Вот уже многие годы не может развязаться афганский узел, который все больше сплетается геополитическими интересами многих государств. Для успешного завершения межафганских переговоров постоянно чего-то не хватает. И это, скорее всего, заключается в том, что остаются не решенными интересы двух держав: США и России. Выдав Усама бен Ладена американскому правосудию, талибы тут же получили бы признание США, а позже всего мирового сообщества и ООН.
Ведь США все еще заинтересованы в прокладке газонефтепровода Туркменистан-Пакистан через территорию Афганистана. К газонефтепроводу могут присоединиться Узбекистан и Казахстан, что даст им возможность экспортировать свою нефть кратчайшим путем, минуя Россию. А в перспективе главными получателями центральноазиатских энергоносителей стали бы Япония и страны Юго-Восточной Азии. Более того, по сообщению информационного агентства «Рейтер», Туркменистан начал реализовывать проект по доставке электроэнергии в Афганистан. Сначала электричество будет доставляться в Джаузджан, позже планируется электрификация других афганских городов, строительство дорог и железнодорожной линии. Все это будет сделано до того, как Туркменистан начнет экспортировать газ и нефть через Афганистан.
Одной из основных претензий России к движению «Талибан», является его поддержка чеченских сепаратистов. Однако, отказавшись от таковой поддержки, талибы вряд ли достигнут расположения Кремля. Стабилизация внутренней обстановки в Афганистане сулит России потерей влияния над центральноазиатским регионом, богатыми своими энергоресурсами, природными ископаемыми и хлопком. Выход на мировые рынки бывших среднеазиатских союзных республик в обход России несет прямую угрозу ее геополитическим интересам. И этим, наверно, объясняется то, что налаженные было МИД РФ контакты с движением «Талибан» уступили место явной конфронтации.
Вместе с тем СМИ России поднимают шум вокруг афганских событий, «сенсационными статейками», «страшилками» наподобие «Талибы нападают на Россию». Статьями подобного рода преднамеренно формируется мнение, что «талибы — даже в случае взятия под свой контроль всей территории Афганистана — вряд ли успокоятся. По своей природе движение «Талибан» (ДТ) агрессор», «Угроза талибской агрессии вновь становится актуальной для стран Центральной Азии. В первую очередь, конечно, таковой угрозе подвержен Таджикистан, и кулябская администрация во главе с Эмомали Рахмоновым прекрасно понимает, что без военной поддержки России не в состоянии противостоять исламским экстремистам».
Таджикистан – основной форпост России в Центральной Азии, на территории которого размещена единственная в регионе российская военная база, ожидает форсирование с боем реки Пяндж со стороны талибов, несмотря на неоднократные заявления последних, что их цель – навести порядок в своей стране, и они не претендуют на сопредельные территории. По утверждению корреспондента «Время МН», для отражения агрессии и отстаивания независимости Таджикистану готова помочь дислоцированная на ее территории российская 201-я мотострелковая дивизия, контингент которой состоит из людей, сбежавших от семей, алиментов, долгов, являвшихся до контракта бомжами и наркоманами.
Тем не менее, некоторые центральноазиатские государства в своих отношениях с талибами все больше следуют примеру Туркменистана. Узбекистан и Казахстан уже возобновили свои контакты с представителями движения «Талибан» — наиболее действенной политической силой в Афганистане и имеются некоторые сведения о перспективе их торгового сотрудничества и возможности открытия моста «Дружбы».
Конечно, не было бы правильным не учитывать, что в Афганистане переплетаются интересы еще ряда стран, прежде всего Ирана, Индии, Пакистана и Китая.
Вот почему в затяжной и изнурительной в кровавой игре с афганской картой не видно конца: игроки оказались уж больно азартными и бескомпромиссными…