Парламентские хроники

Прошедшая неделя для парламента была самой обычной. Каждый день проходили заседания комитетов, встречи с иностранными гостями, заслушивание отчетов и т.д.



Понедельник


Самым ярким событием парламентской жизни понедельника стал семинар, посвященный взаимоотношениям представительной власти и средств массовой информации, проведенный по инициативе Казахстанского пресс-клуба. Выступающих было много, а присутствующих в зале депутатов – не очень.


В основном говорили о том, что нужно для парламента, какие законопроекты приняты, что нужно сделать для улучшения ситуации.


Одним из самых колоритных было выступление сенатора Щеголихина. Писатель в докладе о том, каким должен быть очерк о парламенте, затронул сразу несколько проблем. Язык СМИ, на его взгляд, убогий и полон грамматических и стилистических ошибок. Слишком часто журналисты используют заимствованные слова. К примеру, слова “омбудсмен”, “имидж”. А почему бы не заменить их на русские. Допустим, слову “имидж” соответствует очковтирательство, ну и т.д. Второй проблемой для сенатора является не что иное, как журналисты из независимых газет. По мнению Щеголихина, существование официальной прессы просто необходимо, ибо независимые СМИ любят ругать правительство и этим подрывают стабильность страны. “Какой журналист сегодня согласится со словом “нельзя”! — восклицает он. — Что хочу, то и ворочу. Свобода становится как главный источник зла”.


Защитница журналистов г-жа Квятковская вновь рассказала о встрече с президентом, где ею поднимался вопрос освещения в прессе работы правительства. Она пожурила Министерство информации о том, что оно недостаточно занимается пропагандой правительственных мероприятий и акций. Нужно разыгрывать гранты, проводить маркетинги, учить писать пресс-релизы, считает она.


На 20 минут на семинар заглянул министр информации и общественного согласия г-н Сарсенбаев. На сей раз он защищал интересы журналистов. Министр заметил, что многие депутаты смотрят на масс-медиа через призму себя: если показывают по ТВ – свобода слова присутствует, если нет – то не существует. По его мнению, освещение деятельности парламента вполне достаточное. Вряд ли передачи, полностью посвященные законодателям, будут рейтинговыми. А раз так, то извините. Министерство не может указывать частным компаниям что показывать, а что нет.


Вторник


Ритм был очень быстрым. Около 20 рабочих заседаний комитетов в сенате и мажилисе, продолжение семинара “Информационное поле представительной власти”, встреча с вице-премьером Имангали Тасмагамбетовым.


Г-н Тасмагамбетов был приглашен в парламент Комитетом по социально-культурному развитию Мажилиса. В последнее время интерес к этой его фигуре заметно вырос. Видимо, потому, что ходят упорные слухи о его скором карьерном росте.


Как бы то ни было, Тасмагамбетов был на высоте. Более двух часов он рассказывал депутатам о положении в здравоохранении, образовании, культуре. Легко переходя с русского на казахский, обращаясь ко всем депутатам по имени и отчеству, по памяти цитируя высказывания главы государства, цифры и данные, он расположил к себе депутатов, которые не задавали ему острых вопросов, а лишь просили пояснений по тем или иным проблемам.


Говоря о здравоохранении, Тасмагамбетов заметил, что эта сфера в свое время напрасно была включена в состав другого министерства, так как само по себе здравоохранение – большой клубок проблем. Он заметил, что состояние в данной области заметно ухудшилось. Сейчас упор делается не на профилактику заболевания, как это было раньше, а на лечение. Вице-премьер подчеркнул, что различные эксперименты по оптимизации еще больше разрушают систему. К примеру, в целях экономии в больницах Алматинской области ликвидируются те или иные отделения. Например, есть больницы без хирургического или реанимационного отделений.


Для того чтобы поднять здравоохранение, нужно 19 миллиардов тенге. Имангали Тасмагамбетов подробно остановился на аптечном бизнесе. Сейчас в Агентстве по делам здравоохранения только два человека отвечают за контроль над ввозом лекарственных препаратов. Этого недостаточно. В подобной ситуации естественно, что существует огромный теневой рынок лекарств.


В ближайшее время нужно ждать изменений в здравоохранении. Упор будет делаться на развитие первичной медицинской помощи. Из местных бюджетов начнется восстановление медикосанитарной помощи, а из республиканского бюджета деньги будут направлены на приобретение техники и инструментария.


Тасмагамбетов сказал, что до конца текущего года фонд обязательного медицинского страхования непременно появится. А его функционирование, скорее всего, начнется со второй половины 2002 года.


Он также высказался о необходимости придания санитарно-эпидемиологическим службам самостоятельности. Врачи СЭС должны быть госслужащими.


Вице-премьер также остановился на вопросе выдачи лицензий вузам. Необходима специальная комиссия, изучающая заявки на получение лицензий. В год, считает он, разрешений на создание новых учебных заведений должно выдаваться не больше трех-четырех.


Среда


Пленарное заседание мажилиса чаще всего проходит в середине рабочей недели. На сей раз депутаты в основном голосовали “за”, так как почти 14 вопросов повестки заседания посвящались представлениям или продолжениям работы над теми или иными законопроектами.


Под занавес рассматривался вопрос о положении дел с водоснабжением в городах Алматы и Астане.


Поочередно выступали Адильбек Джаксыбеков и Виктор Храпунов. Если судить по отчетам акимов двух столиц, то ситуация в водоснабжении в Астане и Алматы почти идеальная. Все работает и будет работать еще лучше.


Главный вопрос к Джаксыбекову заключался в том, когда же вода в Астане будет нормального цвета и вкуса. На что аким абсолютно спокойно заявлял, что она соответствует всем стандартам и ГОСТам. А если астанинцы не могут ее пить, то для этого нужна привычка. К примеру, сам г-н аким ее пьет спокойно.


Так же невозмутим был и Виктор Храпунов. В его рассказе будущее алматинских водных сетей виделось почти безоблачным. Приведем лишь некоторые обещания акима, как говорится, для истории.


  • Несмотря на то, что хозяином СП “Алматы су” является компания “Vivendi” (52% акций), секретная по закону схема водопроводных сетей останется для них секретом. Так следует из заключенного контракта. (Интересно знать, как будет производиться реконструкция сетей? Может быть, методом “тыка”? Прим. авт.)

  • В настоящее время в Алматы используется 73% подземных вод и 26% — поверхностных источников. Эта ситуация сохранится и при французах. Причем, как заявил Храпунов, есть перспектива к 2025-2030 годам перейти на полное потребление подземных вод. (Хорошо бы, но верится с трудом, ибо недавно французы заявляли о необходимости перехода к использованию поверхностных вод.)

  • Повышения тарифов на воду не произойдет. Если и будет, то незначительное. И то к концу второго года работы. Причем рост цен возможен всего на 5%, но не более того!

  • Акимат “подумает” над внедрением счетчиков горячей воды, которые начинают отсчет только при определенной температуре воды.

После обсуждения докладов Храпунова и Джаксыбекова в зале чувствовалось явное замешательство. Все понимали, что вода в Астане – плохая, а качество алматинской воды находится под угрозой, но прижать акимов оказалось не так просто. Тогда слово взял спикер Жармахан Туякбай: “Я тоже согласен с некоторыми депутатами, которые здесь выступают в отношении водоснабжения. Если французы выделяют кредиты, почему мы отдаем их обратно французам? Если французы выдают кредиты для французов, тогда причем здесь правительственные гарантии? Почему 52% акций совместного предприятия принадлежат французам?”. Он поддержал инициативу о создании рабочей группы депутатов для выяснения всех нюансов заключенного контракта, что и было сделано.



Четверг



Пленарное заседание в сенате. Более 15 законопроектов, большая часть которых – ратификации различных соглашений и конвенций.



Пятница


Вновь работа в комитетах. Сенаторы готовятся к парламентским слушаниям по вопросам здравоохранения. Мажилисмены изучают законопроекты. Речь идет о законах: “О внесении изменений в Указ Президента РК “О государственных символах РК”, “О правах ребенка”, “О коммерческой тайне” и др.


В этот день также состоялось бюро мажилиса.