Кино центральноазиатского региона покоряет мировые кинофестивали

В аналитическом центре Культурной Политики состоялась презентация книги известного казахстанского киноведа Гульнар Абикеевой «Кино Центральной Азии. 1990-2001». Издание книги осуществлено на малый грант Совета по международным исследованиям и обменам (IREX), финансируемого отделом образования и культуры го департамента США (ECA).


Это первая попытка осмыслить десятилетний период развития кинематографа в регионе. Рашид Нугманов, Али Хамраев, Актан Абдыкалыков, Амир Каракулов, Бахтияр Худойназаров — это не полный перечень выдающихся и лучших кинорежиссеров современности из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана представленных в книге, с многими из которых автор знаком лично. В книге по отдельности рассмотрены направления и тенденции кинематографа пяти центральноазиатских республик в переходный период. Издание содержит уникальный материал по современному кинопроизводству в Средней Азии и Казахстане. Тонкий анализ фильмов сочетается с серьезными размышлениями о кинопроцессе.


На презентации книги своими впечатлениями после её прочтения поделился Мурат Ауэзов. По его словам он получил огромное удовольствие читая книгу, информация в ней дана абсолютно свежая и построена на очень серьезном фундаменте.


О том что кино Ценральноазиатского региона было признано и широко освещено в мире, свидетельствуют многочисленные награды и участие игровых кинолент на таких престижных кинофестивалях как, Карловы Вары, Венеция, Берлин, Токио, Роттердам, МКФ и других. И тот факт, что фильмы отечественных кинорежиссеров и соседних азиатских стран, в наградах опережают российских, говорит о многом. К сожалению, массовый зритель с большинством киноработ не знаком, а происходит это из-за отсутствия проката, пропаганды национального кино и поддержки со стороны государства. Прогнозы, которые дает автор в завершение книги обнадеживающие. Очевидно, что в сфере кинематографа на центральноазиатском пространстве лидируют две страны- Казахстан и Узбекистан. Сейчас казахстанский кинематограф является самым прогрессивным в регионе, имеет достаточный опыт независимого кинопроизводства, и ряд преимуществ перед другими республиками. И как приходит к выводу автор, если не будет выработана реальная государственная политика в области кино, ситуация будет ухудшаться. И вполне вероятно, что лет через 10-20 мы можем потерять кинематограф как часть казахстанской культуры.


По словам Гульнар Абикеевой: «Центральноазиатское кино известное и неизвестное. Его могут знать в узких кинематографических кругах в разных уголках мира, но не знать у себя на Родине. Фильмы, которые упоминаются здесь (в книге), могут существовать в единственной копии и совершенно не иметь проката». Опыт личных встреч автора и оригинальность впечатлений делают чтение книги увлекательным не только для киноманов, но и для широкого круга читателей.