От денег к кредиту, или наоборот?

Нельзя не отметить тот факт, что после того, как глава государства Ислам Каримов выступил с резкой критикой в отношении негативных тенденций, сложившихся в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ) в Узбекистане, в последующие месяцы были отмечены существенные сдвиги. Указом Президента РУ была уменьшена не только статистическая и налоговая отчетность для предпринимателей, но и поставлены вопросы их финансирования.



Говоря о проблемах финансирования МСБ, между тем эксперты отмечают, что в этом направлении имеются некоторые проблемы. Например, невысокое качество бизнес-плана, отсутствие полноценной информации как в части расчетов финансово-экономических показателей, так и по обоснованию рынков сырья и готовой продукции приводит к продлению сроков рассмотрения проектов и принятия решений по ним финансирующими банками. Как видно из этого, необходимо повысить квалификацию сами предпринимателей, а также специалистов и организаций, оказывающих содействие бизнесу.


Другая проблема – это обеспечение на запрашиваемый кредит. С введением новой формы обеспечения (таких как выдачи поручительства местными органами схода граждан, махаллей по микрокредитам) стали иметь место случаи злоупотребления этим видом обеспечения со стороны махалли. Как отмечают эксперты, во многих случаях выдаваемые поручительства являются формальными, то есть не обеспеченными какими-либо ликвидными активами, нет имущественной ответственности этих организаций. С другой стороны, недостаточность обеспечения прослеживается и по другим видам кредитов, предназначенных для субъектов МСБ. Это остро ощущается по проектам, реализуемых в сельских регионах, в связи с низкой ликвидностью предлагаемых видов имущества и неразвитостью рынка недвижимости, а также покупательной способности потенциальных участников рынка.


Однако в настоящее время имеются серьезные проблемы в развитии малого и среднего бизнеса, причем, эти проблемы создаются не только чиновниками разных уровней и инстанций, но и вполне на законном основании. Так, например, существует запрет на использование субъектами МСБ наличных денежных средств. Говоря об этом, необходимо затронуть многие аспекты, связанные с денежным обращением в стране. И дело не только в том, что наличные средства позволяют некоторым предпринимателям осуществлять финансовые операции без бухгалтерского и статистического учета (а это позволяет избегать налогообложения), но и в том, что зачастую им приходится вести нелегальный обмен национальной валюты – сума на СКВ с целью экспорта-импорта услуг и производимой продукции. Конечно, вся эта деятельность ведет к усилению теневой экономики, но в данном месте необходимо остановится на легальных причинах предпочтения бизнесменов наличных денежных средств безналичным.


Кстати, тенденция увеличения доли наличных средств в товарно-денежных операциях в Узбекистане (как, впрочем, и в СНГ) идет в разрез с общемировой практикой, где большинство финансовых операций ведется в безналичной форме. Порой этим пользуются и банковские сотрудники, которые способствуют конвертации безналичных в наличные платежи, но при этом значительная часть средств оседает или у банка, или у отдельных сотрудников.


Между тем, данная тенденция возникла не сама по себе и не вдруг, у нее имеются глубокие корни в существующей рыночной экономике. И пока эти корни питаются благодатной средой, предприниматель будет всегда стремиться к использованию наличных денег. Какие же факторы способствуют этому?


Эксперты указывают на следующие:


Во-первых, банковская система не обеспечивает своевременных безналичных платежей. Конечно, многие учреждения уже ввели механизмы электронных платежей, только бизнесмены несут порой определенные потери из-за отрицательных сальдо на корреспондентских счетах коммерческих банков.


Во-вторых, банки порой осуществляют функции контроля за субъектами МСБ, которые им не свойственны. Скажем, они требуют от предпринимателей договора, контракты и другие документы, которые служат основанием для перечисления средств, но при этом не желают осуществлять платежи на основании счета.


В-третьих, по требованию различных инстанций (например, хокимията), в ущерб субъектов МСБ замораживаются их счета, проводятся различного рода длительные проверки, которые не способствуют развитию предпринимательства. В итоге предприятия терпят убытки, они платят штрафы из-за того, что вовремя не перечисляют средства партнерам.


С другой стороны, некоторые ведомственные и министерские решения также способствуют неравной ликвидности наличных и безналичных средств. Взять хотя бы такой пример, что право на конвертацию предоставлялось фирмам, которые вели торговлю и предоставляли услуги только за наличный расчет, а это, естественно, не укрепляло позиции безналичных расчетов. Более того, существовали проблемы в использовании таких денежных инструментов, как чековые книжки, кредитные карточки.


И как следствие этого, стремление предпринимателей вести нелегальные расчеты с поставщиками и потребителями. Так, согласно проведенным в апреле 2000 года социологическим опросам среди частных бизнесменов г.Ташкента и Ташкентской области, 45% респондентов подтвердили такое желание. 78% из них сообщили, что такая тенденция предопределена действующим налоговым законодательством, которая недифференцированно подходит к наказанию за нарушения налоговых норм. 90% также заметили, что принимаемыми против них меры со стороны следственных (налоговых, правоохранительных) органов социально неоправданны.


Как ни странно, но 34% респондентов хотели работать в исключительно в нелегальной сфере, так как официальная, открытая деятельность не дает ему надежной защиты. Более того, он несет такие же риски, как и фирма, работающая нелегально. Ведь за ошибки, совершаемые официальными и нелегальными предпринимателями, налоговые и другие службы наказывают одинаково.


Поэтому нельзя утверждать, что проблему нелегального денежного обращения можно решать исключительно административными мерами. Ответственность за это несут не только предприниматели, стремящиеся к такой деятельности, но и государство, которое не приняло необходимых законодательных мер и не создало благоприятные условия для развития МСБ, а также предприятия инфраструктуры, которые, с одной стороны, обслуживают частных предпринимателей, а с другой, не проявляют заинтересованности в решении их проблем. Эксперты предлагают несколько путей по решению подобных проблем.


В частности, предлагается законодательно установить автоматическое взимание пени с коммерческих банков за просрочку платежей в пользу предприятий. Кроме того, было бы желательным ввести наличные и безналичные платежи с помощью индивидуальных и корпоративных кредитных книжек, а также ввести одинаковые правила конвертации наличных и безналичных средств по коммерческому курсу на внебиржевом рынке в зависимости от спроса и предложения.


Положительной мерой стало бы и то, что предприниматели, работающие по безналичному расчету или инкассирующих наличные средства в банк, имели бы существенные льготы. Такой же резонанс имело бы, если бы налоговое законодательство дифференцированно подходило к нарушениям налоговых норм, и неумышленное сокрытие не карало бы серьезными мерами.


Говоря о банковской системе, то она также нуждается в серьезной реорганизации. Дело в том, что государство порой ограничивает деятельность таких учреждений, с одной стороны, являясь держателем акции (как непосредственно, так и через концерны, министерства, ведомства), так и с помощью нормативных и подзаконных актов. В частности, комбанки не могут самостоятельно решать вопросы процентных ставок, покупки и продажи валют по реальному коммерческому курсу, принимать денежные вклады от населения на условиях, позволяющих сохранить их покупательскую способность. По оценкам предпринимателей, 97% из них посчитали, что сложилась практика, когда они существуют для банка, а не наоборот.