Открытое письмо: Талгату Мусабаеву – человеку, гражданину и космонавту


И среди людей некоторые говорят:


“Уверовали мы в Аллаха и в последний день”.
Но они не веруют.
…И когда они встречают тех, которые уверовали,
они говорят: “Мы уверовали!”.
А когда остаются со своими шайтанами, то говорят:
“Мы ведь — с вами, мы ведь только издеваемся”.

Из Корана.


Открытое письмо:


Талгату Мусабаеву – человеку,
гражданину и космонавту


Уважаемый Талгат Амангельдиевич!


Прямо скажу, что на Вашем фоне, на фоне космонавта мирового уровня образ казахского космонавта №1 потускнел сразу после первого Вашего полета в космос. Во всяком случае, именно так мне казалось. Вместе с тем, давно хотел написать Вам письмо – письмо с вопросами, ибо не все мне было понятно в структуре Вашей личности, но после публикации в газете “Известия – Казахстан” от 30 августа т. г. сообщения о Вашей встрече с журналистами в штаб-квартире партии “Отан” все вопросы исчезли, но зато появилось неудержимое желание написать Вам настоящее письмо.


Как известно теперь массовой аудитории, на упомянутой встрече с журналистами Вы рассказали о том, что трижды возили с собой на околоземную орбиту Коран, Конституцию и Флаг Республики Казахстан, а также, что Вы, несмотря на то, что являетесь российским гражданином, готовы заняться политической деятельностью в Казахстане, если это будет востребовано казахстанскими властями. Вот как раз все это и сняло все мои вопросы относительно того, что Вы за человек, гражданин и, наконец, космонавт. Одновременно это явилось и основанием для следующих моих выводов, которые, несомненно, кому-то могут показаться по меньшей мере спорными.


Первое. Вы мне стали понятны как человек. Как настоящему человеку, оказывается, ничто человеческое Вам не чуждо. Не чураетесь Вы и политической деятельности, если это будет угодно властям. При этом надо полагать, что Вы не просто согласны заняться подобной деятельностью, но и страстно желаете ею заняться. О том, что космонавтика и политика взаимозаменяемы, прекрасно говорит опыт не только первого казахского космонавта, но и опыт Юрия Батурина, которого Вы знаете не понаслышке. Вместе с тем, Вам должно быть известно также, что между космонавтикой и политикой есть не только общее, но и существенное различие. Так, если ложь космонавта может привести к гибели, в том числе и собственной жизни, то политики для выживания сплошь и рядом вынуждены лгать. В этой связи, конечно, может возникнуть вопрос о том, знаете или не знаете Вы об этом различии? И кому-то подобный вопрос может показаться существенным. Действительно, если Вы об этом не знаете, то выглядите по крайней мере наивно, если же знаете об этом и преднамеренно решаетесь на занятие политикой и к тому с известных позиций, — об этом свидетельствует само место Вашей встречи с журналистами (неужели место встречи изменить было нельзя?! Видимо, было нельзя!), — то это, как говорится, совершенно другой коленкор. Но подобный вопрос представляется совершенно схоластическим, ибо на наивного человека Вы вовсе не похожи. Так, что, мягко говоря, не наивный Вы оказывается человек, если Вы сознательно собираетесь поменять логику научной истины на логику политическую!


И — не только на политическую, а на партийно-политическую! В этой связи вспоминается фраза из фильма “Зеленый фургон”, где некий молодой сыщик характеризуется не столько как зеленый (по возрасту), сколько как красный (по партийной принадлежности). И хотя на упомянутой встрече с журналистами Вы лишний раз не рекламировали свои отношения с “Отаном”, Ваша внутренняя сегодняшняя партийная окраска представляется совершенно ясной и очевидной.


Почему я говорю о Вашей сегодняшней партийной окраске? Да потому, что Ваш вчерашний партийный цвет, безусловно, был красным – пионер, комсомолец и, наконец, коммунист. А в космонавты в то время отбирали не просто коммунистов, а настоящих коммунистов, чтобы, наверное, была гарантия в том, что ракету не угонят в Америку. Так что, вчера – настоящий коммунист, а сегодня — настоящий отановец! Если бы Вы и сегодня продолжали оставаться настоящим коммунистом, то смогли бы претендовать, как минимум, на пост Генерального секретаря Компартии Казахстана. Но Вы сегодня внутренне – настоящий отановец. И если у компартии цвет, как всем известно, красный, то у “Отана”, — и это известно далеко не всем, — цвет желтый, ибо это буржуазная партия. Так что теперь понятна не только ваша сегодняшняя партийная окраска, но и то, что Вам пришлось перекрашиваться. Вот такой Вы оказывается человек в смысле партийной окраски и перекраски! Какие уж тут вопросы могут быть при этом?! Вопрос может возникнуть только о будущей Вашей партийной окраске. Но на сегодня этот вопрос не актуален.


А в остальном, Вы – как обычный человек и в этом плане нет ни вопросов ни комментариев. Хотя и в выше изложенном нет ничего особенного. Особенным же оно кажется на фоне того, что мы привыкли как-то идеализировать образ космонавтов, ибо космическое пространство по инерции еще не искорененного религиозного мировоззрения многими представляется как нечто, сходное с божественным местожительством. А оказывается, что по своей сути космонавты, во всяком случае, некоторые не обладают и малой долей даже кажущейся божественности.


Второе. В плане Вашего гражданства у меня ранее еще возникали вопросы. Теперь же я понял, что у Вас не формально, а по существу двойное гражданство: российское и казахстанское. И если это ранее было на пользу Вам, так как казахстанская сторона могла содействовать до определенного уровня развитию Вашей космической карьеры, то теперь это только тормозит Ваше развитие как космонавта, ибо российская сторона, видимо, не может уже предложить пост выше командира космического экипажа. Да и в космос отправлять одного и того же, например, у Казахстана нет политической целесообразности. Но это – содержательно-политическая сторона данного вопроса. Что же касается формально-правовой стороны, то мы видим, что казахстанская сторона, в общем, в принципе, отрицательно относясь к вопросу о двойном гражданстве, в необходимых случаях готова на исключения из этого общего правила. И в этой связи думается, что при переходе из российского гражданства в казахстанское Вам не придется испытывать тех трудностей, которые испытывают наши оралманы. И здесь, конечно, дело не только в том, что между казахстанской и российской сторонами существует известное соглашение об облегченном порядке приобретения нового гражданства, сколько в том, что Вы – исключительный человек.


Но в связи с последним нельзя обойти вниманием два аспекта. Во-первых, в России проживает, как минимум, еще один исключительный казах – Аман Тулеев. Его исключительность среди российских казахов очевидна: он — единственный казах, который в России занимает такой высокий пост – губернатора края. Он исключителен даже среди российских губернаторов, так как его любят почти все россияне, не только жители этого края. И не только женщины, его любят почему-то и мужчины. Аман Тулеев исключителен и среди прочих политиков тем, что только одному ему так удается вести переговоры с террористами, после чего последним остается только мирно сдаваться на милость властей. Но почему-то такой исключительный казах как Аман Тулеев не торопится принимать казахстанское гражданство или может быть казахстанские власти не особенно-то и ждут такого популярного, а главное, самостоятельного политика? Вопрос остается открытым – в отношении будущего гражданства Тулеева, разумеется. И если Аман Тулеев когда либо и примет казахстанское гражданство, то это будет действительно исключительным случаем. Что же касается Вашего настоящего и будущего гражданства, то, несмотря на всю Вашу исключительность, вопросов тут нет, так как все обстоит весьма прозаично и буднично, как выпечка булочек и дальнейшая их реализация.


Последнее особенно заметно на фоне второго аспекта, которое связано вовсе не с исключительными гражданами, а с простыми россиянами, принимающими казахстанское гражданство и наоборот. Для знающих людей вовсе не является секретом то обстоятельство, что при приобретении нового гражданства как бывшие казахстанские граждане, так и бывшие российские граждане предпочитают сохранять за собой двойное гражданство и в большинстве случаев это им удается, несмотря на то, что это не соответствует законодательству Казахстана. Так что двойное казахско-российское гражданство не только по-существу, но и формально доступно, оказывается не только таким исключительным людям, как Вы, но и “широким массам трудящихся”. Здесь, наоборот, было бы исключительным явление, если бы Вы, получив казахстанское гражданство, принародно прокляли российское гражданство и при этом сожгли бы свой российский паспорт. Но до этого надо или додуматься, — Азимбай Гали, наверное, додумался бы, — или дожить. Последнее касается прежде всего политической жизни, куда Вы так страстно стремитесь. Если Вы завтра будете востребованы казахстанскими властями, то процесс политической жизни может достаточно быстро так деформировать Вашу личность, что вовсе неудивительно будет, если послезавтра Вы вдруг заявите относительно той же России и космоса такое, о чем Вам сегодня может быть и не снилось. И в наше время подобное вовсе не является уже уделом исключительно отважных людей. В сегодняшней политической жизни Казахстана многие не только политики, но даже и так называемые ученые именно этим пробавляются у государственной кормушки. Так что, ничего особенного ни в сегодняшнем и ни в завтрашнем Вашем гражданстве или гражданской позиции я не вижу. Все тот же материальный интерес, подобный такому же интересу при выпечке булочек.


Третье. Вы – как космонавт. Точнее, не столько как космонавт, — ибо как космонавт, Вы, видимо, не только состоялись, но и состарились (космически-политически), — сколько как космонавт с идеологическим уклоном.


Конечно, мы приучены рудиментами религиозного и совкового мировоззрения воспринимать все космическое, как нечто божественное. Но как бы идеологически мы ни были испорченными, тем не менее даже в советское время считалось дурным тоном потрясать своим партийным билетом или заявлять о своей коммунистической убежденности для того, чтобы претендовать на тот или иной род деятельности. Конечно, бывают времена, когда нормы морали деформируются и то, что было позорным вчера сегодня представлялось не только нормальным, но и похвальным: так было, например, в фашистской Германии, так происходило сплошь и рядом в начале девяностых годов прошлого столетия, когда вчерашние партийные боссы публично отрекались от КПСС и жгли свои партийные билеты. Но это – политики, а не космонавты, ибо они не понимают, а только думают, что понимают то, что они творят. Но даже в Казахстане, и даже вчерашние партийные боссы, и даже в то идеологически очумелое время не додумались до того, чтобы в качестве политического или иного аргумента потрясать Кораном. Кстати, хотя уровень идеологической очумелости в Казахстане сегодня заметно снизился, тем не менее, эта очумелость продолжает оставаться и поэтому так трудно вырабатывается общенациональная казахстанская идея, не говоря уже о том, чтобы решать проблему ее прививки массам…


Когда мы говорим “космонавт”, “гражданин”, то все равно имеем ввиду человека, а применительно к Вам мы видим исключительного человека. Вы действительно являетесь исключительным космонавтом – так как Вы единственный из космонавтов, кто брал с собой в космос Коран. И к тому же трижды! Но необычный ли Вы при этом человек? Не знаю как для кого, но для меня этот вопрос больше не существует. Ибо что необычного в обычном суеверии, когда книжка пусть даже с текстом Корана используется как обычный талисман, что, кстати, противоречит нормам ислама. Может быть Вы пытались на околоземной орбите склонить того же Юрия Батурина к принятию ислама? Тогда это было бы как-то оправдано. Вместе с тем эта вероятность практически равна нулю. Может быть Вы хотели выпустить книжку в открытый космос, но затем передумали, так как подобный шаг мог бы понят неоднозначно: и как стремление словом Аллаха в буквальном смысле покорить космос, и как вышвыривание Корана в космическую мусорницу? Впрочем и этот вопрос выглядит больше надуманным, чем реальным. С учетом изложенного и вопросов в связи космическим вояжом Корана не остается. Это просто – пропагандистский ход. К тому же низкопробный! И если подобная пропаганда Конституции и Флага Казахстана представляется достаточно в духе тех мероприятий, которые проводятся ныне в год юбилейных торжеств, то с Кораном мне кажется, что Вы явно переборщили, то есть нарушили политическую, идеологическую и нравственную меру. Не говоря уже об эстетической стороне этого Вашего поступка.


Впрочем, здесь необходимо уточнение. Я вовсе не против того, чтобы каждый человек имел право на свои слабости, в том числе и суеверия. Я также вовсе не против пропаганды своего мировоззрения, в прошлом у Вас, видимо, было научное мировоззрение, а сегодня – религиозное. Но когда человек начинает пропагандировать себя с помощью религии, то есть на публичном политическом торге пытается торговать своей свободой совести и, в конечном счете, совестью, то это я никак не могу принять.


Некоторые аналитики утверждают, что казахстанские власти пытаются сформировать структуру этой власти таким образом, чтобы она была этнорелигиозной, то есть мусульманско-казахской. Возможно они в определенной мере правы, так как уже появились и некоторые так называемые ученые, которые пытаются обосновывать эту мысль. От Вас, конечно никто не ожидает ни анти- ни протеологических выводов, подобный тому, что сделал Юрий Гагарин о том, что он в космосе не обнаружил бога. От Вас никто также не ожидает теоретического обоснования необходимости этнорелигиозной структуры казахстанской власти. Но зато мы увидели, что Вы пытаетесь активно эксплуатировать религиозный фактор в политических целях, при этом вовсе не замечая того, что это просто постыдно. И действительно, если Вы – искренне верите в Аллаха, то вовсе необязательно трубить об этом всему миру или, что еще хуже, демонстрировать свою принадлежность к исламу. Для этого – необходимо и достаточно просто искренне верить. Главное – не трясти книжкой с кораническим текстом, а чтобы слово Аллаха было в Ващем сердце. И наоборот, трудно верить в идеологическую искренность тех людей, которые в угоду политической конъюнктуре то сжигают принародно материальные свидетельства их прежней “ложной” идеологии, то также принародно потрясают новыми материальными свидетельствами их новой, но уже “правильной” идеологии. Если раньше мы иронически млели от словосочетаний “Спортсменка, комсомолка, красавица, наконец!” и понимали, что такая дэвушка в кавказских условиях не засидится в девках, то в связи с Вашей публичной деятельностью впору вводить другие, не менее ироничные словосочетания “Космонавт, казах, мусульманин, наконец!” и при этом знать, что такой джигит также не засидится в политических девках.


Ну, а что делать нам остальным казахам, которые – не космонавты и уже не будут им? Остается хотя бы срочно показать всем, что ты мусульманин. А что делать не-казахам и не-мусульманам? Но этот вопрос абсолютно не относится к Вам и поэтому мы его не будем здесь рассматривать.


К сожалению, Талгат Амангельдиевич, Ваши первые шаги в идеологической и политической областях характеризуют Вас как заурядного конъюнктурного будущего политчиновника. Хотя это и не мешает, видимо, Вам пока оставаться толковым космонавтом. За последнее как раз и хочется Вас поблагодарить и заодно поздравить с наступающим юбилеем казахстанской независимости.