Начало конца

Галымжан Жакиянов не за пределами страны, а в посольстве Франции, митинг, намеченный на этой недели демвыборцами, в защиту Мухтара Аблязова был сорван, акция протеста пенсионеров по повышению коммунальных услуг не была услышана

\"\"

По \»странному\» стечению обстоятельств сегодня на площади республики проводилось празднование Наурыза для школьников.

Уже в начале девяти утра площадь была оцеплена правоохранительными органами и еще не до конца проснувшимися школьниками. Как нам удалось выяснить, вчера утром Министерством образования директорам школ и детских домов была дана команда привести на празднование до 400 человек с каждого учебного заведения на празднование весны и спортивные бесплатные игры.

Замученные школьники бродили по площади, не зная зачем пришли, на трибуне под неимоверный грохот музыки показывали спортивные достижения обитатели школ-интернатов и гимнастических кружков.

А около памятника собралась кучка пенсионеров во главе с Ириной Савостиной, будучи в меньшинстве, перекрикивая грохот вальса, старики обсуждали повышение тарифов на коммунальные услуги и пересчет пенсии. Завидев журналистскую братию, воодушевленные пенсионеры стали вытаскивать из своих сумок \»плакаты\», написанные и обведенные на несколько раз шариковой ручкой на клочках бумаги с надписью \»Ничего не говорите\».

\»Ничего нельзя говорить, потому что нас поймают и отвезут в милицию\», — сетовала старушка, теребя свой плакат.

В это же время на площадь начала подтягиваться инициативная группа ДВК и депутаты. Все ждали одиннадцати часов, чтобы сделать заявление по поводу намеченной акции в защиту Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова. Кстати сказать, сегодня у демвыборцев выдалась опять бессонная ночь: они следили за событиями, разворачивающимися вокруг посольства Франции, где уже второй день скрывается Жакиянов. По словам членов ДВК, с часу ночи посольства окружили спецслужбы и вооруженный ОМОН.

В течение всей ночи трое военных чинов пытались получить от французского посольства согласие на арест Жакиянова. В частности, туда ездили Идрисов, который в течение нескольких часов вел переговоры, там был глава городского МВД г-н Касымов и первый зам министра МВД, — рассказывает Нурбулат Масанов. — Они пытались оказать давление на иностранного посла. Выразить ему поддержку этой ночью собрались послы четырех западных стран, в том числе и Соединенных Штатов\».

Ровно в одиннадцать, как и было запланировано, активисты ДВК сделали заявление для журналистов:

— В этой ситуации политсовет Демвыбора Казахстана и объединенный форум демократических сил принимает решение не проводить митинг. Вы видите, что твориться, власти противопоставили отцам и дедам внуков. Мы не находим возможности соревноваться со своими детьми, поэтому и приняли такое решение, но оставляем за собой право на проведение любой другой акции протеста, которую посчитаем нужным сделать. Организаторами сегодняшнего мероприятия является фонд Бобек, и получается, что супруга нашего президента уже конкретно борется с оппозицией. Сегодня ни в чем неповинные дети выступают на фоне своих бабушек и дедушек.

Но несмотря на такой неудачный для демвыборцев ход событий уже разогретые журналистским вниманием собравшиеся дружными массами отправились к посольству Франции — выразить свое возмущение и солидарность Жакиянову по поводу всего происшедшего. По дороге к посольству проблемы стариков так и не были услышаны: журналисты вперемежку с правоохранительными органами \»допрашивали\» демвыборцев, их друзей и депутатов.

— Сейчас наша задача, — на бегу говорил Нурболат Массанов, — спасти Мухтара Аблязова и предпринять совместные усилия по его вызволению из-под стражи. Вчера мы все получили уведомление от акима Храпунова, что к нам будут применены соответствующие меры воздействия, речь идет только о том — административные или уголовные, и нас предупредили, что мы будем, скорее всего, подвергнуты аресту за организацию несанкционированного митинга. В течении трех дней политсовет ДВК пытался связаться с представителями партии “Ак жол”. Но последние всячески избегали этого, у них были отключены телефоны.

Во второй половине дня будут обсуждаться организационные меры по дальнейшему координированию протестных действий. Наша главная задача состоит в организации деятельности инициативной группы по организации нового общенационального референдума.

У посольства митингующих уже ждала милиция. Попытки оппозиции и пенсионеров обратить внимание на свои плакаты \»Требуем прекратить преследования Жакиянова\», \»Прекратить террор\» опять же закончились ничем — подоспели талапкеровцы с криками:

Жакиянов виноват во всем, пенсионеров ждет светлое будущее только с президентом Назарбаевым и ни с кем больше.

На вопрос \»Ваше отношение к аресту Аблязова\» после долгого молчания молодежь ответила

\»Мы еще не знаем\».

Через какое-то время улица Фурманова разделилась на два лагеря. Около посольства стояли защитники существующей власти, а на другой стороне Курмангазы — оппозиционеры и пенсионеры. Талапкеровцы же поминутно перебегали дорогу, чтобы и там покричать, и тут помитинговать. Подбежала женщина с вопросом, кто на какой стороне, узнав кто где, она на красный свет помчалась к оппозиции.

Но как у любого события есть начало, кульминация и развязка. К часу толпа начала рассасываться: первыми ушли пенсионеры во главе с Савостиной, потом начали расходиться депутаты, оппозиция разбрелась по кучкам и медленно побрела кто куда.

Это, конечно, не конец, а только начало, вернее начало конца…