Кружится медленно старый вальсок…

Традиционно неожиданный “залп” последних властных перестановок на первый взгляд производит впечатление артподготовки к чему-то значительному, однако при анализе он рассыпается всего на два вынужденных выстрела, из которых один – холостой.


Под холостым выстрелом мы подразумеваем рокировку Заманбека Нуркадилова и Шалбая Кулмаханова. Как мы и говорили в наших sinoptikos, перенос столицы Алматинской области, помимо прочего, означает смирение Заке с фактом своего перехода из властной верхушки в номенклатуру второго плана. Для него дорога в Талдыкорган была бы дорогой в один конец. Дальше ему “светила” в лучшем случае посольская “кругосветка”, но никак не дорога в Астану. Поэтому Заманбек Калабаевич предпочел остаться в “своем” городе. Хороший дом, хорошая жена – что еще надо человеку чтобы спокойно встретить… заслуженный отдых?


Что же касается Шалбая Кулмаханова, то для него это — перемещение в той же номенклатурной плоскости. Оснований подняться выше, или опуститься ниже у него нет.


Прицельный выстрел – это перевод Саута Мынбаева в Банк развития. Туда закачиваются значительные бюджетные ресурсы и пойдут они на выдачу долгосрочных кредитов. Удача получать такие кредиты станет улыбаться, понятно, не каждому, а ожидать их возврата (или невозврата) придется много лет. Руководить таким процессом — дело тонкое, доверить которое можно только проверенному со всех сторон специалисту.


Ну а как бы рикошетом от этого выстрела является возвращение в Минсельхоз Ахметжана Есимова, успевшего за два с небольшим брюссельских года овладеть английским языком. Возможно, это редкое для наших сел-аулов умение как-то освежит отечественные поля, но самое ценное качество нового-старого сельского министра осталось при нем. Это – принадлежность к ближнему кругу.


Если просуммировать все весенние перемещения, может показаться, что происходит то, что ничего не происходит. Тасуется одна и та же кадровая колода, что возбуждает чиновников и СМИ, но практически не влияет на государственный курс. Однако кое-какая тенденция налицо – это подтягивание самых близких надежных кадров.


Возможно, это свидетельствует об ощущении долгосрочной и надежной стабильности наверху. Реформы завершены, экономика растет, явных внутренних или внешних угроз не видно. Нефти на Каспии много, противоречий больших игроков вокруг этой нефти, на которых можно балансировать, тоже много. На годы вперед все устоялось, стратегия не нужна, осталась только тактика.


Возможно, это свидетельствует об обратном – ощущении назревающих серьезных перемен. Такими ощущениями все явственнее пропитывается отечественная атмосфера. Хотя ощущения – это всего лишь ощущения.


Мы не станем гадать, какие ощущения ближе к реальности. Потому что считаем: реальность и то и другое.