Беженцы не на чужбине, а на родной земле


Здесь, на конференции, созванной парламентом РК, Агентством по миграции и демографии и Международной организацией по миграции (МОМ), слушали доклады о политике, о беженцах и репатриантах. В ходе обсуждения, порой доходившего до острой дискуссии, выяснились многие проблемы, вскрылось упущений и недостатков. Как говорится, все к лучшему. Такими путями можно достичь желаемого.


Я, как председатель комиссии Союза писателей Казахстана “Земля и судьба казаха”, хочу поднять нестандартную проблему о придании статуса мигрантов и беженцев некоторым нашим соотечественникам здесь, в Казахстане. О каких еще статусах, спросите вы, потому что мигранты есть мигранты, беженцы есть беженцы.


Ничего подобного! Как вам известно, бегут люди из тех мест, где полыхают пожары гражданской войны и иностранной интервенции, идет схватка с террористами и экстремистами. В другом случае люди вынуждены стать беженцами из-за постоянного притеснения, оскорбления и издевательства со стороны властей, титулованной нацией, подвергающей национальные меньшилинства дискриминации. Но я хочу обратить особое внимание главы Миссии Международной организации по миграции в Казахстане Михаэля Чанца, представителя центра МОМ по техническому сотрудничеству Лизы Бейти, представителя Министерства юстиции Нидерландов Петервана Крикена, представителя ОБСЕ Владимира Школьникова, главы УВКБ ООН в Казахстане Карима Гуля, что в моей стране получило большое распространение бегство от хронических “танталовых мук” — из безводных и неплодородных пустынь. Эти проблемы нуждаются в серьезном вникании и признании.


Все же не будет лишним еще раз напомнить, что такое “танталовы муки”. Сын главного бога Зевса Тантал однажды совершил невероятное преступление, угостив богов мясом собственноручно зарезанного сына Пэлокса. Боги не смогли простить Танталу столь чудовищного преступления и обрекли на вечные страдания жаждой и муки голода. Отсюда пошло по всему миру изречение “танталовы муки”.


В Казахстане 1,2 млн отечественных бесправных


Я задал вопрос директору департамента многостороннего сотрудничества МИД РК Ержану Казыханову: в курсе ли он о четырехкратном разорении 1,2 млн жителей пустынь и полупустынь, ставших жертвами в схватке с жестокой природой и спасающихся бегством? Спросил еще, какая помощь им оказывается со стороны властей? Но мы не услышали от него вразумительного ответа.


Другой вопрос был задан главному эксперту государственно-правового отдела администрации Президента РК Казбеку Утетлеуову о том, что имеют ли равные права жители пустынь и полупустынь, занимающие 180 млн гектаров, то есть две трети территории Республики Казахстан, с населением, живущим в плодородных регионах, имеющих умеренные атмосферные осадки, достаточно толстый гумусный слой почвы, живую воду и удобные дороги. А он уклонился от прямого ответа. Вынужден был обратиться к международному правозащитнику Кариму Гулю. Его ответ был утвердительный, мол, все граждане данной страны имеют равные права на воздух, почву, воду и на пути сообщения.


Теперь вам понятно, что 1,2 млн казахского населения спасались бегством из пустынь и полупустынь в надежде подышать чистым воздухом, поработать на плодородной почве, попить вкусную воду и попользоваться близкой к рынку дорогой. Ради этого они сознательно пошли на четырехразовое разорение — оставив дома и хозяйственные постройки, нанимая транспорт для переезда, покупая крышу над головой, оставшись на птичьих правах на новом месте — без работы и еще без земельной доли.


Почему казахи живут меньше русских


Вот почему надо обратить пристальное внимание внутренним беженцам. Вчера Алтыншаш Жаганова правильно напомнила о страшном голоде начала тридцатых годов, унесшем жизни половины казахского населения. Сейчас принято винить во всех грехах, в том числе в голоде, Коммунистическую партию и Советскую власть, при этом забывая о черном деле суровой природы, так называемых пустынь и полупустынь. Для сравнения отмечу: при таком же голоде на Украине потери людей не превышали 8 — 9 процентов. И сейчас в вышеуказанных двух зонах идет жестокая нескончаемая, не знающая ни мира, ни перемирия настоящая война людей с суровой природой.


Там количество атмосферных осадков ниже в 3 — 5 раз, чем в благополучных регионах. На столько же, а во многих местах в 8 — 10 раз, тоньше плодородный слой почвы. Почти отсутствуют полноводные реки и озера. Привозной водой не напоишь скот и сам не можешь как следует утолить жажду. И отдаленность, расходы на ее преодоление ложатся тяжелым грузом на и без того обессиленных жителей этих неблагодарных зон. Одним словом, труженики пустынь и полупустынь в 10 раз больше тратят сил и энергии ради выживания, чем соотечественники в других регионах. Потому у них и низкий уровень жизни. Высокая смертность. По данным профессора Амангельды Айталы, депутата мажилиса, приведенным в недавно вышедшей в свет книге “Улттану”, казахские мужчины живут на 2,5 года меньше, чем русские. Разница продолжительности жизни женщин-казашек с русскими еще больше: у первых — 67,6, а у вторых — 74,6. Потери новорожденных малышей на 1000 у русских — 21, а у казахов — 30. Это — средние цифры. Ведь почти однуа треть коренного населения живет в городах и в плодородных зонах. Но если взять отдельно показатели 72 отстающих и депрессивных районов их еще в 1998 г. власти нашей республики признали таковыми, цифры, безусловно, не только удвоятся, а утроятся в худшую сторону.


Жители таких районов находятся не в хужшем состоянии. Приведу некоторые данные. На начало 2000 г. у 630 тыс. семей не было домашних животных. До настоящего времени прибавилось еще 20 тыс. таких бедных семей. Если каждая семья имеет по пять душ, то 3,2 млн человек живут без животноводческих продуктов. Нетрудно представить, какие у них радости жизни. Львиная доля этих голодных и холодных приходится на пустыни и полупустыни.


Вот почему я хотел просить представителей международных организаций признать внутренних мигрантов нашей страны беженцами от “танталовых мук” пустынь и полупустынь.


Придется Агентству по миграции и демографии во главе с Алтыншаш Жагановой и Межпалатной комиссии по миграции и связям с соотечественниками за рубежом Уаликаном Калижанулы обратить пристальное внимание на вышеназванные печальные особенности нашей внутренней миграции — бегству от “Танталовых мук”.


Нет пустынь — нет проблем


К великому сожалению, т. е. к великому несчастью коренных жителей нашей страны — пустыни и полупустыни, являющиеся источниками и первопричинами “танталовых мук”, не признаны властями республики ни практически и ни законодательно. Для убедительности возьмите в руки недавно принятый во втором чтении в мажилисе парламента РК законопроект “О земле” и читайте ст. 1 “Земельный фонд Республики Казахстан”, которая указывает в соответствии с целевыми назначениями, на какие категории делится земельный фонд страны.


В числе категорий есть земли лесного фонда, который занимает 0,4% территории страны. А нет пустынь, занимающих 44% и полупустынь со своими 23% территории. Таким образом, две трети территории страны со своими жителями обречены на вечное недоедание и на страдание летом от жары, зимой от холода.


Так, законопроект “О земле”, посвященный регулированию земельных отношений без земли пустынь и полупустынь нашей республики, оставил без земельных прав ее жителей. К великому сожалению, парламент не принял предложений нашей комиссии. Закон сейчас рассматривается в сенате. И я там начал доказывать необходимость включения в фонд земли категории пустынь и полупустынь.


Алтыншаш Хайыржановна нам сообщила о нерадостном прогнозе демографии нашей страны: к 2015 г. 65% жителуй станет пенсионерами. Это и есть печальный результат “танталовых мук” пустынь и полупустынь, так называемых резерваций. Там царствует туберкулез и другие тяжелые болезни. Более 80% женщин детородного возраста страдают анемией. Какое они могут дать потомство? В данное время столько же процентов юношей оказались непригодными к воинской службе.


Короче говоря, генофонд нации значительно пострадал. Это означает, что соответственно ослаблены обороноспособность и безопасность нашей страны.


Как видите, первостепенной задачей власти в данное время является поправить деформированное демографическое положение республики. Как говорится, намного тяжелее стала ноша Агентства по миграции и демографии, возглавляемого исключительной женщиной страны, обладающей особо острым умом и неутомимой энергией Алтыншаш Жагановой.