Деньги из Гондураса к нам не хлынут, а остальные – пожалуйста.

На пленарном заседании сената, как и предполагалось, была принята правительственная формулировка 4-й статьи законопроекта “Об амнистии граждан в связи с легализацией денег”. Теперь для “легализаторов” не осталось никаких преград: приходи и вкладывай свой “теневой капитал”.


Что более всего убедило сенаторов отклонить предложения нижней палаты: доводы министров Рогова и Есенбаева, работа правительственного лобби или же собственные умозаключения – не известно. Однако уже с самого начала было ясно, что о 12% разовом платеже сенаторы не собираются много дискутировать.


Каких-либо абсолютно новых аргументов по ходу заседания не прозвучало. Все так же поднимались вопросы международного имиджа и соблюдения норм подписанного соглашения между Казахстаном и Европейским Союзом. Много говорилось о том, как выявить криминальные деньги. Сенатором Тасбаем Симамбаевым поставил вопрос, не станет ли Казахстан “помойкой” для отмывания средств международной наркомафии и других криминальных структур. На что г-н Рогов заявил, что в нашу страну деньги из того же Гондураса не хлынут.


Что же касается того, не уйдет ли капитал вновь за границу, “переночевав” 20 положенных дней в Казахстане, министр финансов Мажит Есенбаев заметил, что есть законы, которые без лицензии Национального банка не позволяют финансовые средства переводить за границу. “Поверьте, на сегодня у нас есть нормы, которые не позволяют деньгам просто так уйти”,- обратился он к депутатам.


Парадоксально прозвучало мнение сенатора Сакена Сейдуалиева, предлагавшего после принятия законопроекта о легализации денег принять еще один закон, но уже против их отмывания. По своей сути он может быть аналогичен российскому закону о борьбе с теневым капиталом.


Сомнения в необходимости принятия документа высказал депутат Есимханов. Он считает, что едва ли деньги от легализации пойдут в реальный сектор экономики. “Сегодня не та экономическая ситуация”. По его мнению, из-за прихода в страну этих средств может начаться новый передел собственности. Сенатор также отмечает, что правительство не предусмотрело механизмы задействования денег в экономику страны. “Если, к примеру, придет более 1 миллиарда долларов, то наша экономика не сможет их переварить”, – заявил он. Однако мнение едва ли не единственного сторонника принятия 4-й статьи законопроекта в редакции мажилиса не было услышано.


Один за другим сенаторы высказывались за то, чтобы исключить данную статью из документа. Аргументы были сильными, а слова, как обычно, – правильными. Особое впечатление произвел спич г-на Щеголихина. Не теряя писательского мастерства на нелегкой сенаторской работе, он прочитал новеллу о трех проблемах. Суть ее заключается в том, что на проблеме легализации денег парламент создал вторую – “деньги принимаем, но теневиков судим”. И сразу же появилась третья проблема – теперь уже теневики заявили: “Дураков нет. Не хотим менять Канары на нары”. В завершение выступления Щеголихин задается вопросом: “Кто лишил население денег?” Он призывает сенаторов не заниматься как мажилисмены чистоплюйством и высказывает мнение, что пора- де вернуть в страну “компетентных, достойных, рисковых людей”, наживших свой “теневой капитал” в нелегкое время. “Частное зло ничтожно, когда спасается целое”, — восклицает он.


Чуть позже состоялось голосование, которое показало практически полное согласие депутатов Верхней палаты с позицией правительства. “За” принятие закона о легализации денег высказались 32 сенатора и лишь один – “против”. Таким образом, 20 дней для легализации денег “достойных людей” появятся в казахстанском финансовом календаре в скором будущем.