Современная Россия и секты

Фрагмент статьи


Само по себе религиозное сознание граждан нашей страны к началу перестройки представляло собой благодатную почву для произрастания самых разных сект. К началу перестройки, когда в Бога верили лишь 10 процентов населения (различные социологические исследования конца 70-х — середины 80-х и даже 1987-1988 гг. стабильно показывали 7-12 процентов верующих), неизмеримо большему числу людей были присущи всякого рода “нетрадиционные” верования. И это неудивительно — в условиях цензуры, почти полного разрушения церковной и религиозной традиции, исчезновения цельного религиозного мировоззрения в обществе стихийно распространялись примитивизированные религиозные идеологемы и верования самого разнородного происхождения, которые уже в наше время становятся “кирпичиками” для строительства всякого рода новых мировоззренческих систем. Какие же это верования?


Пожалуй, наиболее заметными, вездесущими стали всякого рода парарелигиозные учения, связанные со здоровьем, с “нетрадиционными методами лечения”. Экстрасенсы, практические маги, изобретатели диет, “образов жизни” и т.д. и т.п. почти всегда имеют более широкое религиозное обоснование своих доходных практик, и после советской власти духовное обоснование нетрадиционного целительства стало расти и развиваться. Целительство — не только основа для появлени новых сект, но и почти необходимая черта сект, появляющихся на совсем других идейных основаниях.


С 70-х годов в России широко распространились, как правило, сильно примитивизированные восточные верования или их фрагменты. В первую очередь, всякого рода заимствования из буддизма, индуизма, йоги, в меньшей степени — даосизма и ислама.


Важнейший мировоззренческий элемент нынешнего сектантства — паранаучные идеологии, которые часто легко вплетаются в совершенно первобытные идейные конструкции. Вера в НЛО, снежного человека, контакты с внеземными цивилизациями — лишь самое заметное из этого ряда. Существуют всякого рода теории (вернее сказать, “поверья”) о неких великих ученых, способных изменять все мироздание как в лучшую, так и в худшую сторону. Псевдопсихологические религиозные конструкции обещают изменение души или средства достижения безграничной власти над окружающими. Вера в астрологию захватила большую часть общества (среди горожан России в нее верят более 70% — такого высокого показателя нет ни в одной стране Запада). Достижение “эпохи Водолея” и формирование высшей “расы Водолея” — идеи, легко интерпретирующие и конец света, и избранничество сектантской общины.


В аморфной массе парарелигиозных верований идет постоянное “броуновское движение”. Современная эклектичная религиозность легко сочетает логически не связанные между собой элементы: появляются и исчезают кашпировские, возникают, бурно растут культики тех или иных приезжих гуру или святых старцев с “сильным биополем”… Сфера этого религиозного эклектизма растет и, судя по всему, будет расти.


В России основные исторические идеологии рухнули — православие в 1917 г., а атеистический марксизм в 1991 г. Носителей целостного православного и марксистского мировоззрения сейчас незначительное меньшинство населения. Сектантство в этой ситуации получает новые, небывалые возможности. В первые годы перестройки наиболее заметными, быстро растущими в России оказались несколько иностранных миссионерских сект — в первую очередь муниты, Аум Синрикё и сайентологи.


Их бурный успех, причем именно в то время, вполне объясним. Бульон российских верований и религиозных исканий еще не дошел до точки кипения. Для массовой кристаллизации своих отечественных сект необходимо какое-то время свободного распространения информации, первичной организации общин и идей, выделения харизматических лидеров. Иностранные сектанты-миссионеры приехали с деньгами, крепкой организацией, отшлифованными методами работы. К тому же общественная атмосфера конца 80-х — начала 90-х гг. была благоприятна как никогда после: религия была реабилитирована, а при всеобщем невежестве в этой области многие советские люди, будь они президентом СССР или рядовым гражданином, плохо представляли себе разницу между Сёко Асахарой и Муном, с одной стороны и, скажем, Папой римским, патриархом Алексием или Билли Грэмом — с другой.


В США и других странах Запада закон не запрещает деятельность тоталитарных сект, но они повсюду подвергаются общественному остракизму, и только в перестроечной России были возможны такие события, как встреча М.Горбачева с Муном в апреле 1990 г., участие секретаря Совета Безопасности О.Лобова в руководстве аумовской ассоциацией Российско-японского университета, открытие лаборатории сайентологии в ведущем вузе страны — МГУ.



О сайентологии.


Выдержки из статьи


Церковь сайентологии — чистый плод фантазий одного человека. Американский писатель-фантаст Лафайет Рональд Хаббард основал в 1952 г. новую религиозную секту, идеология и богослужение которой были позаимствованы из его же беллетристики. Согласно Хаббарду все в мире создали титаны, однако по прошествии 40 миллиардов лет в результате некоего кровавого катаклизма эти самые титаны утратили свою божественную сущность и оказались на поверхности Земли, став пленниками материи. Люди — это депрессивные титаны. Религия Хаббарда берется принести людям спасение — вернуть их божественную сущность. Хаббард считал, что его учение является духовным завершением буддизма: возвращение титану его истинной божественной сущности — это, по существу, выход из бесконечной череды перерождений. Это самое возвращение божественной сущности происходит согласно “технологии духовного очищения”, изложенной в книге Хаббарда “Дианетика: современная наука душевного здоровья”. Суть “очищения” состоит в освобождении человека “при помощи подсознания или реактивного чувства” от травмирующего опыта прошлого, от врезавшихся в память картин (именуемых “энграммами”). В результате человек должен достичь состояния, которое Хаббард называет “чистотой”, т.е. “освобождением бессмертной души”; человек становится “клиром”. Сама книга представляет собой написанный на невразумительном новоязыке дилетантский пересказ психоаналитических и других психологических рекомендаций и фантазий Хаббарда.


“Клиры”, “очищенный” актив секты, имеют свою богослужебную практику, церковные обряды. Особое служение внутри секты, фактически аналог монашества — “Морская организация”: ее члены живут колониями, получают за свой труд нищенскую плату, работают по 12 часов в день и подчинены жесткой дисциплине.


Но и богослужения, и “моряки” имеют отношение к незначительному меньшинству верующих сайентологов. Удел же большинства — участие в раз от раза все более дорогих и продолжительных “курсах дианетического духовного очищения”. Антисектантские организации во всем мире утверждают, что череда все более дорогих и длительных курсов часто приводит клиентов к отказу от исполнения своих профессиональных, социальных и семейных обязанностей и разорению.


Активное проникновение сайентологов в Россию началось в 1991 г. В 1993 г. в Кремлевском Дворце съездов состоялась презентаци русского перевода “Дианетики”. В том же году популярные газеты “Аргументы и факты” и “Собеседник” публикуют “мирской нравственный кодекс” секты “Дорога к счастью”. С 1992 г. в Москве и других городах открываются хаббардовские “колледжи” и курсы по менеджменту, где несчастных новых русских учат бизнесу на основе хаббардистской премудрости. Главы субъектов федерации (например Новгорода), мэры крупных городов (например Перми) стали партнерами секты.



О секте Муна. Выдержки из статьи


Среди миссионерских сект раньше всего и крепче всего в России утвердились, пожалуй, муниты. Секта эта (официальное название — Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства) создана в 1954 г. в Корее Сан Мен Муном. Корея в последние десятилети стала одним из мировых центров новых религиозных движений. И это не случайно. В этой стране идет бурный переход от традиционных дальневосточных верований к христианству. Распад традиционного миросозерцания сопровождается не только распространением католицизма и протестантизма (пресвитерианства, методизма, баптизма и др.), но и появлением местных псевдохристианских и синкретических сект. Среди них мунизм оказался наиболее успешным.


Мун заявляет, что ему, когда он был еще 16-летним подростком, явился Христос и призвал его к служению. В 1946-1950 гг. Мун находился в Северной Корее и дважды подвергался тюремному заключению. Сам он утверждает, что его преследовали за борьбу с коммунизмом, его критики — что сидел он за сексуальные извращения и двоеженство.


В 1950 г. Мун был освобожден из заключения и с энтузиазмом принялся проповедовать свое еще не устоявшееся учение. Основанная в 1951 г. община начинает быстро расти. В конце 50-х гг. Мун посылает первых миссионеров в Японию и США. Заметим, что сейчас муниты действуют в 160 странах.


В 1972 г. Мун переселился в США, где развернул бурную миссионерскую и предпринимательскую деятельность. Репутации секты Муна сильно навредила книга Кристофера Эдвардса “Сумасшедшие ради Бога”, быстро ставшая бестселлером и настольной книгой борцов с тоталитарными сектами. Эдвардс, состоявший одно время в Церкви унификации (еще одно распространенное название секты Муна), определил организацию жизни в общинах мунитов с их бесконечными монотонными семинарами и песнопениями, изнурительным трудом, перемежаемым спортивными играми и танцами, постоянным недосыпанием, жестким контролем друг за другом как “изощренную психотехнику, направленную на подавление сознания”.


Несмотря на в целом негативную реакцию американского общества на деятельность Муна, ему удалось найти неожиданных союзников в лице американских правых, обычно настроенных враждебно к новым религиозным движениям. Причина этого достаточно прозаическая — Мун усиленно эксплуатирует антикоммунистическую тему, спонсирует десятки международных антикоммунистических организаций, фондов и изданий (в частности крупнейшую в США консервативную газету “Вашингтон таймс”).


Секта Муна — не только тоталитарная секта, но еще и гигантское коммерческое предприятие, включающее сотни фирм во всем мире. Финансовая эффективность империи Муна достигается благодаря широким международным связям и практически бесплатному труду верующих. В 1984 г. Мун за неуплату налогов был заключен в федеральную тюрьму, где пробыл 13 месяцев. Этот приговор снискал ему в определенных кругах славу “жертвы религиозных гонений”.


Мун давно испытывал интерес к такому лакомому куску, как Россия. Первые миссионеры Муна нелегально, т.е. по туристской визе, прибывали в СССР еще в начале 80-х. К началу перестройки муниты находились в предстартовой готовности к миссионерскому броску в страну. Легализация секты началась в 1989 г., когда 12 советских журналистов были направлены АПН и Союзом журналистов для участия в конференции, организованной мунитами (в статье о поездке, появившейся в журнале “Новое время”, Мун был назван “союзником”), а интервью Муна было напечатано в ноябрьском номере газеты “За рубежом”. В 1990 г. М.Горбачев принял Муна и его ближайших помощников в Кремле. После этого все преграды быстро исчезают, а в 1992 г. Церковь унификации была официально зарегистрирована в Минюсте России. Создается жестко авторитарная система организации секты с центром в Москве и шестью отделениями по всей стране.


С тех пор основные усилия муниты направляют на работу с молодежью, студенчеством, преподавателями школ и вузов, а также с властными структурами. На многочисленных конференциях, семинарах, учебах в разных городах СНГ, а также в США в общей сложности приняли участие более 75 тысяч жителей бывшего СССР, в первую очередь студентов, преподавателей, журналистов, чиновников. В начале 90-х гг. муниты получили широкий доступ в школы и вузы, сотрудничают с министерством просвещения, региональными органами образования. В 1994 г. в двух тысячах школ России использовались мунитские “нравственные учебники”. Легкий доступ к детям в России для мунитов — редкая и большая удача, в большинстве стран мира они не могут и мечтать об этом.


В некоторых регионах России муниты сумели установить тесные контакты с местными властными структурами. В Екатеринбурге, например, Церковь унификации имела настолько тесные связи с администрацией губернатора А.Страхова, что по его призыву муниты агитировали за его кандидатуру на выборах губернатора против Э.Росселя. Еще более тесные отношения муниты поддерживают с администрацией президента Калмыкии К.Илюмжинова. Благодаря миссионерской активности мунитов к началу 1996 г. численность членов секты в России приближается к 10 тысячам человек.


Что же это за вероучение такое, привлекающее столь многих? Официальная доктрина секты изложена в двух книгах, написанных на корейском языке Хье Вон Ю, одной из первых учениц Муна: “Объяснение принципа” (1957) и “Толкование принципа” (1966) (в английском переводе — “Божественные принципы”). “Принцип” — это учение, переданное Муну “самим Богом”. “Грядет последняя, третья реформация, которая объединит в Муне все религии и приведет к построению Царства Божия на Земле”. Эклектичному сознанию постсоветского человека, по-видимому, импонирует “планетарное учение”, объединяющее всю религиозную мудрость мира. Надо сказать, что при Церкви унификации существует так называемое “Движение объединения”, руководимое теми же людьми и исповедующее то же мировоззрение, но предполагающее более автономные отношения с начальством; по уставу члены движения могут оставаться членами традиционных церквей. Так что у нас сейчас есть муниты-православные, муниты-мусульмане…


При всех своих непомерных претензиях муновское учение представляет собой внутренне противоречивую, сильно примитивизированную версию христианства, видоизмененную до неузнаваемости откровениями Муна и дополненную заимствованиями из религий Дальнего Востока. Бог, согласно Муну, — первопричина всего, однако существует два еще более высоких принципа, которым подчиняется сам Бог: Сунг-Санг (позитивное мужское начало “янь”) и Хьюн Санш (негативное женское начало “инь”). Отношения между Богом и Творением — это отношения между мужским и женским началами. Отношения эти трактуются в духе “сексуальной мистики”. Муниты не считают Иисуса Христа Богом, а лишь “совершенным человеком”. По учению Муна, необходимо достичь жизненной полноты, и в первую очередь в браке. Христос не женился и не “победил сатану” (так как был распят — муниты не верят в Воскресение), а потому “потерпел неудачу”. Спасение принесет Мун. Идеальная семья “новых Адама и Евы” (преподобного Муна и его третьей жены Хак-Джа Хан Мун) — главная надежда на спасение, предмет поклонени и подражания. Смиряя себя перед Муном, служа Муну, повинуясь Муну и любя Муна, мы достигнем спасения через него”. Поскольку Мун является “третьим Адамом” и “вторым Христом”, эта формула выражает практику достижения спасения. Важнейшее значение в идеологии мунизма занимает идеал образцовой супружеской семьи, создание которой необходимо “для полноты жизни” и конечного спасения. Создание супружеских пар — важнейший элемент религиозной жизни Церкви унификации. Семейные пары подбираются самим Муном на основе присланных ему верующими фотографий и анкет. После подбора пары принимают участие в “винном ритуале” — жених и невеста выпивают коктейль, составленный более чем из 20 ингредиентов, включая кровь Муна и его жены. Винный ритуал скрепляет пару столь же прочно, как и формальный брак. Винный ритуал кладет начало периоду обручения, который длится от недели до нескольких лет. В этот период жених и невеста живут отдельно друг от друга, дозволяются лишь редкие встречи на публике. Бракосочетание проводится раз в 0,5-2 года одновременно для всех кандидатов. Мун и его жена торжественно благословляют вступающих в брак в разных странах мира, а несколько десятков тысяч избранных приглашаются для участия в обряде, которым руководит чета Мунов, чаще всего — на стадион в Сеул.


Согласно Муну спасение есть “восстановление человечества в прежнем безгреховном состоянии и достижение человеком полного подчинения себе сатаны, господства над ним и материальным миром”. От своих последователей муниты требуют отказа от собственности в пользу секты, привлечения новых членов, бесплатного труда, сбора пожертвований и беспрекословного послушания. Многие из нас встречали доброжелательных молодых людей, собирающих деньги на какой-нибудь Молодежный студенческий фонд, так это скорее всего были муниты, а фонд (конгресс, организация и т.д.) — одна из многочисленных дочерних организаций секты.


С 1994 г., после скандальных событий, связанных с деятельностью Белого братства, и скандала в 1995 г. с Аум Синрикё, в разных регионах России возникает антимунитская реакция властей и общественности. Во многих городах России мунитов вытесняют из школ, резко сокращаются контакты властей с Церковью унификации.


Секта в какой-то мере становится уязвимой из-за своей нетрадиционной для России деятельности — публичной и открытой: их все знают, и разогнать их не составляет труда. Почти все руководство секты в России — иностранцы, плохо знающие русский язык (председатель Совета — австриец, вице-президент по СНГ — американец, координатор миссионерской деятельности — японец и т.д.). Лишь в самое последнее время появился заместитель председателя Совета церкви кандидат исторических наук Лев Семенов. Обычно именно он выступает с опровержениями обвинений и критики в адрес мунизма.


Несмотря на начавшееся ограничение деятельности мунитов в России, к середине 1996 г. муниты стали достаточно многочисленны и влиятельны, чтобы эти меры могли серьезно подорвать их позиции; они могут лишь несколько сдержать дальнейший рост. Попытки свернуть деятельность иностранных миссионеров, вполне возможно, лишь укрепят Церковь унификации: она начнет русеть, а русские могут оказаться более эффективными активистами.