Средства массовой информации страны буквально перегружены материалами, посвященными оценке ситуации в мире и регионе после известных событий 11 сентября с.г. Но значит ли это, что у нас в государстве и обществе сформировалось хотя бы худо-бедно адекватное представление о происходящем? К сожалению, мало находится оснований для утвердительного ответа на этот вопрос. Случаев, когда очень серьезные и хорошо подготовленные люди исходя из своих превратных представлений делают еще более превратные выводы, насчитывается куда больше. Благо, если бы они их оставляли при себе, но нет, эти выводы при посредничестве СМИ самым весомым образом предлагаются вниманию общества и в значительной мере влияют на формирование
Например, 16 октября на сайте Интернет-газеты “Навигатор” и 17 октября на страницах еженедельника “Мегаполис” лидер Партии патриотов Казахстана и депутат мажилиса Гани Касымов заявил следующее: “В этой ситуации лучшую позицию занял Китай, который вообще молчит (и тем он велик)…” (“Миллионы бен ладенов”). Превратное представление здесь то, что Китай-де молчит. То есть “отмораживается”. А еще более превратное представление – “и тем он велик”. Дурак был бы Китай, если бы в условиях, когда показатель роста его экономики, составивший по результатам первого полугодия 7,9%, упал в третьем квартале до 7% прежде всего вследствие событий 11 сентября в США, когда экспорт за 9 месяцев возрос всего на 7% против 27,8% прошлого, 2000 года главным образом из-за падения потребительского спроса в Америке, играл бы в молчанку и тем самым выражал бы свое величие. А Китай, как все понимают, вовсе не дурак. Дело тут даже не в здравом смысле и выводах, основанных на нем, а в правде жизни. А заключается она в том, что Китай сейчас вертится как уж на сковородке, чтобы продемонстрировать максимально возможную в его положении доброжелательность по отношению к Америке. И можно с уверенностью утверждать, что за последний месяц официальный Пекин сделал столько шагов навстречу Вашингтону, сколько не было их за все прошлое десятилетие. Прежде всего западные наблюдатели отмечают такой факт: председатель Цзян Цзэминь непривычно энергично отозвался на террористические акты, что выразилось в том, что он сам первым позвонил ряду иностранных руководителей, в том числе и Бушу, а не стал дожидаться, когда другие свяжутся с ним. Последовавшая вслед за этим цепь событий породила в прессе США и Западной Европы такие журналистские клише: “Китай и Америка: снова друзья”, “террористическая атака на Америку принесла потепление в ее отношения с Китаем” и т.д. По случаю предстоящего визита Дж.Буша-младшего английский журнал “Экономист” в номере от 11.10.01г. позволил себе написать следующее: “Когда на следующей неделе Джордж Буш приедет в Шанхай (на Форум экономического сотрудничества Азии и Тихого океана. – Авт.), он застанет там страну, которая делает все, что в ее силах, во имя того, чтобы приуменьшить старые противоречия и высветить новый дух сотрудничества в борьбе против терроризма”.
Хотя Америка времен нового президента первой пошла на конфронтацию с Китаем, назвав в начале года устами Дж.Буша его “главным соперником США в мире”, после 11 сентября ей было в некотором роде не до китайцев. Так что первую скрипку в потеплении отношений между этими державами сейчас явно играет Пекин. Недавно он пошел на возобновление диалога с официальным Вашингтоном по правам человека, который был прерван в 1999 году в знак протеста против бомбежки американцами китайского посольства в Югославии. Это – неслыханная уступка. И едва ли американцы именно этого требовали в первую очередь в сложившихся обстоятельствах.
Но самой большой проблемой для США был и остается колоссальный отрицательный баланс в торговле с Китаем. Единственное, что могло ослабить вызвавшую его напряженность в отношениях между этими двумя странами, — это вступление Поднебесной в ВТО (Всемирную торговую организацию). В свою очередь, этот шаг грозит Китаю ощутимыми потерями, связанными с открытием внутреннего рынка для внешних партнеров, поэтому он и тянул до сих пор как мог. Но вот поступило сообщение, что Китай планирует в срочном порядке ратифицировать соглашение, которое он заключил в прошлом месяце, чтобы стать членом ВТО. Бесспорно, это тоже рассчитанный на понимание Америки шаг. Ибо в новой ситуации США вполне оправданно могли сделать так, чтобы Китай наконец-то оказался объектом антидемпинговых мер. Даже Казахстан уже успел пасть их жертвой.
Итак официальный Пекин вовсе не молчит. Правда, китайские СМИ, прежде отличавшиеся нацеленностью на критику США, несколько поутихли. Но это потому, что им властями предложено избегать выражения довольства тем, что с Америкой случилось такое несчастье. Другими словами, китайским журналистам ругать янки нельзя, а хвалить их они не привыкли.
Если уж и надо казахстанским деятелям говорить о каком-то молчании, то речь прежде всего должна идти о ШОСе (Шанхайской организации сотрудничества), членом которой наша страна является. Вот она-то, как это отмечают все крупные западные наблюдатели, почему-то не подает признаков жизни после 11 сентября. И это молчание подозрительно. Если Китай сейчас о чем-то молчит, так это точно ШОС, то есть в том числе и Казахстан, с ее проблемами безопасности.
Все эти очевидные вещи остаются вне внимания даже такого специалиста- международника (окончившего МИМО и занимавшего должность ген. секретаря МИДа Казахстана) и опытного эксперта в вопросах торговли (являющегося председателем Таможенного комитета), как Гани Касымов.
Ведь он в своем лице представляет как государственного, так и общественного деятеля. Что уж говорить об остальных?