


Время По”, в отличие от многих других газет, весьма основательно прорабатывает тему нефти. Вот и в номере от 1 декабря здесь несколько материалов, которые комментируют стремление Казахстана стать наблюдателем в нефтяном картеле ОПЕК. Статьи Дмитрия Гуревича, Владислава Юрицина дают богатую пищу мозгам. Похоже, что мы еще долго будем плестись в хвосте мировой цивилизации, несмотря на сырьевые и прочие ресурсы.


Образование замечательных людей” – вот то, на чем остановится глаз читателя. Ведь на самом деле полезно знать, какое образование у тех людей, кто управляет страной. Увы, можно сделать вывод, что образование и ученые степени не всегда означают компетентность – это ведь, как по одному из законов Мерфи: “Каждый достигает верха уровня своей некомпетентности в иерархической лестнице”.


Казахстанские странички “Известий” вновь приятно обрадовали, опубликовав интервью с профессором Михельсоном из Санкт-Петербурга. И тема актуальная – продление жизни человека (хотя посыл для статьи совсем другой – определение болезни у мальчика из Атырау Нуржана Уркешбаева). На сей раз Евгения Доцук сумела не только выбрать актуальную тему для разговора с одним из крупнейших цитологов СНГ, но задать точные вопросы, на которые получены насыщенные ответы.


В “Юридической газете” можно найти материалы на самые разные темы, волнующие не только юридическую общественность, но и просто жителей страны, которые вправе знать свои права и обязанности. Им интересно знать и то, как подбираются судейские кадры – о чем на страницах газеты рассуждают член Верховного суда Раиса Юрченко и председатель Союза судей Республики Казахстан Серик Байбатыров.


В “Казахстанской правде” — интервью Галии Шимарбаевой с ведущей радио “NS” Еленой Поляковой (в номере от 1 декабря) и заметки Александра Таракова к саммиту глав государств СНГ в Минске (в субботнем номере от 2 декабря).


Экспресс К” продолжает темы, затронутые ранее, в том числе и расследование по делу о смерти в Марселе Артура Камалиденова — сына бывшего председателя КГБ Казахстана Закеша Камалиденова. Самым насыщенным номером оказался субботний, в котором есть совершенно блестящий обзор недели от Сергея Туника (вот где ирония сквозит в каждой строчке и где каждое слово бьет в точку). А еще здесь опубликован текст стихотворения Нурсултана Назарбаева, предлагаемого по инициативе ряда депутатов мажилиса в качестве текста для гимна Казахстана. Рядом напечатан подстрочный перевод стихотворения. Кроме того, что такое предложение выглядит достаточно бестактным по отношению к главе государства, ибо отдает подхалимажем, подстрочный перевод настолько далек от поэзии и по звучанию, и по нерифмующимся строчкам, что, право, обидно становится за президента — с какими людьми приходится ему работать, не отличающими высокие порывы президента от поэзии.