Третье рождение Талдыкоргана

Немного времени остается до окончания срока, отведенного для переезда областных организаций Алматинской области к новому месту дислокации — г. Талдыкорган. Талдыкорганцы с нетерпением ждут великого переселения, связывая с ним наступление хороших перемен в своей жизни: возродится сам город из заброшенного и забытого захолустья, появятся рабочие места.


Только 40 процентов сотрудников из аппарата областных организаций получат жилье. Остальные, если пожелают переезжать, должны будут сами позаботиться о себе. Со дня объявления Талдыкоргана центром Алматинской области резко подскочили цены на квартиры, в этих условиях даже ведущим и главным специалистам с зарплатой 8-10 тысяч тенге трудно решиться менять место жилья, пусть и перед угрозой остаться без работы. Что тут говорить о персонале, зарабатывающем еще меньше.Таким образом, у талдыкорганцев есть шанс заполнить все 60 процентов штатного расписания областных организаций.


Но нет радости и у кандидатов на получение жилья. Нет ясности, как скоро они его получат и обустроятся на новомом месте.Едут, чтобы не остаться без работы и доработать до пенсии.


Талдыкорган не Астана. Выезжающим в новую столицу выплачивали единое временное пособие в размере 4 окладов, оплачивали проезд всей семьи, провоз багажа, выдавали сразу ключи от новой квартиры или расселяли на первое время в благоустроенные общежития до завершения строительства новых домов. У новых талдыкорганцев не ожидается даже близких к этому условий. В одной малочисленной областной организации подсчитали, что для передислокации, учитывая все положенные в таких случаях затраты, потребуется свыше 4 млн тенге. Обратились с просьбой в облакимат. Что значит такая сумма для областного бюджета, если он на всю передислокацию областного центра может выделить всего 50 млн тенге, когда он одним пожарникам области задолжал разных выплат ровно столько же. С требованием выплатить накопившиеся долги мужьям выступали жены пожарников. Сами пожарники воздержались, боясь попасть в опалу и остаться без работы. Облакимат объяснил, что он будет давать деньги только тем, кто финансируется из областного бюджета и посоветовал просить деньги у своей вышестоящей республиканской организации. Но министерства и ведомства, составляя в прошлом году свои сметы расходов на этот год, не могли предусмотреть такие расходы, а лишних денег у них не бывает по той причине, что сами находятся на республиканском бюджете.


Такой вот круг. Руководители областных организаций гадают, на какие средства переезжать. Как будто вернулась советская система руководства, когда требовали неукоснительного выполнения поставленной задачи, не просчитывая возможности ее осуществления. Многие областные организации работают в условиях отсутствия или слишком ограниченных средствах на командировочные расходы, иногда вынуждены посылать сотрудников в командировки на собственные средства, и некоторые успели накопить долги по этой статье расходов. Те, кто остается, не получит никакой компенсации. Они пишут заявления об увольнении по собственному желанию. Судьба этих тысяч людей никого не волнует и не интересует. Каждый должен сам о себе побеспокоиться. Особенно трудно тем, кто в предпенсионном возрасте. Нет пенсии, а на работу не берут из-за возраста, даже при наличии вакансии. Добавляет обиды еще и то, что об отказе принять на работу по возрасту заявляют прямо в лицо, как о заслуженной вине. Если не устроится на работу, человек не будет иметь никаких доходов до наступления пенсионного возраста.


Многие сотрудники областных организаций, естественно, думают, куда бы пристроиться Но это пока удается единицам. Всем известно, Алматы и так не страдает безработицей. Группу облакиматовцев из своего окружения бывший аким Заманбек Нуркадилов пригласил к себе, на новое место работы — в Агентство РК по ЧС. Если кому-то и повезло с передислокацией центра Алматинской области в Талдыкорган, то этоНуркадилову. Через год исполнилось бы 5 лет его руководству областью и его широко разрекламированному обещанию за это время превратить область в бездотационную. До этого кажется так далеко, как было в начальный период вступления Нуркадилова в должность акима области. Неизвестно, как бы ему пришлось отвечать за свое обещание, хотя у нас никто никогда не отвечает за свои слова и нет за них спроса. Только, ставший самой одиозной личностью в области, заведующий областным финансовым отделом Абдикадиров под разными предлогами срезал оплату труда бюджетных работников, урезал их штаты, чтобы уменьшить расходы. От его нововведений больше всех страдали под громогласные заверения о первоочередной заботе учительство и медики. В сельских акиматах были ликвидированы единицы, занимавшиеся учетом военнообязанных, их функции возложили на ветеринарных врачей. Потуги Абдикадироа не продвинули ликвидацию дотации. Трудно сказать, как пойдут дела у нового акима области Шалбая Кулмаханова на новом месте, но люди говорят ему первое спасибо за то, что убрал Абдикадирова. Помним, как недовольные отчетом Абдикадирова как министра финансов депутаты Верховного Совета 12 созыва добились отстранения его от должности. Он переместился заведующим горфинотделом. И здесь имел серьезные замечания по формированию и исполнению бюджета города.


Проблематично, чтобы один только перенос областного центра принес положительные сдвиги для всей области, кроме самого Талдыкоргана. Если до этого слишком далеко было от областного центра до крайних районов Талдыкорганской зоны, то теперь та же участь ждет и части районов Алматинской зоны. Переезды, обустройство на новом месте, комплектация коллективов до штатной численности будут серьезной помехой в слаженной работе областных организаций. Не для всех передислокация будет представлять перенос канцелярской мебели на новое место. Есть организации, которым требуются особые условия. К одним из таких относятся хорошо мне известные редакции областных газет “Жетысу” и “Огни Алатау”. Типография в городе никак не отвечает существующему на сегодня уровню полиграфического производства. Чтобы не допустить ухудшение достигнутого качества газет, надо для них создать соответствующую полиграфическую базу, основанную на офсетной технологии. Для покупки необходимого оборудования потребуются сотни тысяч долларов. Но как бы ни продвигалось дело с передислокацией областного центра, талдыкурганцы будут в выигрыше. Но не слишком ли дорогой будет цена возрождения города. Можно же было это самое сделать продуманно, заранее спланировав и подготовившись, как бывает при осуществлении крупных акций.


Как быть с Аркалыком, который оказался в еще более запущенном состоянии и продолжает разваливаться. Он стал областным центром образованной в 1972 г. Тургайской области. Потом, при Колбине, область была ликвидирована, а Аркалык, естественно, перестал быть областным центром. Как отметил Д.А. Кунаев в своей книге “От Сталина до Горбачева”, это было недальновидным, некомпетентным и неграмотным решением. После Колбина область восстановили, но затем снова ликвидировали. Сколько сил и средств было вложено на развитие Тургайской области и Аркалыка. Аэропорт в Аркалыке был лучше, чем в других областных центрах. При не совсем благоприятных почвенно-климатических условиях сумели разбить парк в центре Аркалыка. Был создан прекрасный краеведческий музей, которому могли позавидовать другие областные города, работали учреждения культуры и искусства. В Аркалыке и области наблюдался какой-то душевный подьем, устремленность в будущее, уверенность в завтрашнем дене, что он будет еще лучше.Душой , инициатором и аккумулятором всех хороших дел был тогдашний секретарь обкома партии по идеологии и последний секретарь по идеологии ЦК Компартии Казахстана, ныне покойный Уэбекали Джанибеков, который где бы ни работал, оставлял по себе хорошую память и дела.


Талдыкорганская область была организована в 1944 г., в разгар страшной разрушительной войны, в условиях нехватки материальных ресурсов, их строжайшей экономии. Тогда же была создана Кокшетауская область. Это было сделано с целью поднятия уровня развития этих областей через приближение управления к местам расселения людей.Слияние областей и территориально больших районов ослабляет управляемость всеми сферами жизнедеятельности. Пример тому та — же Талдыкорганская область.


В 1957 г., в период многочисленных хрущевских преобразований по слияниям и разделениям Талдыкорганская область в первый раз была слита с Алматинской областью. Это сказалось на управляемости ее территориями: ослаб конроль, местная власть на селе и в районе повела себя слишком вольготно. С уходом Хрущева началась ликвидация последствий его волюнтаристских решений. В 1968 г. вторично родилась Талдыкорганская область. Быстро стала набирать темпы ее экономика. В 1973 г. область была награждена орденом Ленина за выдающиеся успехи в развитии своей главной отрасли сельского хозяйства. Самых известных в стране кукурузоводов и свекловодов дала Талдыкорганская земля.


Обретя самостоятельность, получив возможность без согласования с Москвой перекраивать все по своему разумению, не просчитывая до конца, к какому результату выведет такая кампания, ликвидировали 5 областей — Жезказганскую, Кокшетаускую, Семипалатинскую, в том числе Талдыкорганскую и Торгайскую по второму разу. Объяснялась эта мера экономией на сокращении расходов по содержанию управленческого аппарата. Вряд ли кто подсчитывал и сможет назвал конкретные суммы экономии за вычетом потерь. Подбить управленческие расходы по 5 областям не сложно, А потери подсчитать вряд ли можно, так как они слишком многочисленны. Мы уже не говорим о человеческих страданиях, с которыми вообще не привыкли считаться и брать во внимание.


Рано или поздно власть вынуждена будет вернуться к восстановлению справедливости не только отдельно взятого Талдыкоргана, а к проблеме всех ликвидированных областей и взглянуть на нее глазами их жителей. Составить баланс, что выиграли и потеряли, заставит сделать сама жизнь. И неминуемо.