Наш народ самонаказался…

Итак, безумно или умно было десятилетие? Это просчеты? Или точные расчеты? Все “перестройки” и “реформы” были проведены по плану разрушения или созидания? Или теперь, прикрываясь попоной наивности, вторя 37-му, в лучшем случае можно говорить: а мы не знали, мы не ведали?


КУРАТОР – ДЛЯ ЧЕГО?


Если говорить о потрясшем страну 10-летии, то надо начать несколько раньше. Сначала тотальная радиоволна нигилизма, затем внутренняя волна разоблачения репрессий – правда, зачастую чуть позже выяснялось: многие “святые” жертвы оказывались до того палачами… И уже явственно виделась стратегия – создание на месте отечественной истории зияющей черной дыры.


Распахав Сталина, принялись за Ленина. Я не сторонник обоих – слишком на них много крови. Но чем они отличаются от Горбачева, Ельцина? Те на костях построили великую державу – эти на костях (почти по миллиону в год) построили они что-либо или только разрушили?


Потому наивность наших “властителей дум” кажется чуть-чуть наигранной: был романтизм – западная цивилизация нам поможет!


И не собиралась помогать. И наши диссиденты, и продвинутые советские интеллигенты про это прекрасно знали. Что? Информации не было? Была. Такое было время – я организовал неофициальную встречу в Кремле (по-моему, в бывшем кабинете Берии) редактора эмигрантского журнала “Континент” Максимова и Бакатина, тогдашнего куратора силовых структур, включая КГБ. И вдруг “махровый антикоммунист” Максимов говорит: “Западные спецслужбы тратят миллиарды долларов на орошение садов в пустыне или против России?”


На что куратор страшно удивился: “Вот и мои генералы то же повторяют, но когда вы – диссидент – говорите, вот вам я верю!”


Наивность? Но, выходит, наивный был поставлен на ключевую должность для чего-то?


По себе знаю – ощущение отнюдь не “отдельных горячих точек”, а действия какого-то громадного проекта разрушения страны у меня возникло уже в 88-м году. Спокойствие цековских начальников по поводу Карабаха, Сумгаита, резни в Оше насторожило. А когда я проехал Сумгаит, Баку, Ереван, Степанакерт, это ощущение усилилось… Помню, генерал Краев (где он сейчас?) выдал мне удостоверение: “Безопасность вашей жизни лично гарантирую!” После того вплоть до сего дня хоть такой кусочек картона гражданам бывшей великой страны уже не гарантирует никто…


В борьбе за права человека бывший советский народ потерял главное право – право на жизнь, и в том немалая заслуга наших диссидентов и партийных интеллектуалов. Спросите Сергея Адамовича Ковалева, сколько он, правозащитник, покровитель Робин Гудов, спас от их тесаков пленных российских солдат? Ответ вы вряд ли получите.


В Сумгаите бетонные стены пробивали отбойными молотками, чтобы убить и ограбить. Это тогда считалось чудовищным. Теперь это норма… Убивают на улицах, в подъездах, в кабинетах, в банях и так далее… Инстинкт самосохранения, я уверен, сознательно притупили.


На каком-то совещании правая рука Гайдара, человек с безумными глазами, заявил:


– Вот мы отпустили цены, а народ молчит – значит, он доволен!


Я ему в ответ сказал:


– Если у вас хоть неполное высшее, то вы способны прикинуть варианты: а может, он умер, может, тяжело болен, может, ошарашен вашим шоком, как в 41-м году?


Но такова была и есть методология квазиреформаторов – выбираем вариант, удобный не стране, а лишь нам. Ведь все они подписались под девизом: “Хотим, как лучше, а получается, как всегда…”


ПОЧЕМУ НАРОД МОЛЧИТ?


Ведь завтра и землю вышибут из-под его ног?


Причин, по-моему, несколько. Когда-то Гавриил Попов сочинил статью “Что делать?” – там обстоятельно описал все виды кризисов, что нас поразили. Правда, не сказал о главном. О катастрофе общественного сознания. А ведь, по крайней мере, с середины 60-х страна жила уже без позитивной идеи. Когда мозг общества разрушается извне и изнутри; когда Александр Зиновьев прорывается к Михаилу Суслову, предлагает сделать человечной идеологию и получает от ворот поворот; когда идеология разваливается и Брежнев, наркотируя, добродушно произносит: “Да пусть воруют, не все же нам!” – это катастрофа. Это смердяковщина, миазмы ее охватили сам зараженный двоемыслием, интеллектуальный аппарат ЦК во главе с престарелым ПБ. Все можно! Нам все должно быть позволено!


Вторая причина: вы хотели свободы и сытости? Так получите! Можно поднимать народ, а можно опускать, создав нищенский, бандитский режим, и заткнуть рты. Что обойдется дешевле?


Третье. Две трети силовых структур направлено внутрь страны, и 93-й год это наглядно продемонстрировал.


Четвертое. Небывалая манипуляция сознанием. То, чего достиг Ленин на германские деньги, в тысячу раз эффективнее делается ТВ.


Так вот, Попов, возможно, и не написал главного, потому что здесь зарыто яйцо Змея Горыныча. Радиоголоса твердили о правах человека и обществе благоденствия. Но вот еще один диссидент, поживший в США и во Франции, мне рассказывал: нас привезли в исследовательский центр, и я оказался будто в отделе карикатур “Правды”. То, что нам говорили, не имело отношения к демократии, либерализму, правам человека. Нас, как своих, нацеливали на одно, враг номер один: патриотизм в России. Его надо разрушить. Без патриотизма СССР рухнет…”


И это верно. Если не работает мозг, душа пропитана нигилизмом, тогда экономика, наука, образование отсохнут сами собой.


И еще заметьте: задача стояла уже тогда не в построении либерализма в России, а в разрушении патриотизма. Вот где было зарыто ядовитое яйцо Змея Горыныча!


Потому народ и молчит. Он вышиблен, ошарашен, как в 41-м. Он не живет, а вынужден выживать. Нет опыта организованной борьбы. Политики, как гризетки, состоят на содержании. А посмотрите, как при всем многоцветии российской человеческой породы до безобразия сузили нашего человека! О чем говорит народ? Как вышибить “баксы”? Как смотать из страны? Как пристроить детей за границу? Вот это и есть катастрофа: когда нет сильной государственной идеи, никакую экономику и общество не построишь. Катастрофа смердяковщины: назначенные барами и купцами живут лакеи, изображая собой элиту, а 90% в подполье, обреченные на эмиграцию либо на вымирание. 50 млн. “туземного” населения – лакеи, обрубок великой страны – и того довольно, чтобы обслужить “новых русских” и иностранцев – выкачиванием природных богатств, созданием иностранных земельных анклавов (фактически государств), уходом за виллами, воспитанием детей.


Последняя тема особо любопытная. Петр I тоже строил на костях, но строил. А не разрушал и не продавал страну. Он еще отправлял беспородных талантливых детей учиться за границу. И вот чудо – они возвращались! Так как был мощный магнит созидания – Петр.


Вернется ли Боря Ельцин к деду? Велико сомнение. Разве что напишет на деревню Горки-9: “Дедушка, не забирай меня отсюда. Ты так испортил страну, что нет охоты возвращаться…”


А МОГЛО БЫТЬ ИНАЧЕ?


Конечно. Теоретически. Вот представим: к 80-м годам у нас была бы создана не антигосударственная, а сильная и неглупая, просвещенная патриотическая интеллигенция. И руководство не старое. Так, чтобы не пришлось выбирать самого молодого – Смердякова (завоевала бы нас самая просвещенная нация – вот тогда бы мы зажили!).


Ответственность интеллигенции? А она была? Кого принимали в престижные вузы – не знаю. Но наши Кембриджи и Оксфорды работали во многом против страны… А могло бы быть по-другому!


Когда еще в 60-е образование было бы постепенно переведено с рельсов коммунизма на рельсы просвещенного патриотизма и ответственной лояльности государству. За 20 лет коммунизм мог бы быть преодолен китайским способом – когда скорлупа остается прежней, а содержимое постепенно меняется. Высокомерно отнеслись к польско-венгерскому варианту, постепенному введению средней и мелкой собственности – тогда бы с нашими ресурсами и сами бы создали не криминальный базар, а рынок.


Однако Юрий Андропов, фактически через ЦКБ управлявший Брежневым и страной, не любил венгров, славян, а из диссидентов предпочитал “западников”, но не славянофилов… Потому Буковского обменяли на Корвалана, Синявского, Солженицына отправили с помпой на Запад. А писателя Бородина и руководителя Христианской партии Огородникова отправили в Сибирь (там он и погиб). И при этом всегда выездными были лжедиссиденты.


И это не декоративная интеллигенция?


Еще один диссидент рассказывал: у известного театрального режиссера был салон, где тусовались писатели, генералы КГБ, художники… Там моему невыездному знакомцу и повезло – генерал дал добро на эмиграцию. Этот салон что означал? Салонная интеллигенция как канал связи между спецслужбами? О какой ответственной интеллигенции 70-х, 80-х годов могла идти речь?


Александр Зиновьев жестко высказался: стреляли в коммунизм, а попали в Россию… Трудно сказать, куда метил Зиновьев, но масса других волонтеров под видом борьбы с коммунизмом стреляла именно в Россию…


Разрушать не строить. Вы можете хотя бы по пальцам одной руки назвать великие стройки десятилетия, кроме, разумеется, вилл, коттеджей, апартаментов (как правило, за пределами России).


Тот же эмигрант рассказал мне притчу. Умирает Брежнев, и приглашают руководить страной наследника императорского престола. Тотчас же советы: разогнать КПСС, распустить СССР, уничтожить госсобственность! На что наследник престола жестко:


– Ничего не трогать, пока я сам не разберусь.


Выслушав притчу, я вспомнил и о китайском опыте, и об уроках февраля-октября 1917 года. Но, увы, мы ни на своем примере, ни на чужих не научились.


НА ЧТО ОПЕРЕТЬСЯ И КОМУ?


Силы России никогда не состояли в европейской размеренности. Уж скорее, в душевном порыве, в неожиданных решениях, которые зачастую обескураживали противника. Так было с Наполеоном, с Гитлером. Изобретательность народа – обратная сторона его безалаберности. Это народ-гуляка и герой. Ему нужны форма, призыв на подвиги, и страшная сила в стране не иссякнет… Обопрется ли президент на нее? Тогда он, возможно, вытянет страну из трясины. И не патриотической фразеологией – теперь нужны прямые патриотические действия. Иначе и ему страна не поверит… Нужны действия. Жесткие и ясные народу – тогда будут и идея, и вера…


Отматываю назад десятилетие, как телехронику. Где тот настоящий мужик, что загнал Ельцина с двумя букетами в речку? Привези он его в мокром исподнем и покажи самым большим поклонникам, может, и история сложилась несколько иначе?


Государственный ум Б.Н. я ощутил на себе. Я спросил его:


– А что вы будете делать, если распад СССР перекинется на Россию?


Он улыбнулся, как всегда, хитро:


– А я уже договорился с руководителями бывших советских республик – мы наши регионы в СНГ не пустим!


Как будто республики РФ, получившие султанские льготы, рвались в СНГ, дышащее на ладан! А сколько за десятилетие было безобразных скандалов? Японский премьер Мори за пару неудачных замечаний был отправлен в отставку, а наш президент дирижировал оркестром, сдав страну задаром. Говорят, Тэтчер сильно удивлялась: за одну Берлинскую стену русские могли настоять – Германии в НАТО не входить! А чего стоила “коробка из-под ксерокса”! И каждый из этих скандалов был достоин не одной, а десятка отставок, но пролистайте скукоженную нынешнюю Конституцию и убедитесь – почти ни одна статья не выполняется или невыполнима. Десять лет назад мир нами восхищался, теперь он открыто смеется. Так ведь голосовали сердцем, можно было печенкой. Но надежней все же головой…


Реформы лучше революций – генофонд сохраняется. Но бывают революции. И лжереволюции… Последние тоже наказуемы. История не знает срока давности такого масштаба преступлений.


ИТОГИ РЕЛИКТОВОГО ПЕРИОДА


Итоги 10-летия не то что неутешительны – они циничны. С Россией обращаются технологически ловко, но, по сути, как с завоеванной страной.


Новые цены на ветхое жилье – их намерены “впарить” за гниющие “хрущобы” по мировым ценам! А тарифы на тепло, свет? План разборки МПС. Вам что-нибудь напоминает все это? Например, Белоруссию 41-го года? Действия партизанских отрядов? Или, напротив, диверсантов?


Если ты затеваешь вторую большую реформу, то не с того же, чтобы грабить еще раз уже ограбленных. У обворованного дважды могут и нервы сдать.


Словом, последовательность, если не для сумасшедших, ясна: сначала подъем экономики и создание рабочих мест с человеческой оплатой, затем жилье – оно должно быть человеческим, – и тогда только стоит говорить о повышении цен за него.


И чем измерить мировой уровень? Калифорнией или Аляской? А Россия в условиях куда хуже Аляски. Вы спросите, какие заработки на Аляске. Мне скажут: а квалификация? Про это мне много рассказал вице-президент транснациональной компании: “Работа русских конструкторов, инженеров, рабочих выше всех похвал. Платим мы им, конечно, значительно меньше, ставим наш товарный знак на станках и продаем по всему миру…” Вот так. “Белая” сборка вместо “желтой” – по той же себестоимости, но мирового качества. Что вкладывает компания? Едва ли не главное – товарную марку. Не слабо!


Так возрождайте производственный сектор. Учите людей, создавайте рабочие места с приличными заработками – и тогда только будет не цинично требовать мирового уровня оплаты жилья и энергии. А иначе мы что, все сумасшедшие? В собачьей конуре родились?


Хочется верить: все это остатки 10-летия реликтового периода и президент еще 7 раз отмерит… Ведь такие удары: Закон о земле, ЖКХ. Фактический развал энергосистемы и МПС – неспроста. Как будто партизаны действуют.


И это удар не только по народу. А прежде всего по президенту Путину. Замороженная страна, выгнанная из домов, вряд ли ответит благодарностью – скорее озверением.


Если окружение убедит президента в обратном, вероятна катастрофа. А иной вариант есть. Стране требуется мобилизация, а не дробление. Мы самая северная и большая страна – не Канары. Все еще у России есть, и у президента тоже. Чтобы спасти страну и войти в историю…


Власти стоило бы прислушаться к мнению недавних нобелевских лауреатов: соотношение 10% супербогатых и 90% нищих неизбежно, строго по науке, опрокидывает пирамиду общества. Надо ли это Кремлю?.. Поучительна и история Смутного времени. От пушкинского: “Народ безмолвствует”. До свидетельства историка: “Изгнали самозванцев, казнокрадов потому, что народ самонаказался”. Между этими точками упадка и подъема народного духа прошли годы, но они прошли. И наступил взлет, момент истины – очищение случилось в считанные дни…