(Евангелие от Акежана)
НЕ МИР ПРИНЕС Я ВАМ, НО МЕЧ
Акежан возвращается. Это уже не только политическая реклама лидера оппозиции сделанная ради того, чтобы подразнить власть; об этом он прямо говорит своим соратникам, об этом шепчутся в длинных коридорах Астаны.
Это обстоятельство может означать только одно: Папа либо уже не управляет страной, либо будет низвергнут в самом ближайшем будущем. Возможность примирения заклятых врагов никем всерьез не рассматривается – возвращение Акежана означает конец Папы, конец его эпохи.
ЦЕЗАРЮ – ЦЕЗАРЕВА СМЕРТЬ
Для реально управляющего страной окружения президента главной целью является сохранение себя и своих материальных ресурсов. Для выполнения этой цели хороши все средства и любые жертвы, даже если такой жертвой станет сам отец-основатель режима.
Как это не парадоксально звучит (да, пожалуй, уже и не парадоксально), папиному окружению сегодня больше всего угрожает сам Папа. Он морально и физически устал за почти пятнадцать лет неограниченной власти, он пресытился ею. Он начал терять лицо в стране и в мире. Он – стержень созданной властной пирамиды, теперь уже не в состоянии управлять этой махиной, целиком лежащей на его плечах. Более того, он уже не управляет своим ближайшим окружением, своей Семьей.
Такое положение опасно для тех, кто является составной частью зашатавшегося колосса. По большому счету неразразившийся осенью кризис ослабил всевластие Папы (кризис начался гораздо раньше), а слабость Папы позволила взбунтоваться части властной элиты, глубокой трещиной расколов все общество.
ДВЕНАДЦАТЬ ИУД
Папа настолько ослаб, что право выбора Наследника перестало быть его личной прерогативой. Ближний его круг достаточно широк. У них есть все ресурсы не только для внутридворцовых интриг. Больше всего они озабочены тем, что будет после Папы, и стремятся обеспечить себе безопасность в новой эпохе. Сегодня каждая влиятельная группировка затевает свою Большую Игру: или блокируется со спаринг-партнерами, или выжидает, надеясь вовремя примкнуть к победителю.
Собственно ничего удивительного – и Путина тоже выбирал не только Ельцин и не только его семья. Скорее всего, они просто не смогли отказаться от сделанного им предложения. И не суть важно, почему наш некогда всесильный Папа уже слабо контролирует ситуацию: то ли не хочет, то ли не может. Он вольно или невольно отдал карт-бланш в руки окружения, те уже не особо считаются с престарелым правителем. У каждой из олигархических групп есть свой Наследник и свой сценарий развития событий. У одних уже чешутся руки, другим и хочется и колется, одни норовят провести молниеносный “блицкриг”, другим надо как можно дольше затягивать агонию. Идет Большая Игра.
ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
События последних месяцев, недель, дней ясно свидетельствуют о том, что Игра началась. Еще не давно игроки толкались локтями в прихожей, а сегодня борьба за место у игрового стола приобретает совсем не безобидные формы. И Папа здесь уже совершенно ни при чем.
Глубоко ошибается тот, кто думает, что развернувшийся тотальный прессинг на оппозицию есть прямое задание Папы. Во-первых, это ему не надо – репрессии только дискредитируют его, и этим же ослабляют его личную власть. Во-вторых, Папа не тиран и от природы и по жизненному опыту. Интриган? – Да. — Безмерно любит власть? – Да. — Не демократ? – Нет сомнений. Но и не живодер. Скорее всего он и не очень то осведомлен о всей этой вакханалии со снайперами, поджогами и линчеванием собак. Жестокий беспредел, воцарившийся в стране, нужен только тем, кто хочет сместить Папу. А этого хотят уже многие. Развернув широкомасштабную “зачистку”, претенденты одним ударом решают две задачи: уничтожают своих конкурентов на грядущих президентских выборах и ускоряют приближение этих самых выборов.
ДВЕ ЗАПОВЕДИ
Для Наследника при передаче (захвате) власти необходимо добиться признания себя в качестве легитимного правителя мировым сообществом и сохранить спокойствие в стране.
К решению этой задачи можно прийти двумя способами:
1. Наследнику необходимо нейтрализовать реальных конкурентов, что достигается путем компромиссов и/или репрессий, и затем провести выборы по правилам, близким к мировым стандартам. Это российский путь.
2. Наследнику необходимо заранее договориться, по меньшей мере, с Россией и США о лояльности к себе, а затем провести выборы в соответствии с “национальными особенностями”. В этом случае возмущение реальных конкурентов как до, так и после “выборов” нейтрализуются теми же методами: компромиссы и/или репрессии.
Разные группировки в окружении Семьи сегодня выбирают разные системы Игры, сообразуясь со своими представлениями, возможностями и моральными принципами.
ЕДИН В ТРЕХ ЛИЦАХ
Оказывается, что в обоих сценариях фигура опального экс-премьера является ключевой! Если Наследнику удастся договориться с Акежаном, то он без проблем “разведет” все проблемы с Западом и Соединенными Штатами. Согласится ли Акежан не участвовать в Большой Игре или вернее участвовать в ней на вторых ролях? На вторую роль, может, и согласится. Как Наследника его, конечно же, никакая группировка не потерпит, а от третьей роли он, наверняка, откажется сам.
Уникальная ценность Акежана заключается еще и в том, что он способен нейтрализовать деструктивную деятельность значительной части казахстанской оппозиции. От участия или не участия в выборах подконтрольного ему Форума Демократических Сил, главным образом, зависит международное (да и внутреннее) признание выборов.
Исходя из этого, Наследник должен быть кровно заинтересован не только в возвращении в страну лидера оппозиции, но и в максимальном усилении его влияния внутри страны: ОДП должна стать реальной, легитимной силой с крепкой организационной и финансовой структурой, обеспеченной мощной информационной поддержкой. Такое усиление необходимо как для сохранения пред- и поствыборной стабильности в стране, так и для обеспечения определенных гарантий и компенсаций Акежану за поддержку.
АПОКАЛИПСИС
Акежан возвращается. Как жестоко ошибались те, кто заранее списал его в архив казахстанской политики. История показала, что без него Большая Игра просто не состоится.