Земельный налог: кто больше?


В настоящее время в отношении сельских производителей действуют налоговые льготы. Однако в законопроекте “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” некоторых льгот земледельцы могут лишиться. Все зависит от того, чье мнение перевесит: инициатора поправок сенатора из Костаная Туткушева или же Тасбая Симамбаева. Каждый из них постарался встретиться с журналистами и представить им свои аргументы.


Сенатор Бексултан Туткушев:


— В настоящее время земледельцы платят шесть видов налогов. Земельный налог — шестой. Именно его мы пытаемся вывести из патента. Этот налог в общей структуре патента составляет всего 5%. Тем более что на 80% всех налогов, входящих в патент, предусмотрены льготы. Сегодня в Костанайской области – крупнейшей житнице Казахстана — засевается 3,5 миллиона га. В год. А земельного налога собирается всего 14,6 миллиона тенге. Этих денег не хватает на полугодовое содержание обыкновенной больницы. Мы говорим, что даже если мы выделим земельный налог, он не сыграет роли. Как крестьяне платили, так они и будут платить. Здесь есть, конечно, интересы крупных товаропроизводителей, так называемых агробаронов. У них есть свои интересы. Потому что зачем отдавать лишнее, когда можно не платить? Так не должно быть. Сегодня за один гектар земли крестьяне платят от 1,75 до 7 тенге. Если мы введем поправку, то платить они уже будут от 30 до 180 тенге. Это три килограмма пшеницы за 1 га земли.


— Этот налог пойдет в местный бюджет. Президент сказал, что осенью состоятся выборы акимов. Если в руках акимов будут печать, портфель и зарплата, то чем он поможет? Когда рассматривался законопроект о местном самоуправлении, который составляет около 4 миллиардов тенге, мы планировали земельный налог оставить местным бюджетам. Сегодня он может увеличиться примерно в 2 раза и составит около 8 миллиардов тенге. Это не Бог весть какие деньги. По Костанайской области это будет примерно 200 миллионов тенге. Конечно, можно давать дотации. Но сколько можно их давать?


— Правительство вас поддерживает?


— Я думаю, что правильно поддерживает. А что здесь плохого?



Сенатор Тасбай Симамбаев:


-То, что предлагают костанайцы – это тройное налоговое изъятие у крестьян. Во-первых, они предлагают поднять налог на добавленную стоимость с 10% до 16%. Это значит, что продукция села: зерно, мясо, молоко, сало, яйцо, шерсть и др. уже поднимется в цене на 6%. Во-вторых, предлагают ставку земельного налога увеличить с 0,1 до 0,85. То есть в 8,5 раз. Это второе налоговое изъятие. И втретьих, они предлагают земельный налог изъять из крестьянского патента. До последнего времени по шести видам налогов, входящих в патент, парламент и правительство давало льготную ставку на 80%. То есть крестьянин платил всего 20% от всех положенных налогов. Как только мы изымем земельный налог, льготы, существующие на него, действовать не будут. Земледелец будет вынужден будет платить все 100% земельного налога. А это тройная нагрузка на крестьян.


Если мы примем предложения коллег из Костанайской области, то цена булки хлеба будет 42 тенге, одного килограмма мяса – 450 тенге, молоко подорожает до 50 т. Кто это будет покупать? Сегодня многие наши люди живут на одном хлебе. А кто трижды в день сможет покупать хлеб, который стоит почти полтинник? Нельзя одним непопулярным решением расшатывать стабильность нашей страны.


Этот пункт касается 10 миллионов людей, которые живут на селе. То, что предлагает Туткушев и некоторые представители Костанайской области, аким области Шукеев абсолютно неприемлемо. Я хотел бы, чтобы парламент вообще не превращался в аппарат при акиме Костанайской области.


Только село стало подниматься, отечественные продукты пользоваться спросом, как мы хотим сельчан обанкротить. Отечественная продукция вновь станет неконкурентоспособной.