США могут утратить роль мирового лидера

Предотвратить это должен документ администрации Буша об обеспечении энергетической безопасности страны


СТАВ президентом, Линкольн к 1869 году обеспечил завершение строительства Трансконтинентальной железной дороги, что положило начало объединению территории страны единой транспортно-коммуникационной сетью. Будущий 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр, войдя в большую политику, предложил план объединения страны «от океана к океану» единой сетью автомобильных дорог, сегодня всем известных хайвеев.


Нечто аналогичное с точки зрения прогнозируемого влияния на будущее развитие США просматривается в плане реконструкции энергетического хозяйства, предложенном администрацией Джорджа Буша. Речь идет об идее объединения страны в единую (по выражению президента, «наподобие телефонной») сеть энергопроизводящих и энергопередающих предприятий. В документе изложена республиканская концепция стратегии преодоления кризисных явлений в энергетике США, которые сегодня со всей остротой ощущаются в Калифорнии, а завтра могут охватить всю остальную территорию.


В настоящее время в США действуют четыре независимые региональные сети электроснабжения. Американская система электроснабжения создавалась в 50-е годы и строилась по принципу локальных кустов, сконцентрированных всего в нескольких штатах.


По прогнозам, в ближайшие десять лет потребности США в электричестве возрастут на 45%, в то время как пропускная способность существующих электропередач рассчитана не более чем на 4-процентный рост. Помимо необходимого, таким образом, строительства огромной сети новых высоковольтных линий электропередач США нуждаются в ежегодном введении в строй 60 новых электростанций, поскольку, по расчетам специалистов, потребность в электроэнергии в течение ближайших 20 лет может быть удовлетворена лишь в случае строительства от 1300 до 1900 электростанций. Наконец, над всем этим стоит проблема различия в нормах и законодательном регулировании, действующем в том или ином штате в сфере ценообразования и защиты экологии.


Как и следовало ожидать, главными противниками республиканского плана стали демократы и природозащитники, утверждающие, что кризис энергетического хозяйства «придуман» республиканцами в угоду бизнесу, прежде всего нефтяным и газовым компаниям. Ответ сторонников проекта гласил: одной лишь «консервацией» невозможно решить проблему, если, конечно, американцы не проявят готовности в корне пересмотреть свой образ жизни и от общества потребителей перейти к обществу аскетов. Отказаться придется и от интенсивного развития высокотехнологичного производства и информатики, поскольку именно они потребляют огромное количество электроэнергии.


На призыв использовать нетрадиционные источники энергии и вторичное энергосырье природозащитники получают ответ: это уже делается, со временем будет использоваться в более широких масштабах, но эти источники энергии в обозримом будущем не смогут стать основным направлением обеспечения страны электроэнергией. Соглашаясь на расширение добычи имеющегося на территории США природного газа «как наименьшего из зол», природозащитники категорически возражают против новых нефтебуровых установок, а также против развития угледобычи, требуя от администрации оказать нажим на страны — производители нефти, в первую очередь ОПЕК, с тем чтобы они увеличили объем производства и тем самым обеспечили снижение цен на закупаемую у них нефть. Наконец, природозащитники категорически против атомных электростанций.


Иными словами, там, где природозащитники (при поддержке демократов) занимают особенно сильные позиции (в первую очередь речь идет о Калифорнии), вот уже не одно десятилетие не строилось ни одной электростанции, ни одной линии электропередач, а построенные атомные электростанции законсервированы. Неудивительно поэтому, что именно Калифорния стала первым американским штатом, из которого в адрес федеральных властей один за другим поступает сигнал «SOS»: губернатор Калифорнии демократ Грэй Дэйвис требует оказания штату немедленной помощи в виде запрещения увеличивать цены на электроэнергию компаниями-поставщиками. Федеральная власть не осталась глухой к ситуации в Золотом штате, хотя и не пошла на регламентирование ценообразования в сфере энергоресурсов. По словам президента Буша, он «глубоко озабочен поблочным отключением электроэнергии в Калифорнии». Президент предостерег от чрезмерной зависимости США от какого-либо одного вида энергоносителя, особенно поступающего из-за рубежа. Он призвал к разработкам собственных энергоресурсов, а также к строительству наиболее экологически чистых атомных электростанций, в настоящее время обеспечивающих менее пятой части потребностей США в электроэнергии, в то время как во Франции и Японии речь идет о 80%.


В целом в программу, предложенную администрацией Буша с расчетом на развитие энергетического хозяйства США в течение ближайших 20 лет, заложен рост потребления нефти на 33%, природного газа — более чем на 50%. План предусматривает выделение 2 млрд. долларов на разработку «технологии чистого угля», что должно обеспечить сокращение количества атмосферных выхлопов, сопровождающих сжигание каменного угля. Вместе с тем с учетом критики со стороны природозащитного движения в программу реконструкции энергетического хозяйства были внесены положения, касающиеся стимулирования энергосбережения путем налоговых льгот, содействия разработке новых, экологически чистых видов топлива, новых, энергосберегающих видов автомобильного транспорта, новых технологий, альтернативных источников энергии.


Требования противников республиканской стратегии предотвращения энергетического кризиса национального масштаба нашли отклик в той части программы, которая касается обеспечения поступления энергоносителей из-за рубежа. США потребляют 25% производимой в мире нефти, которые обеспечивают до 52% потребностей страны в этом виде энергоносителей. 55% импорта нефти приходится на четыре страны: Канаду (15%), Саудовскую Аравию и Венесуэлу (по 14%) и Мексику (12%). США и впредь сохранят высокую степень зависимости от зарубежных поставок нефти, однако акцент будет делаться на диверсификацию импорта нефти и газа, притом что наряду с регионами Западного полушария, Африкой и районом Каспийского море внимание будет уделено России и Казахстану.


В США сегодня наблюдается чрезвычайно широкий разброс мнений как в отношении реальной ситуации с энергоснабжением в стране, так и в отношении мер, направленных на предотвращение кризиса энергетического хозяйства. Именно в отсутствии единства заключается наибольшая опасность. Ни Линкольну, ни Эйзенхауэру не приходилось сталкиваться с проблемой острейшего противостояния, раздробленности по всем направлениям — политическому, этническому, культурному, так что «собирание» нации для решения поставленной перед ней задачи потребует, по всей вероятности, значительно больших компромиссов и времени. Но как раз времени-то, как утверждается администрацией на базе работы, проведенной специальной группой экспертов под руководством вице-президента Дика Чейни, у американцев совсем немного. Доказательство этому — ставшая уже привычной, но неизбежно грозящая обострением с наступлением летней жары ситуация с постоянным поблочным отключением электричества в самом крупном штате страны Калифорнии. Только что в Золотом штате по инициативе губернатора Дэйвиса началась акция, в ходе которой лично им самим, а также мэрами крупнейших городов калифорнийцам бесплатно раздаются энергосберегающие электрические лампочки (всего должно быть распределено до 1,5 млн.). Сегодня о реальной возможности повторения калифорнийской ситуации уже заговорили и другие штаты США, начиная с Орегона, Невады, кончая Нью-Йорком.


Судя по широте разброса мнений, для выработки единой, устраивающей всех политической программы потребуется немало времени. На сей раз речь идет ни много ни мало как о способности США сохранить позиции мирового лидера. Уже сегодня американские специалисты предупреждают: угроза энергетической безопасности заключается в том, что в случае недостатка электроэнергии или чрезмерной зависимости в ее поставках от других стран США могут оказаться позади, что означает передачу эстафеты ведущего одному из соперников-претендентов, будь то Япония, Европа или уже сегодня вырвавшийся на позиции «второй мировой экономики» Китай. Представляя свой план, президент Буш заявил: «Если мы не сумеем действовать, нашей стране предстоит печальное будущее».


Сан-Франциско