“Гарантирую не я. Закон гарантирует!”


В канун легализации теневых капиталов министр финансов РК дал эксклюзивное интервью редакции “Мегаполиса”


— Итак, завтра наступает, Мажит Тулеубекович, наконец-то, 14 июня. Широкая общественность и вашими стараниями, и усердием Ураза Алиевича, Зейнуллы Халидолловича, Григория Александровича уже подробно уведомлена о правилах и механизмах проведения этой беспрецедентной финансовой акции. Детали и тонкости, наверное, интересны лишь возможным ее участникам. Мы бы только спросили, что, по-вашему, является основной причиной объявления амнистии денег и почему она проводится именно сейчас?


— Принятие Закона “Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег”, на мой взгляд, обусловлено улучшением экономической ситуации в стране. Можете судить сами.


Мы отмечаем, что республика в этом году добилась значительного прироста валового внутреннего продукта. Так, по сравнению с первым кварталом прошлого года он вырос почти на 10 процентов, производство же промышленной продукции увеличилось на 11 процентов, валовая продукция сельского хозяйства возросла на 4,6 процента, инвестиции в основной капитал — на 25,6 процентов. И доходные статьи бюджета перевыполняются.


Конечно, многие положительные тенденции в нашей экономике проявились в связи, в первую очередь, с благоприятной ситуацией на мировом рынке, где Казахстан со своей экспортной продукцией занимает достойное место в международном разделении труда.


И никак нельзя не отметить и то обстоятельство, что именно благодаря реформам, проводимым в нашем государстве, мы выстроили стройную законодательную базу, эффективную налогово-бюджетную и денежно-кредитную систему, отвечающие современным мировым стандартам.


Но никак нельзя забывать, что в нашей истории был очень сложный период, когда из-за несовершенства законодательства, тяжелого налогового бремени многие граждане, занимавшиеся бизнесом, предпочитали осуществлять свою деятельность в “теневом” секторе, выводя из денежного оборота экономики значительные финансовые средства, часть которых попадала на счета в зарубежных банках.


И вы должны помнить, что в своем ежегодном послании народу Президент Республики Казахстан указывал, что пришло время задействовать все накопления наших бизнесменов, которые хранятся за рубежом и питают чужую, а не свою экономику. Нурсултан Абишевич предлагал их амнистировать и запустить на отечественные нужды, и для этого есть теперь все условия как экономические, так и законодательные.


Именно поэтому, учитывая все вышеперечисленные факторы, правительство Республики Казахстан сочло необходимым подготовить в конце прошлого года и внести на рассмотрение парламента проект Закона “Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег”.


И принятие этого закона является своеобразной границей для окончательного разделения отечественного бизнеса на легальный и нелегальный.


Всем отечественным предпринимателям, допустившим в свое время нарушения в налоговой сфере, дается возможность официально зарегистрировать свои капиталы и вернуться в ряды законопослушных граждан. Те же из них, кто не воспользуется предоставляемой настоящим законом возможностью, будет нести ответственность по всей строгости не только казахстанских, но и международных законов.


Бизнесмены должны понять, что гораздо выгоднее легализовать свои доходы и регулярно платить налоги, чтобы чувствовать себя уверенно, тем более, что впервые государство идет на значительное снижение налогового бремени: с первого июля текущего года НДС равняется 16 процентам, а социальный налог – 21 процентам.

— И никаких отрицательных последствий для граждан, желающих амнистировать неправедно нажитые денежки, не будет? Вы теперь можете это гарантировать?


— Не я гарантирую, а закон. Государство сейчас создало все условия, чтобы эта акция привлекла как можно больше участников.

В соответствии со статьей 77 Конституции Республики Казахстан законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.


Гражданин, согласно статье 4-й нового закона по окончании срока легализации может свободно распорядиться деньгами, предъявленными им к легализации. Кроме случаев, когда деньги получены в результате: коррупционных правонарушений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, интересов государственной службы, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, а также денег, принадлежащих другим лицам или полученных в качестве кредитов. И еще одно: если до начала периода легализации денег в отношении лиц были возбуждены уголовные дела и административные производства, в том числе на осужденных и на лиц, на которых наложены административные взыскания.


Статьей 6-й закона прямо предусмотрено, что внесенные денежные суммы на специальные счета в банках второго уровня не включаются в налогооблагаемый доход.


— И вот вопрос поинтереснее. В общественном сознании существуют различные представления относительно количества денег, амнистия которых объявлена. Ваше мнение по поводу того, в каком же объеме предполагается возврат этих денег?


— Размеры утечек капитала из Казахстана в принципе известны, но мы понимаем, что не все предприниматели воспользуются возможностью, предоставленной настоящим законом, поскольку некоторые из них уже использовали свои деньги, часть их уже незаконно легализовали. Но есть и такие, которые их еще не потратили, и, возможно, именно они переведут свои капиталы в республику.


Принятый закон позволяет надеяться, что большая часть денег вернется в республику. По экспертным оценкам нашего министерства, реальный приток средств должен составить около 500 млн долларов.


— Ну а теперь все же о механизме проведения этой акции…


— Дата начала проведения акции по легализации денег устанавливается указом президента Республики Казахстан. Период легализации денег составляет двадцать календарных дней в течение 2001 года. Вы совершенно правильно заметили, что начнется она завтра, 14 июня.


Ее проведение будет осуществляться путем зачисления денег на специальные счета (с фиксированием вклада на период легализации) в банки второго уровня, входящие в систему коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов). При этом указанному зачислению подлежат вклады граждан Казахстана наличных денег в национальной или иностранной валюте.


При внесении денег на специальный счет гражданину будет выдан официальный документ, указывающий размер суммы и дату ее внесения. Никакой налог или специальный платеж при этом не взимается.


После окончания срока легализации граждане уже на следующий день могут свободно по своему усмотрению распоряжаться деньгами, поступившими на специальные счета в национальной и (или) иностранной валюте.


Как видите, механизм проведения акции по легализации денег для наших граждан максимально упрощен и не представляет особого затруднения при его осуществлении. При этом сохраняется абсолютная конфиденциальность.


— И у Вас, наверное, уже есть соображения насчет того, куда же направить деньги, легализованные в результате амнистии граждан?


— Конкретные цели, на которые будут использоваться деньги, определят их владельцы. Отечественные предприниматели сами поставили вопрос о легализации денег, поскольку на сегодняшний день им выгоднее и целесообразнее использовать собственные средства, находящиеся в теневом секторе, нежели брать кредитные ресурсы.


Центральными и местными государственными органами будут проводиться мероприятия, суть которых заключается в предложении владельцам легализованных денег наиболее привлекательных для них инвестиционных проектов.


“ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА”


Амнистия неправедных денег: благо или зло?


Константин Сыроежкин,


доктор политических наук

— Ну будут ли иметь место «грязные деньги» и будут ли они отмываться — это очень большой вопрос. Проблема не в этом. То, что нужно легализовать капиталы, вопросов нет, вопрос заключается в том, что за деньги это будут и каким образом их легализовывать. Тот закон, который принят на сегодняшний день, принят для чиновников. Не для капиталов.


— А если все-таки будут отмываться «грязные деньги»?


— Закон не содержит таких норм, которые могли бы отсечь этот вопрос. Закон с точки зрения процедурных норм не выдержан.


— Ну и последнее. Этот закон — «хорошо» или «плохо», на ваш взгляд?


— Сложный вопрос. Понимаете, еще один вопрос возникает: а надо ли вводить наличные деньги в оборот? Информация, которую предоставляют Национальный банк и наши ведущие финансовые учреждения, говорит, что денег в экономике достаточно. И они во многом правы. То есть дополнительные финансовые ресурсы нам пока не нужны. Дай бог, освоить пока то, что есть. Во-вторых, когда происходит легализация каких-то капиталов, то в законе должно быть все четко оговорено — как пресечь возможность легализовать деньги, добытые незаконным путем: от продажи наркотиков, оружия и так далее. Этого, к сожалению, в законе нет. По этому вопросу двойственное мнение. Но то, что надо легализовать, это вопрос однозначный.

Олег Кациев,


директор представительства “Интерньюс-Казахстан”

— Безусловно, есть опасения, что “грязные деньги” будут отмываться. Я мало доверяю таким инициативам правительства, поскольку оно многократно хотело как лучше, а получалось, как всегда. Боюсь, что на этот раз будет то же самое. Я не думаю, что это вызовет приток капиталов в Казахстан. С точки зрения практической — пользы от закона не будет, а с точки зрения нравственности — этим законом показывают, что можно красть, можно воровать и тебя за это простят. Это безнравственно и незаконно. И какими бы благими намерениями не оправдывались инициаторы этого закона, это будет всегда проигрышно. Большинство людей будут осуждать такие меры.

Евгений Жовтис,


директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности

— Понятно, что легализация капитала, или, вернее, амнистия тех, кто заработал капитал незаконным путем и увел их за границу, это — акт политический, а не юридический или экономический. Поэтому, если мы его будем рассматривать как таковой, то есть как политический, то главная цель такого шага — это вернуть незаконно нажитые капиталы и попытаться осуществить некое примирение в экономических элитах, большая часть которых зарабатывала деньги незаконным путем. И совершенно очевидно, что все эти элиты, которые таким образом зарабатывали деньги, они все — дети и внуки существующего режима, потому что отдельно от него деньги заработать было невозможно. И отличается она от той элиты, которая находится у власти, только тем, что существующую власть никто не может привлечь к ответственности по той причине, что она сама всем руководит. А тех, кто работает не с властью, могут, поэтому они и увели свои капиталы.

Основной вопрос, который у меня возник, следующий: раз это акт политический, значит, это политическое примирение, или политический договор. В этом случае стороны должны друг другу доверять, как минимум. И давайте себе представим два направления: первое — это те, кто приближен к власти или находится в ней. И через подставные фирмы, через подставных людей они спрятали свои деньги за рубеж, и теперь собираются их вернуть. Это одно направление. И второе направление — те, кто у власти не находится: олигархические группировки, которые успели в свое время сделать какие-то деньги и имеют их за рубежом, им тоже предлагают их легализовать, так сказать, их амнистировать. Если говорить о первом направлении, то это не вопрос закона о легализации, это вопрос взаимоотношения группировок с верховной властью. То есть, если эти взаимоотношения хорошие, то никто не тронет никого в любом случае. Другие, кто не входит или, образно говоря, непосредственно не входит, в клан, у этих должно быть доверие к существующей политической элите, что она завтра не передумает. Представить себе, что закон об амнистии капиталов будет непотопляемым столпом в нашей правовой системе, не позволяют мои теория и практика. Поэтому для меня совершенно очевидно, что этот закон совершенно никакого отношения к реальности не имеет. Это некий PR в правовой сфере, который, с моей точки зрения, сам по себе совершенно бессмысленный по той причине, что вопросы легализации капиталов — это во многом более комплексная и глобальная задача, чем просто один закон. Его, с моей точки зрения, можно сравнить с известным законом о первом президенте. Когда мне задали на ВВС вопрос о том, как я к нему отношусь, я сказал, что я к нему никак не отношусь. Закон о гарантиях первому президенту может действовать только тогда, когда у власти сам президент или его непосредственные наследники. Если придет оппонент, то он его отменит. Поэтому это вопрос не политический или юридический — это вопрос PR`а.