В Казахстане продолжают нарушаться права человека. О данной тенденции свидетельствуют многочисленные факты нарушения прав простых граждан. Об этом бьют тревогу юристы международных правозащитных организаций, таких как Международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Хельсинского комитета по правам человека, а так же говорит авторитетный эксперт международной организации по борьбе с коррупцией “Транспаренси Казахстан” Андрей Чеботарев.
В Казахстане участилась такая практика, когда людей, совершивших незначительные преступления, сажают в тюрьму на длительные сроки заключения, а преступники, родственники высокопоставленных чиновников, которые совершают серьезные преступления, уходят от уголовной ответственности. С каждым разом таких случаев становится все больше и больше.
В октябре 2001 года дочь начальника Управления внутренних дел г. Петропавловска Сауле Молдабаева, студентка КазГЮА – Казахской государственной Юридической Академии, нанесла ножевые ранения своей сокурснице Гульмире Орынбасаровой, сильно задев ей желудок и легкие. Тогда она была доставлена в больницу в очень тяжелом состоянии и еле выжила. В апреле месяце суд г. Петропавловска приговорил Сауле Молдабаеву к наказанию ниже низшего предела. Она была осуждена к полутора годам лишения свободы.
Но парадокс оказался в том, что Сауле вместо пребывания в следственном изоляторе отправилась домой до вступления приговора в законную силу. Отец пострадавшей считает произошедшее издевательством над правосудием. Как сказал корреспонденту IWPR отец Гульнары Орынбасаровой, подполковник полиции в отставке Мейрам Орынбасаров:
“Мне последние дни перед вынесением приговора не давали покоя родственники Сауле Молдабаевой. Они приходили и предлагали деньги. Я отказался. Я думаю, что на судью было оказано давление. За многие годы своей работы в милиции я не видел такого, когда осужденного к лишению свободы не брали под стражу в зале суда. Мы будем обжаловать приговор городского суда. Но я боюсь, что областной суд может поменять меру наказания Сауле Молдабаевой на небольшой штраф”.
На этом фоне, когда дети некоторых высоких чиновников пытаются уйти от ответственности, поражает тот факт, что простые граждане попадают за решетку просто так.
В Алматы произошел случай, когда один из учителей начальной военной подготовки средней школы был осужден на 3 года лишения свободы за найденный на улице автоматный патрон 1943 года одним из его школьников. Учитель конфисковал патрон у ученика, боясь за то, что он бросит его в огонь. А сам патрон он собирался отнести участковому милиционеру. Он был задержан патрульной машиной, когда возвращался из гостей от своего друга и был доставлен в следственный изолятор, а по факту изъятия патрона на него было возбуждено уголовное дело.
Журналист газеты “Время” Геннадий Бендицкий, расследующий проблемы нарушения прав человека, отметил: “ В стране действует система двойных стандартов. Человек, который обладает деньгами и связями может легко уйти от ответственности. Я разговаривал со многими заключенными, человек
садится за решетку за то, что у него нашли один патрон. Я считаю, что это происходит из-за низкого профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов и специфического статуса адвокатуры. Адвокат часто работает рука об руку со следствием. Получив большой приговор, подсудимый понимает, что адвокат, который работал на его деньги, работал против него. Тот, кто может заплатить — выкручивается, а человек, который не в состоянии этого сделать, может сесть. Правоохранительная система поставлена на коммерческую основу”.Недавно в Казахстане были внесены поправки в законы об уголовном и уголовно-процессуальном кодексе. Как сказал заместитель руководителя Администрации Президента, заведующий государственно-правовым отделом Игорь Рогов:
“Новым законопроектом предусмотрено исключение наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений небольшой тяжести, такие как мелкие кражи. С принятием изменений и дополнений к уголовным и уголовно-процессуальным кодексам, расширятся основания для прекращения уголовного преследования. Если человек совершил преступление небольшое или впервые, то примирение с пострадавшим влечет прекращение уголовного дела. Казахстанские суды нередко привлекают многих граждан за превышение пределов необходимой обороны. Не будут привлекать людей к ответственности за превышение пределов необходимой обороны, за их действия по отражению посягательств, с применением или попыткой применения оружия, как огнестрельного, так и холодного”.
Но поразительным является пример, когда 2 октября 2001 года Алия Абдирова и ее младшая сестра Ольга после посещения одного из ночных клубов возвращались домой. На них напали 8 мужчин и пытались изнасиловать. Защищаясь от насильников, Алия откусила нечаянно ухо одному из парней. В итоге Алия была приговорена к 4
годам лишения свободы и возмещению материального ущерба насильнику в размере 109 тысяч тенге.Эти и другие факты показали, что простым гражданам не гарантирована свобода. Люди в казахстанских городах опасаются не только за свою жизнь, они в последнее время боятся оказывать сопротивление преступникам, так как считают, что от самообороны пострадают сами. Молодая жительница г. Алматы Светлана К. отметила:
“Я не выхожу на улицу после 9 часов вечера, так как боюсь, что меня могут изнасиловать. А если станешь обороняться, то тебя еще и обвинять в превышении самообороны. Мне стало страшно ходить по улицам города, это просто кошмар”.
Эксперты и аналитики в последнее время отмечают, что, несмотря на увеличение из бюджета страны в этом году финансирования на общественную безопасность, население относится с недоверием к правоохранительным органам. Граждане Казахстана боятся заявлять в правоохранительные органы на преступников, так как полиция и судьи не гарантируют наказания бандитам.
Юрист Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности Мария Пульман сказала корреспонденту IWPR:
“Прокуратура перестала выполнять надзорные функции за милицией, никто не работает, все занимаются, черт знает чем. Многочисленные случаи нарушения прав человека свидетельствует о том, что правоохранительная система нуждается в серьезном реформировании”.
В Казахстане, в ходе некоторых изменений и реформ в законодательстве, сложилась ситуация, когда преступник, надругавшийся над девушкой, может уйти от ответственности, запугав жертву. И обычно девушки не обращаются в полицию с заявлениями, т.к. не верят в казахстанское правосудие и испытывают страх перед бандитами.
Представитель Хельсинского Комитета по правам человека Нинель Фокина считает:
“У нас не правовое государство, хотя Конституция говорит, что Казахстан утверждает себя правовым государством, на самом деле нам до правового государства далеко, потому что у нас верховенствует не закон, а право силы. У нас такое преступление, как изнасилование, переведено из области уголовной ответственности в гражданскую, и возбуждается уголовное дело тогда, когда есть жалобы. Если изнасилуют и потерпевшая не обращается в суд, то дело не будет возбуждено”.
По данным экспертов ООН, Казахстан занимает 3-е место в мире после США и России по количеству заключенных. Численность казахстанских граждан в тюрьмах составляет 100 тысяч человек, большинство из них простые люди, совершившие незначительные правонарушения. Те, кто совершил серьезные преступления, находятся на свободе.
В Казахстане складывается такая ситуация, когда нарушение прав простых людей приобретает массовый характер. Необъективный подход к простым гражданам со стороны органов, когда человек, попав за решетку, не может найти выход из ситуации. Адвокатские услуги дорогие, а адвокат просит за правовую помощь большие деньги. Многие жители страны просто не в состоянии противостоять бандитам и правоохранительной системе в целом. Простые граждане, пострадавшие от рук преступника или совершившие мелкие кражи по нужде, испытывают двойной прессинг.
Эксперт международной организации по борьбе с коррупцией “Tранспаренси Казахстан” считает:
“У нас на уровне общественного сознания нет понимания прав и свобод личности и это не отражено в действующем законодательстве. Казахстан не присоединился к основополагающим международным пактам и другим документам, которые связаны с правами и свободами личности. Если речь идет о правонарушениях, совершенных чиновниками, их родственниками, то здесь действует телефонное право, то здесь все происходит не безвозмездно. Государство проявляет жестокость по отношению к тем людям, которые находятся вне системы”.
Аркадий Хегай, генерал юстиции, который проработал в органах прокуратуры 35 лет, сказал журналисту правового издания “Адвокат” Рустему Беку:
“Молчать, когда происходит беззаконие в отношении тысяч простых граждан не в моих правилах. Кто, если не мы, встанут на защиту людей в правовом хаосе. В прошлом году прокурорами были освобождены из-под стражи более 300 человек, в отношении которых подозрения о совершении преступления были признаны необоснованными. Свыше 4 тысяч человек неправомерно были заключены под стражу. За каждой цифрой немало человеческого горя, слез”.
Этого же мнения придерживается и казахстанское правосудие. Нередко судьи сами признают нарушения прав простых граждан и несоблюдение отдельными чиновниками законодательства страны.
Председатель Верховного Суда Кайрат Мами заявил “Юридической газете”:
“Наличие законов еще не является гарантией, что они будут выполняться всеми. Нужно время, чтобы изменилась психология людей, чтобы необходимость соблюдения закона стала внутренним убеждением каждого человека, будь он постой гражданин, чиновник, предприниматель. Надо знать, что в случае нарушения его прав он может обратиться в суд за защитой, и верить в закон. И с другой стороны, в случае нарушения законов, каждый понесет ответственность, кем бы он ни был”.
Пока власти страны не предпринимают усилий к исправлению ситуации. Проблемы рядового гражданина, обывателя страны, столкнувшегося с произволом чиновников и беспределом преступников никого не интересуют, кроме журналистов и общественных организаций. Реальная же помощь пострадавшим гражданам не оказывается.
Таким образом, если Казахстан претендует в глазах мировой общественности на статус правового государства, то он, в первую очередь, должен соблюдать права простых граждан. Правовой нигилизм, сложившийся в стране, нужно исправлять. Для этого необходимо качественно реформировать законодательство страны и привести его к международным требованиям. Так же четко необходимо отрегулировать кадровую политику в правоохранительной и судебной системах.