“Прорыв” в Каспийском вопросе

Казахстан и Россия больше не хотят тянуть с определением правового статуса Каспийского моря, считая, что от этого страдают иностранные инвесторы.

В конце мая в Москве Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали протокол Соглашения между Казахстаном и Россией по разграничению северной части Каспийского моря для освоения его ресурсов.

Согласно подписанному документу три месторождения, расположенные на севере Каспийского моря, — Курмангазы (находящееся под юрисдикцией Казахстана), Хвалынского (Россия), Центральное, подпадающие на модифицированную срединную линию, будут осваиваться на паритетной основе, то есть каждая сторона получит по 50%.

Астана и Москва еще в 1998 году подписали Договор о разделении дна и ресурсов северной части моря по срединной линии, нерешенной оставалась лишь разработка трех пограничных месторождений.

Толчком для подписания договора стала прошедшая встреча пяти прикаспийских государств в Ашхабаде в апреле текущего года, на которой не было подписано никаких документов. Существовавшие разногласия между пятью государствами так и остались не решенными. И очередной саммит продемонстрировал, что государства в решении данного вопроса ни продвинулись.

Проблемы раздела и статуса Каспийского моря возникли с момента распада СССР, до этого времени озеро-море было поделено между Советским Союзом и Ираном, как по дну, так и по поверхности. За прошедшие десять лет позиции республик претерпели некоторые изменения в отличие от тех, которых они придерживались ранее.

С позицией Казахстана и России согласен и Азербайджан, который также выступает за деление Каспийского моря на основе модифицированной срединной линии по принципу “делим дно, вода общая”. Однако юридически свое согласие еще не скрепил, несмотря на то, что Гейдар Алиев, президент Азербайджана, на встрече со специальным представителем президента и госсекретаря США по вопросам Каспия Стивеном Манном заявил, что Баку готов подписать с Россией соглашение по разделу дна Каспия по аналогии с российско-казахстанскими договоренностями.

По мнению Василины Васильевой и Армена Ханбабяна из российской Независимой газета, если отношения с Ираном получат импульс к нормализации, Азербайджан может и вовсе не присоединиться. Об этом говорит положительное решение о визите президента Азербайджана Гейдара Алиева в Иран, которое многократно откладывалось. Основной причиной существующих противоречий между государствами, с их точки зрения, является именно проблема разграничения Каспия и вытекающие отсюда вопросы о принадлежности целого ряда перспективных месторождений.

Тогда как казахстанский аналитик Людмила Романова считает, что подписанное соглашение между Казахстаном и Россией сближает отношения России и Азербайджана. С этой точкой зрения согласны и ряд других аналитиков, которые высказывают следующие мысли по этому поводу: “Если с Гейдаром Алиевым тоже удастся договориться, то Россия решит ряд своих проблем, связанных с разделом Каспия. Главный оппонент Иран и колеблющийся Туркменистан будут поставлены перед фактом урегулирования проблемы на Северном Каспии. А это, в свою очередь, сводит на нет возможность реализации иранского плана о разделе моря на пять равных секторов”.

В настоящее время Иран, который выступает за общее пользование и настаивает на 20-процентном делении акватории, уже заявил о том, что не признает двустороннее российско-казахстанское соглашение по разграничению северной части Каспийского моря.

Туркменистан также выразил свое негативное отношение к подписанному договору между Астаной и Москвой, которого то же волнует, что Каспий будет разделен без него.

Таким образом, подписание договора между Казахстаном и Россией было расценено по-разному прикаспийскими государствами. Российские эксперты считают, что “каспийский прорыв” Москвы и Астаны на деле способен привести к регрессу в развитии общей политической ситуации вокруг водоема, поскольку обостряет существующие противоречия и, по существу, может затормозить процесс достижения окончательного урегулирования.

Журналист Алексей Игорев придерживается иной точки зрения. Согласно его мнению, перспектива повышения инвестиционной привлекательности проектов на этой части шельфа, которая принесет большие финансовые дивиденды договорившимся государствам, стала значительно ближе. Кроме того, открывает путь инвестициям российских, казахстанских и зарубежных компаний в разведку и разработку нефтегазовых ресурсов.

Несомненно, Казахстан получает определенные экономические и политические выгоды от подписания договора. Наряду с тем, что это даст импульс к разработке этой части Каспийского моря, а также привлечение инвестиций, Астана решила в свою пользу вопрос о принадлежности крупного месторождения Курмангазы.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призывал избежать превращения Каспия в “зону конфликта”, так как именно спорные участки чуть не привели к вооруженным столкновениям между Ираном и Азербайджаном. Тем самым Каспий постепенно превращался в “яблоко раздора”.

Казахстанский эксперт Валерий Марков, комментируя вопрос относительно определения статуса Каспийского моря, отметил, что если вопросы Каспия не удастся решить мирным путем, в Каспийском море может “запахнуть кровью”.

Для Казахстана это не выгодно, так как именно на каспийскую нефть была сделана большая ставка.

Казахстан нуждается в поставке нефти на другие рынки сбыта и на сегодняшний день действует трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума, и, как заявил президент страны Нурсултан Назарбаев, в ближайшее время будет решаться вопрос о транспортировке казахстанского газа и нефти по сетям российских трубопроводов.

Это значит, что не оправдались предположения некоторых экспертов о том, что заявления о предоставлении аэродромов Казахстана антитеррористической коалиции могут негативно сказаться на отношениях между Россией и Казахстаном.