Идея революции созревает в умах гениев;
осуществляют ее фанатики;
ее же плодами пользуются проходимцы.
(Политическая аксиома)
Все время считал, что я не вправе касаться темы декабрьских событий 1986 года, ибо, во-первых, я не являюсь ни участником, ни соучастником этих событий, так как у меня, к сожалению, “железное алиби” – в то время я проходил военную службу в Сибири; во-вторых, я абсолютно не являюсь “правоверным” националистом, а, как известно, те драматические события, как ни крути, были национально окрашены… Но в последнее время чем ближе приближается День независимости, тем больше я, общаясь как с непосредственными участниками декабрьских событий, так и с людьми, призванными если не дать, то хоть исследовать причины, сущность и итоги тех событий, сталкивался с одной и той же проблемой, а именно — никто внятно не мог (или не хотел?) ответить на вопросы о том, в чем же общее и различное в положении “декабристов” в советский и постсоветский период истории Казахстана и в чем их причина? Все это, вместе взятое, заставило меня отбросить в сторону свои комплексы взяться за перо… Конечно, нас всех интересует сама сущность происшедших в декабре 1986 года событий, а также сущность отношений к этим событиям властей и общества нынешнего Казахстана. Но прежде чем обращаться к сущности названных событий, что требует достаточно обобщенного подхода, думается, что полезно хотя бы бегло оценить тенденцию в отношении советского государства и современного Казахстана к “декабристам”. Но для этого необходимо в первую очередь обратить внимание на жизнь самих “декабристов”… Когда имеешь дело с непосредственными участниками декабрьских событий 1986 года, — тут я специально не воспользовался для краткости термином “декабристы”, — то бросается в глаза, что основная масса “декабристов” разочарована в сегодняшней казахской власти, ради установления которой многие из них пожертвовали своей жизненной судьбой, личным и семейным благополучием. И с приходом к государственной власти своих же, то есть казахов, “декабристы” до сих пор ощущают себя непризнанными как в государстве, так и в обществе. А многие из “декабристов” и вовсе вынуждены вести борьбу за элементарное выживание. А некоторые из них, которые подпали под соответствующий указ президента РК, согласно которому “декабристы”, якобы “виновные” в убийстве сотрудников правоохранительных органов или народных дружинников, лишаются льгот незаконно репрессированных и вовсе лишаются твердой опоры в борьбе за выживание в суровых условиях бандитского капитализма… С другой стороны, многие из тех казахов, которые были по другую сторону баррикад, то есть в правоохранительных органах, ныне неплохо восседают в различного рода комитетах, комиссиях, рабочих группах и т. п., занимаются бесконечным перекладыванием одних и тех же бумаг в различные корзины и при этом сетуют на то, что на местах (!??) им не дают возможности докопаться до всей правды. Легко можно догадаться, почему советская власть так сурово поступила с “декабристами”, но трудно понять, как нам, людям, не имевшим непосредственного отношения к тем трагическим событиям, так и самим декабристам, почему сегодня так скотски относится к ним собственная, родная казахская власть? Вот здесь-то как раз и должна прийти на помощь “декабристам” философия! Но только не так, как попытался недавно использовать философию для затуманивания мозгов “наиглавнейший” идеолог партии “Отан”, который построил свои рассуждения на том, что прошлая, советская власть была построена сплошь на лжи, лицемерии и насилии… Понятно, что такой “идеолог” в данном ключе даже близко не подойдет к рассуждениям о природе современной власти… Философский же подход к анализу декабрьских (1986 года) и последующих казахстанских событий позволяет выделить в них два аспекта: национально-освободительный и социально-классовый. Как ни крути, национальный, и даже националистический, аспект
Однако после прихода к власти своих же казахов, — чему, вне всякого сомнения, декабрьские события и самоотверженная борьба “декабристов” немало способствовали, — казахстанское общество и сами “декабристы” были немало удивлены тем, что по отношению к судьбе последних казахстанские власти проявляют, мягко говоря, равнодушие, пойдя лишь на то, что “декабристы”, пострадавшие от репрессий, да и то с исключениями, были приравнены по своим правам к жертвам сталинских репрессий. Конечно, есть среди “декабристов” и некоторые, обласканные властью. Но таких – мизерное количество. Это – своего рода “свадебные генералы”, которые должны служить псевдореволюционным украшением для тех проходимцев, кто сегодня поедает жареные каштаны, из-за которых “погорело” немало демократически настроенных людей, которых справедливо можно назвать фанатиками демократической революции. Сегодня, конечно, нет уже союзного государства и поэтому нет по отношению к декабристам негативного отношения из-за национально-освободительной составляющей их националистической деятельности.
Но, как мы говорили ранее, в декабрьских (1986 года) событиях есть и социально-классовая составляющая, а именно — в этом отношении их можно квалифицировать как активную подготовку демократической революции. И вот в 1991 году одновременно рухнуло союзное государство и свершилась бархатная демократическая революция.
Но самое интересное началось после прихода к власти своих же казахов. Независимость, власть и деньги в государстве и обществе были поделены с поистине львиной царственностью: мне и олигархической лисе — все, а вам (то есть народу!) — ничего! А как ни крути, “декабристы” были и остаются плотью от плоти своего народа.
Сегодня мало кто сомневается в ненародной и даже антинародной сущности нынешней казахстанской власти, находящейся в единстве только с олигархией (и не только с казахской!). Поэтому судьба не только казахстанского, но и казахского народа, а вместе с ним и “декабристов” мало волнует сегодняшние власти, которые решают сегодня свои узкокорыстные политико-экономические проблемы по сохранению и умножению неправедно приобретенного имущества и властных полномочий. Поэтому и сегодня, как и 14 лет тому назад, “декабристы” стоят от государственной власти по разные стороны баррикад. Но если в декабре 1986 года баррикада была сложена из национально-освободительного горючего материала, то сегодня она состоит из не менее горючего социально-экономического “строительного” материала, который уже не признает национальных различий. Поэтому в социальных движениях за справедливость, например, в той же среде пенсионеров, можно заметить не только русскую женщину, но и настоящего казахского мужчину-“декабриста”!
Однако справедливости ради следует отметить, что власти удается пока еще достаточно уверенно затуманивать мозги тем же “декабристам” методом идейно-политического зомбирования в тех случаях, когда в деле психологической обработки последних используются приемы с надавливанием на национальную гордость и взыванием если не к Аллаху, то обязательно к духу великих предков. И таким образом власти удается достигать натравливания некоторых “декабристов” не только на тех, кто не относится к последним, но стоит в оппозиции к власти, но даже и на бывших своих соратников. Поэтому неудивительно, что к судьбе “декабристов” довольно равнодушно относится не только власть, но и достаточно большая часть казахстанского общества.
Вместе с тем если бы “декабристы” сегодня жили не только вчерашним днем – воспоминаниями о великих проявлениях своего духа в национально-освободительном движении (в националистически-разрушительной форме), а нашли бы свое место в новых исторических условиях, когда на повестку дня встают вопросы по преодолению социально—экономической несправедливости, по возможному преодолению социально-политической противоположности власти и казахстанского народа, что предполагает интернационально окрашенный конструктивно-позитивный этап в историческом развитии национализма, то только тогда сегодняшние “декабристы” перестали бы стыдиться своих сегодняшних материальных просьб к властям, ибо тогда не они просили бы у властей материальных пособий, а власти просили бы их о своем помиловании…
Но до понимания этого, похоже, нашим “декабристам” еще неблизко…