Оппозиция Кыргызстана надеется только на свой электорат

После того как оппозиционные силы Кыргызстана поняли, что реальной помощи им не дождаться ни от международных организаций, ни от демократических стран Запада, ни от прессы, они сделали ставку на свой электорат, земляков и родичей. Простые люди теперь стали всерьез заниматься политикой.

Противостояние между властями и оппозицией в Кыргызстане особенно усилилось после президентских и парламентских выборов 2000 года. На активизацию данного процесса повлияли открытое и грубое противодействие власть предержащих претендентам на президентский пост, их аресты, фабрикация против них уголовных дел.

Партии оппозиционного толка, политические лидеры и периодические издания, неугодные властям, потеряли всякие надежды на справедливые решения полностью зависимых от власти судебных органов. Все их надежды на изменения в стране связывались с международными организациями.

Фабрикация уголовных дел против Феликса Кулова, Азимбека Бекназарова, преследования участников акций протеста, случаи запрета на издание некоторых независимых газет вызвали вполне понятную озабоченность у таких организаций, как посольство США в Кыргызстане, ОБСЕ, Хельсинкская комиссия. Однако их оценки происходящего в стране, их замечания и предложения не были приняты к сведению кыргызскими властями, с их стороны не последовало никакой реакции.

Партия “Ар-Намыс”, лидер которой Феликс Кулов долгое время находится в заключении и недавно приговорен уже к 10 годам лишения свободы, наладила тесные отношения со многими международными организациями и странами Запада, подробно информируя их обо всех перипетиях судебного разбирательства.

“Когда госсекретарь США Мадлен Олбрайт прибыла в Бишкек, мы организовали пикеты и встретили ее с плакатами. Она заметила нас и приветливо помахала рукой. Мы надеялись, что с ее приездом дело Кулова сдвинется с мертвой точки. Однако ни правительство США, ни международные организации не смогли повлиять на позитивное решение дела нашего лидера”, – говорит член партии “Ар-Намыс” Шерик Койчуманов.

Когда был арестован депутат Азимбек Бекназаров, резко критиковавший власти и президента Акаева по вопросу кыргызско-китайской границы, его избиратели провели долгосрочную акцию протеста. Шесть человек погибли в результате столкновения с милицией, которая силой оружия попыталась остановить негодующих людей. Это трагическое событие взбудоражило весь народ Кыргызстана, и властям страны не оставалось ничего другого, как условно освободить Бекназарова под подписку о невыезде.

Топчубек Тургуналиев отмечает, что условное освобождение Азимбека Бекназарова после кровавых аксыйских событий свидетельствует о том, что судебные органы Кыргызстана принимают решения лишь с ведома и разрешения “Белого дома”. С другой стороны, эти события продемонстрировали и то, что власти теперь вынуждены считаться с народом.

“Власть очень испугалась народных волнений и практически сразу же выпустила Бекназарова. Никто со стороны, никакие международные организации не смогут изменить нашу судьбу. Только сам народ, если очень постарается, сможет добиться каких-то перемен”, – говорит Тургуналиев.

17 мая в Бишкек с официальным визитом прибыл директор Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Жерар Штудман, который, ознакомившись с ситуацией в Кыргызстане, заявил, что для урегулирования политической напряженности в республике необходим диалог между всеми политическими силами Кыргызстана.

20 мая посольство США в Кыргызстане распространило заявление, в котором выразило надежду на то, что пожелания и замечания ОБСЕ будут учтены кыргызскими властями.

Между тем в течение всего визита представителя ОБСЕ господина Штудмана обстановка в центре и в регионах была весьма напряженной. Невзирая на присутствие в стране столь авторитетного представителя международной организации, занимающейся проблемами прав человека, сотрудники правоохранительных органов лихо расправлялись с пикетчиками у здания кыргызского парламента. Они силой водворили в автобусы 97 мирных граждан и отправили их в камеры предварительного заключения.

Депутат парламента Ишенбай Кадырбеков по этому поводу отметил, что власть не посчиталась даже с такой серьезной организацией, как ОБСЕ. Его коллега депутат Бекназаров, возвратившийся после освобождения из заключения к исполнению своих депутатских обязанностей, полагает, что для выхода из данной ситуации стране нужно опираться только на свои внутренние ресурсы. По его убеждению, международные организации по отношению к Кыргызстану всегда вели политику двойных стандартов.

“Были среди руководителей международных организаций и такие, кто президенту страны говорили одно, а представителям оппозиции другое. От них мы ни разу не получили никакой конкретной помощи. Власть всегда пыталась представить оппозицию как провокаторов, подстрекателей, за спинами которых нет серьезного электората, – отмечает Бекназаров. – Теперь мы, оппозиция, изменили свою тактику. Мы показали власти, что за нами стоит народ. Если власть предержащие не хотят считаться с нами, пусть считаются с народом”.

Еще один депутат парламента Дооронбек Садырбаев утверждает, что он никогда не верил международным организациям: “Именно руководители международных организаций своим молчаливым согласием взрастили нам великого диктатора. Обманувшись горячим приемом нашего президента, они помогли Кыргызстану создать искусственный имидж островка демократии. И вообще демократия у нас в стране была порочно зачата. Я давно перестал верить тем государствам, которые обещают помочь нам установить демократию. У них нет вечных друзей, у них существуют только вечные интересы”.

В Кыргызстане есть сторонники и другого мнения, согласно которому необходимо обязательное присутствие в республике международных организаций. Так, редактор одной из независимых газет “Дело №…” Виктор Запольский считает, что отслеживание международными организациями внутренних процессов обязательно. “Хотя международные организации и не могут прямо влиять на наши внутренние дела, но определенные надежды вызывает уже то, что они высказывают свое мнение по происходящим процессам, пытаются указать нам пути к демократии”, — замечает он.

И еще Запольский говорит: “Народные волнения в Кыргызстане произошли вовсе не оттого, что нам не помогают международные организации, не оттого, что представители оппозиции будоражат население страны, а от крайней степени ухудшения социально-экономического положения страны, от полной слепоты власти”.

В то же время представители ветвей властных структур обвиняют оппозиционные силы в использовании нецивилизованных, насильственных методов борьбы. Так, советник президента страны Болот Джанузаков обрушивается на “виновников” нынешних народных волнений — “кучку политиканов”. “Они же борются за власть, — говорит он. — Какая-то кучка оппозиционеров морочит людям голову, будоражит народ. Часть людей верит им, но здоровых сил больше. Вчера, например, 3-4 депутата поехали в Нарынскую область, и атбашинцы буквально прогнали их, попросив не мешать им заниматься посевной кампанией”.

Действительно, депутат от Ат-Башинского района Ишенбай Кадырбеков и его коллега Адахан Мадумаров 18 мая поехали в Ат-Баши на встречу с избирателями.

“Губернатор хорошо потрудился до нашего приезда, — рассказывает Мадумаров. — Он подготовил группу “дежурных старцев”, готовых драть глотку за власть”.

“Властям не удастся противопоставить меня моим избирателям, — утверждает Ишенбай Кадырбеков. — Против 100 “дежурных стариков” стоят многие тысячи моих избирателей. Когда мы проехали по другим селам, люди были крайне возмущены действиями властей”.

Сейчас большинство политиков приходят к заключению, что надеяться можно только на своих избирателей, в крайнем случае — на близких и дальних родственников, которые могут, при необходимости, заступиться за них.

Директор информационного агентства “АКИ-пресс” Марат Тазабеков по этому поводу замечает: “Если за тобой стоят сотни тысяч обозленных нищих, готовых на все земляков, то с тобой будет вынужден считаться любой государственный или репрессивный аппарат”.

Этим словам вторит депутат Дооронбек Садырбаев: “Уже давно акимы ищут на меня компромат. Но ничего серьезного откопать им не удается. Без поддержки своих избирателей депутат-оппозиционер вряд ли долго продержится. Я верю в своих избирателей, они верят в меня, и, думаю, встанут на мою защиту, если начнутся гонения. Для своих избирателей-ноокенцев я сделал все, что было в моих силах”.

19 мая президент Акаев выступил по государственному телеканалу с обращением к народу. Ответственность за обострение ситуации в стране он возложил на “кучку оппозиционеров”. По мнению главы государства, именно они взбудоражили мирно трудившийся до этого народ, это они сеют среди людей смуту и вражду.

Как бы то ни было, сейчас в нескольких регионах Кыргызстана проводят пикеты. Представители власти пока не рискуют обвинять во всем, что происходит, народ ограничиваются арестами некоторых зачинщиков. Группе чиновников во главе с министром внутренних дел Темирбеком Акматалиевым, побывавших на переговорах с пикетчиками в Таш-Кумыре, не удалось убедить людей. Пикетчики продолжают стоять на своем. Власти во всем происходящем с упорством, достойным лучшего применения, продолжают винить оппозицию.

Но, как говорит Топчубек Тургуналиев, “если бы у людей все было нормально, то никто не смог бы вывести их на улицы для пикетирования. Они бы не послушались ни Тургуналиева, ни Бекназарова, ни кого-то другого…”

Специально для Института по освещению войны и мира