Крепче за шоферку держись, баран, или Репортаж о новых технологиях

“…Не перевелись у нас еще Остапы Бендеры. Самое грустное в этом, что они осели во властных структурах…”



Из письма изобретателя А. Талькенова президенту РК Н. Назарбаеву



Цитата, выбранная эпиграфом к материалу, не случайна – речь в очередной раз пойдет о беспредельной власти чиновников, которые во имя своих меркантильных интересов не дают развиваться отечественному малому и среднему бизнесу.


Со времен развала СССР Казахстан, как и все, утративший статус союзной республики, перестал, к тому же, быть еще и сырьевым придатком России. Казалось бы, нужно радоваться – несметные богатства республики перестали уходить “налево”, и можно было, организовав с умом производство, наладить перерабатывающую промышленность и выходить на международный рынок с товарами под биркой “Сделано в Казахстане”. К сожалению, страна пошла по пути наименьшего сопротивления. Мы, как были, так и остались сырьевым придатком, – слишком силен был в то время зов “совка”, и, кроме того, мы не умели или не хотели производить. Поэтому молодая и перспективная республика окончательно стала страной барахолок. Причем это касается не только процессов, происходящих внутри нашего государства, но и внешней политики в целом. Принцип прост – найти выгодного покупателя (теперь это называется инвестор) и, подобно проститутке, продать себя подороже.


За десятилетие независимости осознание собственной продажности прочно въелось во все структуры республики. Теперь, когда все без исключения это понимают, сложилась странная ситуация – повсеместно проходят беседы, дискуссии, разборы полетов; власти всеми способами пытаются поддержать отечественного производителя, выделяют для этого гранты и микрокредиты, другими словами, пытаются организовать небывалый всплеск производительности в республике, а рынок тем временем перенасыщен товарами, родина которых – явно не Казахстан. Причина вопиющей несправедливости – в наших чиновниках – как говаривал товарищ Сталин, кадры решают все.


Еще со времен царской России мы переняли у соседа печальную традицию – чтобы чего-то добиться, не надо бороться с чиновниками, нужно работать вместе. Достаточно принести последнему соболиную шубу, и все дела сдвинутся с мертвой точки. Раньше это называли “дар боярину”, сегодняшние демократические преобразования дали новое имя чиновничьим поборам – “коррупция”. Впрочем, не будем голословно обвинять поголовно всех чиновников во взяточничестве и продажности. Остановимся на конкретном случае “поддержки” раритетных производителей нашей страны.



Оставь надежды, всяк производящий



Алматы – город больших денег и, как следствие, больших проблем. Одной из таких можно смело назвать по-настоящему грязный воздух южной столицы. Когда “город яблок” еще только проектировали, решили, что его нужно проветривать. Для этого в проекте предусматривались прямые и длинные улицы – чтобы горный ветер сгонял весь смог в районы, где сегодня находится вокзал Алматы-I. Но количество автомобилей тогда было мизерным, а все производства находились далеко за пределами столицы. Поэтому к проекту отнеслись более чем скептически и он заглох, едва успев начаться. Сегодня самое время об этом пожалеть. Алматинцы в буквальном смысле привыкли видеть, что они вдыхают. Самое интересное заключается в том, что предприятий, реально загрязняющих воздух, в городе единицы. Зато автомобилей гораздо больше. И каждый из них вносит свою посильную лепту в загрязнение городского воздуха. Тем более, дизельный транспорт – автобусы и грузовики.


Впрочем, обо всем по порядку. В редакцию нашей газеты пришел некий изобретатель и принес материалы, которые не могли не заинтересовать журналистов.


Алмас Талькенов еще в далеком 1994 году купил джип, для того чтобы зарабатывать деньги. Но зимой двигатель упрямо отказывался работать – зимнее топливо, как известно, появляется у нас только к весне, а обычная солярка на морозе мерзнет. Кстати, с этим было связано несколько трагедий на междугородних трассах – парафин, содержащийся в отечественной солярке, замерзал, забивал топливную систему двигателя, автомобиль глох, и никакие силы не могли уже вернуть его к жизни. И люди на трассах замерзали насмерть. Поэтому наш изобретатель Алмас Аулаярович придумал аппарат, который усовершенствовал систему подачи топлива на дизельных двигателях. Имя ему дали громоздкое и малопонятное для обывателя – спектро-термальный оптимизатор дизельного топлива. Первые испытания оптимизатора дали еще несколько открытий – оказывается, помимо того, что оптимизатор не дает замерзнуть солярке, он еще и увеличивает мощность двигателя, снижает расход топлива, и, самое важное, автомобиль перестает загрязнять воздух. К примеру, по ГОСТу дымность отработанных газов не должна превышать 40 процентов. Когда установлен оптимизатор, эта цифра не превышает 10 процентов. Есть, над чем задуматься. Поэтому изобретатель обратил свой взор к науке – решил проконсультироваться с известным академиком Алексеем Лукьяновым, который и дал имя этому агрегату. Кроме того, началась предпринимательская деятельность – Алмас Талькенов установил оптимизатор на несколько автомобилей и везде получал только положительные отклики о своем детище. Казалось бы, все решено – можно смело патентовать аппарат и идти в управление по охране окружающей среды, что, собственно, изобретатель и сделал. Но здесь, по словам Алмаса Аулаяровича, его ждало первое разочарование – чиновники, в лице Евгения Шатова, начальника управления, восприняли новую идею прохладно. У них уже были альтернативные методы очистки воздуха – так называемые нейтрализаторы. Наш изобретатель прошелся по автопаркам, чтобы понять, чем же лучше нейтрализаторы. Оказалось, что ничем. Более того, водители матерно ругались при малейшем упоминании о нейтрализаторе, который их обязывают ставить на двигатели автобусов. Те водители общественного транспорта, которые поставили этот агрегат на свои машины, живут без зарплаты. Все дело в том, что нейтрализатор вызывает перерасход масла и топлива, а разницу шоферы выплачивают из своих карманов.


Выяснив это, изобретатель снова пришел в управление охраны окружающей среды, где наши чиновники, которым Алмас Аулаярович уже успел порядком надоесть, посоветовали участвовать в тендере.



Тендер



Кто сегодня не знает, что такое тендер? Это действо превратилось из конструктивного конкурса в отсеивание неугодных законным путем. Более того, это еще и способ зарабатывания денег для наших чиновников. Если бы был жив Ожегов, то он наверняка дал бы этому слову такое определение – “аукцион для тех, кто хочет работать”. Действительно, все, кто участвовал в этом фарсе, утверждают, что чиновники исходят не из государственных интересов, как это должно быть, а из своих собственных – кто даст больше баксов, тот и будет допущен до заветного места под солнцем. К сожалению, наш герой не знал такой простой истины, а этот тендер, по его мнению, не стал исключением – выиграла его некая фирма “МНТК”, в девичестве ТОО “Жезл”, которая продает нейтрализаторы государству. Мы не хотим обвинить чиновников, проводивших тендер, в коррумпированности, мы лишь представим факты.


Схема покупки проста – все предприятия, загрязняющие воздух, обязаны выплачивать некую сумму в фонд охраны окружающей среды. На собранные деньги раз в год устраивается тендер, и государство покупает у выигравшей фирмы аппарат для очистки выхлопных газов. По идее, критерием оценки служит не только цена продукции, но и ее технические характеристики. Оптимизатор Алмаса Талькенова по техническим параметрам превосходил все представленные образцы в несколько десятков раз, цена была самой низкой на тендере. Тем не менее, он оказался в списке проигравших. Официальный ответ изобретатель получил не через положенные десять дней, а лишь спустя месяц. Оказалось, что тендер был проигран благодаря… Названию аппарата. В условия конкурса входил тезис о том, что в нем участвуют только нейтрализаторы, которые, к слову говоря, по праву могут считаться аппаратами прошлого века.



Чем хуже, тем лучше



«При работе с нейтрализатором резко повышается расход масла и топлива. Водители в отчаянии, растут долги по увеличенному расходу дизтоплива. Так у водителей восьми гаражей перерасход топлива на 18 октября (1999 года — авт.) составляет более 100 — 200 литров. Некоторые водители начинают отказываться от этих автобусов. Всего перерасход дизтоплива на автобусах с нейтрализаторами 2405 литров, это 53 тыс. тенге.»


Это цитата из докладной записки генерального директора автопарка № 2 И. Иманбекова начальнику отдела транспорта и связи при акимате города Алматы В. Сухорукову. Вся записка выдержана в подобном стиле — директор просит приостановить установку нейтрализаторов, «…в противном случае может остановиться весь парк автобусов марки “Икарус”…» — конец цитаты. К этому можно добавить, что из-за перегрева, вызываемого нейтрализаторами, двигатели часто ломаются и порой уже не подлежат ремонту.


Заметьте, проблема нейтрализаторов стала актуальной уже тогда, в 1999 году, но чиновникам, видимо, выгодно ломать технику и загрязнять воздух родного города уже в течение как минимум двух лет. Кстати, после тендера, в котором участвовал наш изобретатель (это уже начало 2001 года), Алмас Талькенов прошелся по автопаркам южной столицы. Оказалось, что нейтрализаторы на автобусах не стоят. Почему? Народ отказывается садиться в автобусы, снабженные нейтрализаторами — выхлопные газы из-за них идут в салон и люди попросту задыхаются. Кстати, стоит этот самый агрегат ни много ни мало 430 американских долларов. Для сравнения оптимизатор стоит 250 тех же единиц.


Кстати, самое главное — несмотря на то, что нейтрализаторы установлены на нескольких десятков автобусов, по словам Алмаса Талькенова, аппетиты растут — если, по его данным, в 1999 году в фонд по защите окружающей среды было перечислено около четырех миллионов тенге, то в следующем уже около шести миллионов. Мотивация, скорее всего, распространенная — темпы инфляции, катастрофическое дорожание материалов. Но, как считает наш изобретатель, себестоимость нейтрализатора едва ли превышает стоимость в 4-5 тысяч тенге. Кроме того, говорит он, злополучные и дорогостоящие нейтрализаторы устанавливаются только де-юре, де-факто их почему-то нет. Куда деваются деньги, могут ответить только, пардон за тавтологию, ответственные. И им это выгодно — чем больше смрад от дизельного транспорта, тем больше нужно агрегатов для очистки воздуха. И не так важно, что выход из ситуации есть — нужно всего лишь только рассмотреть оптимизатор Алмаса Талькенова, провести полевые испытания и можно ставить это дело на серийный выпуск. Но нет, не нужно нам изобретений и свежих идей от человека, который не знает основного правила — «делись», а то проиграешь.


В общем, все в нашей стране идет как всегда и изменений в ближайшее время не планируется. Об этом знают нечистые на руку государственные служащие, которых при «совке» называли вредителями, приклеивали ярлык «враг народа» и расстреливали сотнями. Зато сегодня их не только не наказывают, но и всячески поощряют, несмотря на то, что крайними в очередной раз оказываются водители, пассажиры и прочие налогоплательщики, за счет которых живут отцы нашего города и государства.



P.S. За прошедшие два года, по исследованиям зарубежных экспертов, Республика Казахстан по уровню коррумпированности скатилась с 86-го места на 94-е из 99 возможных. Это — информация к размышлению.