Последние события заставляют думать, что никакого кризиса власти в Казахстане нет. А если и есть, то он связан только с брожением внутри самой власти, а никак не с наличием оппозиционных сил. Судите сами, ноябрьское воззвание представителей бизнес-элиты, объединившейся в движение “Демократический выбор Казахстана”, активизировало общество. Воспряли духом растерявшие боевой пыл партии “Азамат” и РНПК, Коммунистическая. Тезисы нового движения о том, что экономические реформы опередили политические, оказались близки многим. В обществе повеяло грозой. Начавшееся со столкновения двух группировок противостояние переросло в появление ДВК и реанимацию провластных партий типа Гражданской, “Отан”, “Возрождение”. Казалось все, еще немного и президент страны дрогнет, внесет изменения в Конституцию, назначит новые выборы и на деле начнет реализовывать те демократические принципы, о которых так часто говорит.
Но нет тут-то было. На протяжении двух месяцев прошлого года глава государства хранил молчание, как будто в стране ничего и не происходило. Между тем, был отправлен в отставку всесильный зять президента страны Рахат Алиев, затем избранный председателем олимпийского комитета Казахстана. А высокопоставленные чиновники, выразившие свое несогласие с курсом политических реформ, были попросту выдворены с государственной службы. Правда, для некоторых из них отставка явилась поводом облегченно вздохнуть и вернуться к занятиям бизнесом. Несколько подмочил свою репутацию премьер-министр Касымжомарт Токаев, которому пришлось выступить с заявлением, содержащим несвойственную карьерному дипломату лексику.
Казалось бы, на этом все. Но, между тем, общество, взбудораженное появлением ДВК и отставкой Рахата Алиева, ожидало дальнейших действий и от бизнес-элиты, часть которой объявила себя конструктивной оппозицией, и от власти. Шаги не замедлили последовать. В отставку было отправлено правительство Касымжомарта Токаева. В новом составе правительства он занял пост госсекретаря-министра иностранных дел. Вместо него премьер-министром был назначен 46-летний Имангали Тасмагамбетов – воспитанник комсомола, самого себя в одном из интервью назвавшего “продуктом Назарбаева”. Кстати, до сих пор ни один исследователь не обратил внимания на это определение, а ведь в ту пору, когда Имангали Тасмагамбетов стал возглавлять республиканский комсомол, ему шел 34-й год. Это насколько затянулась инфантильность у человека, чтобы в 34 года переделаться и называть потом себя чьим-то продуктом (впрочем, это небольшое отступление). Данное назначение говорило не только о том, что Нурсултан Назарбаев собирается соблюсти ставший уже традиционным баланс: глава правительства – выходец из Младшего жуза. Скорее, за этим стояло желание видеть в ответственный момент на посту премьер-министра человека, преданного и лояльного. Таковым г-н Тасмагамбетов как раз и является. В силу личной преданности и не очень хорошего знания экономики он будет заниматься тем, что ему велят. Последнее мы и видим.
Первое же появление премьера в парламенте с программой деятельности правительства на ближайшую перспективу показало, что в экономические вопросы, как-то: отношения с иностранными инвесторами, пересмотр контрактов по приватизации предприятий и месторождений и т.д., новый премьер вмешиваться не станет. Его епархией останутся все те социальные вопросы, которые Имангали Нургалиевич курировал в правительстве и прежде. Что ж, все так и есть. Тем более, когда Всемирный банк обещает солидные суммы для борьбы с бедностью. Вот только вопрос, дойдут ли эти деньги до тех, кому предназначаются? Учитывая сверхлояльность г-на Тасмагамбетова, вряд ли ответ на этот вопрос возникнет в ближайшие месяцы и даже годы. Другим, чем будет заниматься новый премьер, станет борьба с инакомыслящими, неважно из числа ли оппозиции или просто бизнесменов, посмевших не согласиться с чем-то. Свидетельств этому всего за полтора месяца пребывания Тасгамбетова на посту главы правительства хоть отбавляй. Это и запрет на издание ряда оппозиционно настроенных газет, и повреждение кабеля у телеканала “ТАН”, и преследование лидеров ДВК Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова. Тем более, что в качестве помощников у новоиспеченного премьера находятся такие же верные главе государства люди, как министр внутренних дел Каирбек Сулейменов, генеральный прокурор Рашид Тусупбеков.
А контролирует и направляет всю работу руководитель администрации главы государства один из самых преданных соратников президента, Нуртай Абыкаев.
Второе появление в парламенте Имангали Тасмагамбетова некоторые СМИ назвали сенсацией, ибо впервые было признано, что тайные счета за границей имеются (правда, с оговоркой, что они являются государственными, а не принадлежат лично Нурсултану Назарбаеву). Также впервые столь высокое должностное лицо заявило о расследованиях в Швейцарии и США дел о взятках от руководителей американских нефтяных компаний и т.д.
На деле же ничего сенсационного нет. Напротив – сразу стало понятным, для чего Имангали Тасмагамбетов назначен премьер-министром. Правительство из команды топ-менеджеров, занимающейся экономикой, сегодня становится кабинетом публичных политиков, призванных заниматься имиджем как главы государства, так и власти в целом. И в самом деле, не г-ну Абыкаеву, не привыкшему находиться в центре внимания, заниматься этим. Кому, как не комсомольскому лидеру, привыкшему к самым различным аудиториям и умеющему изъясняться на двух языках, поручить столь ответственное и деликатное дело?! Пожалуй, после выступления нового премьера в правительстве стало ясно и другое: ресурс власти далеко не исчерпан и кризиса власти в настоящий момент нет. А если он и есть, то, скорее, в головах. Власть же в эти дни, как никогда, сконцентрирована и мобильна. Посмотрите, какой подъем сейчас испытывает Нурсултан Назарбаев, демонстрирующий не только отличную физическую форму, но и боевой дух. Одна за другой встречи, на которых обсуждаются самые разные вопросы, а как подтянут президент. Может, все дело в том, что оппозиция сейчас практически раздавлена? О ней чуть позже.
Особенно наглядно продемонстрировала настрой главы государства транслировавшаяся по телевидению встреча с представителями творческой и научной среды. Нурсултан Назарбаев (или его советники?!) вновь оказались на шаг впереди своих оппонентов. Пожалуй, впервые за последнее время глава государства не метал гром и молнии (как это было на совещаниях с акимами всех уровней и с сотрудниками правоохранительных органов), а был сосредоточен и сконцентрирован. Говорил по-деловому и энергично. И результат: научная и творческая интеллигенция поддержала вновь президента в том, что вводить выборность акимов рано, менять Конституцию не следует, ибо она не исчерпала себя, механизм сдержек и противовесов есть, только он неправильно используется. Все аргументы оппозиции оказались несостоятельными в свете высказываний ученых и творческих работников. При этом надо отметить, что большинство из них отнюдь не заискивали перед главой государства, а говорили по делу. Это и художественный руководитель театра им. Лермонтова в Алматы Рубен Андриасян, и ректор высшей школы права “Адилет” Анатолий Матюхин, и академик Надир Надиров, поднимавшие вопросы образования, подготовки судейского корпуса, создания нефтехимического производства.
Что ж, приходится констатировать, что власть опять оказалась хитрее и изворотливее, а оппозиция вновь не смогла мобилизоваться и противостоять ей. К сожалению, в коррумпированнном государстве, каковым является Казахстан, власть и оппозиция стоят друг друга. То, что сегодня происходит в оппозиции, следовало ожидать. Та часть, которая прежде была объединена в Форум демократических сил, не имеет социальной базы и финансов. Другая часть, которая возникла осенью 2001 года, к сожалению, раскололась. Одни остались в ДВК и пригласили в политсовет членов ФДС, другие образовали партию “Ак жол”. Тех, кто остался в ДВК, немедленно обвинили в самых различных преступлениях и открыли следствие по фактам злоупотребления ими служебными полномочиями. Сейчас Мухтар Аблязов находится в СИЗО, Галымжан Жакиянов содержится под домашним арестом в Павлодаре, и состояние его здоровья внушает опасения его родным.
Естественно, что власть нашла какие-то основания для столь решительных действий против оказавшихся наиболее радикальными представителями бизнес-элиты из числа тех, кто подписал в ноябре 2001 года обращение к гражданам страны. Однако их виновность предстоит еще доказать в суде, а мы знаем, каково качество судебного следствия в нашей стране. Речь о другом. Власть демонстрирует не просто мощь (административный ресурс в нашей посттоталитарной стране, по-прежнему, силен), а консолидацию и даже продуманный план действий. Оппозиция же, кроме воззваний к мировой общественности, пока ничего убедительного предоставить не смогла. Контрнаступление, организованное властью, не находит должного сопротивления у оппозиции – вот то главное, что мы сегодня наблюдаем. А широкие массы не желают поддерживать ни тех, ни других, ибо и первые, и вторые о них не думают заботиться. Именно поэтому о кризисе власти в стране, видимо, рано говорить, скорее, это иллюзии отдельных лиц из оппозиции. Надежды же на помощь извне, очевидно, скоро затухнут. Во всяком случае, второй Евразийский экономический саммит показал: прагматизм, прагматизм и еще раз прагматизм – вот то, чем руководствуются западные государства и общественные организации. В дни саммита казахстанская оппозиция, довольно широко представленная на нем, не вызывала особого интереса даже у представителей тех аналитических центров и институтов, которые специализируются на подобных вопросах. Между тем, столь широкое присутствие казахстанской оппозиции на экономическом форуме объяснялось тем, что западные государства понимают: на постсоветском пространстве наступает время смены политических элит. И этот процесс закономерен и исторически объективен. Кто придет на смену “центрально-азиатским царям” — вопрос, ответ на который сейчас пытаются найти многие. Почему наш регион вызывает столь повышенный интерес – вполне объяснимо. В первую очередь, из-за Каспия, и из-за геополитического расположения. Энергоресурсы Прикаспия и обстановка в Центральной Азии – тема номер один во многих странах мира. И понятно, что всех волнует, какой окажется политика в республиках региона в случае смены президентов. В случае с Казахстаном, похоже, для западных инвесторов нет причин волноваться: ставка еще будет делаться на Нурсултана Назарбаева. Разведка боем, произведенная на саммите, наверное, еще раз подтвердила это.