Еще раз о том, как формируется элита в Казахстане, или как стать мужем дочери казахского чиновника

Номенклатура


Латинское слово, означающее роспись имен, в партийной бюрократии приобрело другое значение и стало означать список лиц, которых следовало выдвигать на руководящие должности. При этом обязательными считалось пролетарское происхождение, членство в партии, преданность идеалам социализма. С годами набор качеств, необходимых для выдвижения вверх, расширился. Сюда стало входить высшее образование. На деле же все большее значение приобретали тайные связи, которые помогали выдвинуться. Сформировалась целая система выдвижения кадров, которая не утратила своего значения и поныне. В результате сегодня в Казахстане по-прежнему большое влияние имеют группы людей, занимавших различные посты в партийной бюрократии. Они присутствуют и в правительстве, и в парламенте, и в судебной власти, и в бизнесе. К слову, лишь небольшая часть казахстанцев была представлена в советские времена на союзном уровне. Среди них Нигматжан Исингарин, нынче председатель Интеграционного комитета Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и Таджикистана, недавно ушедший из жизни Амангельды Бектемисов, дипломаты Касымжомарт Токаев, Салим Курмангожин и Толеутай Сулейменов. Постоянным представителем Казахстана при Совете Министров СССР был Серикболсын Абдильдин, ныне первый секретарь ЦК Компартии РК и депутат мажилиса. Сюда, наверное, можно отнести и военных: генерала армии, первого министра обороны суверенного Казахстана Сагадата Нурмагамбетова, сейчас советника президента страны, и генерал-полковника Алибека Касымова, возглавляющего сегодня Генеральный штаб Вооруженных Сил РК.


Нынешнюю элиту Казахстана можно условно разделить на три группы. В первую входят представители старой партийной и советско-хозяйственной бюрократии (сюда же можно отнести и людей, занимавших руководящие должности на предприятиях, ибо многие из них входили в номенклатуру райкомов и обкомов). Во второй представлены комсомольские функционеры. А третья – самая образованная и одна из самых молодых по возрасту и сформирована из числа представителей научной интеллигенции и технократов.


Партийцы


Определенное число партийных аппаратчиков сегодня стали дипломатическими работниками. Секретарь Алма-Атинского обкома партии Ахметжан Есимов нынче Посол Казахстана в Бельгии. Заведующий отделом ЦК Компартии Казахстана Куаныш Султанов – Чрезвычайный и Полномочный посол РК в Китае. Бывший первый секретарь Фрунзенского райкома партии Алма-Аты Нуртай Абыкаев стал первым вице-министром иностранных дел. Секретарь Жамбылского обкома партии Омирбек Байгелди является заместителем спикера сената. К партийной номенклатуре различного уровня можно отнести и руководителя администрации президента страны Сарыбая Калмурзаева, госсекретаря Абиша Кекилбаева, председателя Агентства по госслужбе Заурбека Турисбекова, председателя сената Оралбая Абдыкаримова, министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника, министра обороны Сата Токпакбаева, министра внутренних дел Булата Искакова, начальника службы охраны президента страны Булата Баекенова, акимов Заманбека Нуркадилова, Виктора Храпунова, Виталия Метте, Сергея Кулагина, председателя Комитета по финансам мажилиса Каратая Турысова. Целый ряд бывших партийных аппаратчиков находится на различных постах в министерствах и ведомствах, акиматах. Несмотря на различие отдельных характеристик, есть нечто общее у всех этих людей — вверх по иерархической лестнице они шли зачастую без чьей-либо протекции, а в силу собственных деловых и человеческих качеств.


Комсомольцы


Иное дело вторая группа политической элиты, состоящая из числа комсомольских функционеров. Эта группа формировалась уже по другому принципу, когда клановые и родственные связи стали определяющими при построении карьеры. Например, в бытность представителя Младшего жуза Закаша Камалиденова секретарем ЦК Компартии Казахстана, а затем председателем КГБ республики в Казахстане появилась когорта представителей Младшего жуза, занявших самые высокие должности в комсомоле. Секретарями ЦК комсомола республики стали Имангали Тасмагамбетов, Бирганым Айтимова, заведующим отделом ЦК ЛКСМ Казахстана был Крымбек Кушербаев, секретарем ЦК ВЛКСМ – Яхия Чудров. Все они и сегодня находятся во власти. Имангали Тасмагамбетов является вице-премьером, Бирганым Айтимова – Посол РК в Израиле, Крымбек Кушербаев руководит Западно-Казахстанской областью, а Яхия Чудров является его первым заместителем. К этому надо добавить, что отец Крымбека Кушербаева был первым секретарем райкома партии Кызыл-Ординской области, а отец Имангали Тасмагамбетова занимал различные посты в областных структурах.


Представители комсомола сегодня составляют подавляющее число функционеров в районных и областных акиматах. Так, все акимы Алматы были в свое время комсомольскими работниками, например, аким Бостандыкского района Алмат Мурзин. К комсомольцам можно отнести вице-премьера Даниала Ахметова, вице-министра труда и социальной защиты населения Адилхана Умербаева, депутата мажилиса Серика Абдрахманова, Чрезвычайного и Полномочного Посла РК во Франции, постоянного представителя Казахстана при ЮНЕСКО Акмарал Арыстанбекову, постоянного представителя РК при ООН, Чрезвычайного и Полномочного Посла РК в Республике Куба по совместительству Мадину Джарбусынову, акимов областей Серикбая Нургисаева, Бердибека Сапарбаева, Галымжана Жакиянова.


Технократы


К числу тех, кто вошел в элиту за десятилетие суверенитета Казахстана, можно отнести представителей научно-педагогической интеллигенции и бизнеса. Пожалуй, их можно назвать и типичными образчиками нового, условно выражаясь, “технократического” поколения управленцев. К этому поколению относятся заместитель руководителя администрации президента страны кандидат экономических наук Ержан Утембаев, вице-премьер Ураз Джандосов, министр сельского хозяйства Саут Мынбаев, министр экономики Жаксылык Кулекеев, министр труда и социальной защиты Алихан Байменов. В формировании этой группы элиты сыграли роль различные факторы, в число которых входят и жузо-клановая принадлежность, преданность патрону и т.д. Так, заведующий государственно-правовым отделом администрации президента страны Бауржан Мухамеджанов, председатель Национального банка Григорий Марченко, заместитель председателя Национального банка Константин Колпаков, председатель правления банка “Наурыз” Оразалы Ержанов в различное время работали в аппарате у председателя Верховного Совета, затем вице-президента Казахстана, а ныне посла Казахстана в Германии Ерика Асанбаева. Представители бизнеса – Нуржан Субханбердин, Нурлан Каппаров, Мухтар Аблязов, Еркин Калиев, Булат Абилов — зарекомендовали себя как топ-менеджеры новой волны. При этом надо сразу отметить, что все они являются сыновьями чиновников и писателей.


Это поколение отличает высокое образование. Как правило, практически все они учились в вузах России, на элитных факультетах казахстанских институтов или стажировались за границей, владеют иностранными языками, имеют ученые степени. Еще одно отличие данного поколения – все они стали известными управленцами и руководителями бизнес-структур в возрасте 25-30 лет, в то время как люди старшего возраста выдвигались на руководящие должности, как правило, после 35 лет. Другое отличие – все они демонстративно отстраняются от политики, не пытаясь войти в какую-либо из политических партий. Видимо, урок, полученный ими в 1994-1995 гг. при попытке создания своего движения “Новое поколение”, послужил на пользу и принцип “Не высовываться” стал для них зароком на всю жизнь.


Однако не только происхождение, высокое образование и родственные связи стали определяющими факторами в формировании новой элиты. Войти в число тех, кто составляет меньшинство и управляет при этом государством, можно и с помощью другого способа, например, женитьбы. Если раньше было модным жениться на русских, и это способствовало карьерному росту, то теперь желательно жениться на казашке, преимущественно единственной дочери высокопоставленного чиновника. Показателен в этом отношении пример вице-министра транспорта и коммуникаций Вадима Зверькова. От выпускника факультета журналистики КазГУ до вице-министра – таков его служебный рост за десять лет суверенитета. Каким образом журналист, не проработавший и дня в редакции какой-либо газеты или в телекомпании, стал специалистом по транспорту, остается загадкой, если бы не одно деликатное обстоятельство. Вадим Зверьков женат на дочери Сейтсултана Аимбетова, занимавшего посты председателя Госкомитета финансового контроля РК, а затем министра социальной защиты населения. Продвигаться же вверх ему во многом, очевидно, помогла служба в качестве помощника заместителя министра иностранных дел Салима Курмангужина.


Увы, Анатолиев Чубайсов, Вагитов Алекперовых в суверенном Казахстане не появилось


Не так давно депутат мажилиса Гани Касымов в одном из интервью сетовал на то, что в верхах нет притока новых сил, из-за чего многие реформы тормозятся. Если проанализировать сказанное депутатом, то нельзя не согласиться с ним. Увы, система формирования элиты осталась прежней, ничего нового в суверенном Казахстане не появилось. В результате принцип подбора кадров не претерпел существенных изменений, и в результате, по меткому определению другого депутата мажилиса, бывшая партийно-хозяйственная номенклатура по-прежнему управляет страной. Практически нет ни одного человека, который бы появился за годы суверенитета благодаря собственным профессиональным качествам. А если и есть такой, то его стараются загасить как можно быстрее. Кстати, одним из примеров человека, сделавшего сам себя, является депутат мажилиса Исахан Алимжанов, несмотря на свое комсомольское прошлое. Потому что он в отличие от многих не является ничьим сыном, зятем, братом, племянником. Можно было бы назвать также и секретаря Совета безопасности Марата Тажина, если бы забыть о том, что его отец был секретарем Актюбинского обкома партии. В итоге сложившаяся система формирования элиты приводит к тому, что многие реформы, начатые в суверенном Казахстане, пробуксовывают, ибо эффективных топ-менеджеров в республике не появилось по большому счету. Скамейка запасных у главы государства коротка, и потому постоянно тасуется одна и та же кадровая колода. Но при этом никто из управленцев, выдвинувшихся за последнее время, не смог утвердить себя в качестве эффективного менеджера. Как бы то ни было, обидно признавать, но приходится констатировать, что своих Анатолиев Чубайсов или Вагитов Алекперовых в суверенном Казахстане не появилось. Если при этом вспомнить, что основоположник теории политических элит Вильфредо Парето утверждал, что общество развивается, если есть циркуляция элит, то нельзя не задуматься над тем, что же ждет Казахстан, если у нас не происходит смена элитарного слоя. Практически вся сегодняшняя административная, политическая, деловая элита составлена из числа партийных аппаратчиков либо их детей. Рекрутирование за счет новых кадров из депутатов парламента или предпринимателей не происходит, из-за чего нет примеров для подражания современной молодежи. Поэтому последняя или стоит на барахолках вместо учебы, или уезжает за границу в поисках лучшей доли. Как правило, выехать может лишь высококвалифицированный специалист. Например, многие годы читает лекции за границей профессор Сорбонны, Гарварда, Киотского и Мюнхенского университетов, доктор физико-математических наук Аскар Джумадильдяев. Математик с мировым именем, занимающийся теорией числовых колец, Аскар вынужден преподавать за границей, чтобы заработать себе на жизнь вместо того, чтобы создавать и развивать свою школу в Казахстане. Вряд ли стоит огорчаться из-за того, что у нас не появились свои Чубайсы, Максвеллы, Алекперовы, Дасслеры, Форды… Нынешний принцип формирования элиты еще долгие годы не будет способствовать этому, а результатом может стать стагнация общества.