\»Люблю народность как чувство,
но не признаю ее как систему \»
П. Вяземский
\»Идея нации не то, что она думает о себе сегодня,
а то, что Бог думает о ней в вечности\»
В.Соловьев
Охладела ко мне родина. Смотрит искоса, молчит, а то и шлепнет ни за что. С чего бы? Может, некоторые братья -сестры чего нашептали? Мне тяжело, но выносимо.
Если перевести эти ощущения на язык политического сленга, то я говорю о неком понятийном клейме, появившемся в нашей социальной среде и именуемом \»титульная\» нация, она же \»коренная\», она же \»исконно проживающая\», она же \»оралманы\». В словарях и Конституции страны пояснений по этим понятиям нет, поэтому собирать и складывать их пришлось из лексики, употребляемой вскользь официальными лицами, комментариям по ним в СМИ и бытовых разговоров, возникающих тут и там, особенно от гражданских недорослей в общественном транспорте.
Получилось следующее.
Среди всех наций, проживающих в РК, есть одна, которая, проживая на этих землях исконно, имеет главное, доминирующее право полноценной жизни на ней и потому должна владеть (и владеет по факту) всем ценным на ней — землями, реками, степями, лесами, озерами, хозяйством, деньгами и властью. Другие нации тоже имеют право здесь жить, но с меньшим, второстепенным правом. Таков общий смысл всех этих понятий. Если я не точен в формулировке, готов выслушать возражения в любой форме и обещаю извинится, если моя версия оказалась далекой от истины и кого-то оскорбила. Но только не говорите, что все это мной придумано — предлагаю потолковать начистоту.
Родителем этих понятий явилось выражение \»исконно проживающие\», являющееся без сомнения для всех остальных основой правового смысла. Появилось оно в 95-м году в эпиграфе Конституции страны и сразу же имело оглушительный успех.
У всех \»не титульных\» возникли трудности во всех сферах своего существования на родине. Исчезли равенство шансов с \»исконными\» при продвижении по службе, при получении кредита в банке, при получения места на базаре. Праздники и народные традиции стали организовываться без учета их мнения, но на общие, и их том числе, средства. Появились университеты, батальоны, спортивные команды, улицы, памятники, города, названные именем титульной нации или ее представителей, хотя строила все это и добывала победу вся страна.
Многие \»не коренные\», почувствовав изменение своего гражданского статуса, покинули родину. Цифры приводятся разные, но все они очень значимые.
Подброшенные в социум, эти этнические уточнения создали в стране атмосферу подозрительности и фальши и серьезно примутнили людские отношения. Взять набившую оскомину т.н. \»проблему госязыка\», разгулявшуюся на просторах родины. Эта \»проблема\» очевидным образом является надуманной и совершенно не являет из себя того, о чем вещает. Ну какие коммуникационные \»проблемы\» могут возникать у людей, живущих и желающих жить вместе? Да никаких. Люди будут общаться друг с другом как им угодно, хоть на пальцах, кто им указ? Разве додумаются они придать какому-либо языку особый статус или сделать чей-либо язык предметом давления или торга? Да ни за что, если они решили жить вместе и это решение для них действительно ценность.
Тем не менее обществу, стране был навязан дискриминирующий по сути закон, а затем под трескотню о \»строгом (святом) выполнении норм действующего законодательства\» стала пульсировать эта пугающая многих \»проблема\», само существование которой есть фактическое доказательство непрофессионализма власти, не умеющей удовлетворить социальные желания проживающих в стране, не допуская напряжений в обществе. Ведь те, кто сшил эти \»социальные портки\», обязаны были учесть все детали будущего изделия, которое должно соответствовать клиенту-обществу без малейшего насилия со стороны \»портных\», ибо \»заказом\» на способ жить владеет народ, а не \»портные\», какие бы \»благие\» намерения они не имели. Кстати, совершенно не нужно и даже вредно ужиматься под шитье любых \»национальных портных\», ибо, ужимаясь, можно сильно и надолго себя изуродовать, как уже показала нам наша же историческая практика. Куда полезнее для душевного здоровья заменить портных, которые, находясь в неком психологическом ступоре, склонны обвинять всех и вся в незрелости и пассивности и понуждать народ следовать своим задумкам.
И так создается холодный климат страны, и так он создан. Скажу больше: подозреваю, что внедрение любого самого невинного различия прав в среду этносов, в силу самодостаточности каждой из них, чревато быть корнем антагонизма, т.е. практически запрограммировано на конфликт.
В такой складываемой в стране социальной ситуации совершенно не ставлю на профессиональное чутье и долг правоохранительных органов, обязанных давно уже отреагировать на подобные тенденции, но знаю и рассчитываю на растущую зрелость большинства земляков.
Так вот, лично мне совершенно не приемлема вся эта бодяга с титульной нацией, настырно навязываемая \»состоявшимися\» вождями. Для особо нациоревнивых уточняю: я не против самих казахов, и более того их как уникальнейшую и величайшую по своим качествам нацию в среде этносов. Но также отношусь и к другим нациям и считаю верхом безрассудства определять цену любого народа и уж тем более его правовую иерархию среди других народов. Ну чем плохи старательные корейцы? Или работящие немцы? Ничем. Все нации по своему великолепны, и в любой из них есть некие таинственные этнические признаки, о которых в случае взаимного интереса можно будет поговорить, чтобы понять себя и других. О том, как я вас вижу. Как вы меня. Но сейчас разговор не об этом.
Я было хотел подкрепить сентенцию о равенстве своих прав упоминанием о собственном шахтерско-бунтарском вкладе в копилку страны и труде своих предков, не мало потрудившихся для здешнего народа, но опомнился. Унизительно ворошить могилы, да и нет нужды. Права не передаются по наследству или знакомству. Они существуют как фантом — у всех без исключения родившихся на земле. Я знаю, что за равенством прав всем нам надо следить. И потому меня несколько удручает настроение некоторых земляков, с увлечением рассуждающих на тему \»титульных прав\». Ну еще понятна и обыденна политика власти, которая никогда и ничего и не умела, кроме как ставить запруды и ловить рыбу в мутной воде. Но молчаливое согласие на карт-бланш некоторых \»титульных\» удивляет.
Что с вами, земляки? Для чего вам быть особыми? К какому счастью вы желаете успеть раньше?
В отношении же логики предложения говорить на языке названия страны хочу спросить ее сторонников: а если наша страна называлась бы, допустим, \»канада\», на каком языке они понуждали бы всех нас в ней говорить? Подозреваю — тоже на казахском, ибо логики в их рассуждениях нет, а есть тот самый мотив \»комплекса доминирования\», задуманный, и это вполне очевидно, с целью посеять разноправие, отжать от кранов с нефтью \»лишних\», напугать и обатрачить оставшихся.
Но, возможно, авторы этого замысла чисты в своих благородных намерениях и всего лишь преследуют обыкновенный моноэтнический вариант развития своих соплеменников, исключающий разбавление его, тем более в больших количествах, другими народами?. Сама идея вызревания нации без примесей не нова. Об этом еще М. Каддафи говорил.
У меня, правда, есть сомнения в безвредности эгоцентрического развития народов, и в этом смысле, думаю, японцы с китайцами еще пожнут плоды своей исключительности. Но в полемику по поводу того, кому как лучше жить, не вступаю и не хочу. Если так того хочет \»коренной\» народ — я первый, кто его поддержит. Любой народ (нация) в праве развиваться так, как он хочет. Единственно, что смущает — так это способ, которым земляки или их идейные вожди пытаются от нас, других народов, отшелушится. Вот о нем и речь. Если нация хочет самоопределиться, чего тогда создавать двойные стандарты, говоря о равенстве прав народов одно, а на практике делая иное.
Можно все наши намерения обсудить открыто и сойтись на каких-то взаимоприемлемых вариантах. И это будет достойно нас. Например, мы, \»не титульные\», уедем, вы — останетесь. И все сделать организованно, морально безукоризненно, со снятием причин для взаимных претензий. Например, обеспечить нас, отъезжающих, пайком на первое время за все сделанное нами на родине. Например, поставить нам тут памятник. Например, договорится с Россией о всех деталях переезда людей.
Или двойной стандарт и есть самоцель, имеющая вполне очевидную выгоду многим? Не хочу даже думать, что это так.
Но если же дело так не обстоит и я сгущаю краски, чему был бы тоже очень рад, то что мешает нам быть равными по всем понятиям у нас в стране? Ссылки некоторых шовинистов на невозможность общаться среди \»колонизаторов\» на родном языке — от лукавого. Кто кому мешал говорить на его языке и для чего? Да и про \»колонизаторов\» тоже бред. \»Колонизаторы\» в шахтах не работают и их не расстреливают в лагерях. Колонизаторы не едут под охраной в теплушках, они сидят в кабинетах с кондиционерами и продумывают идеологемы вроде этой — про \»титульную нацию\». Мы же с вами настолько \»колонизаторы\» или \»коренные\», насколько соглашаемся быть игрушками в их руках.
И знаете, что я хочу еще сказать? Если у кого из земляков в силу разных причин разыгрался комплекс неполноценности по поводу нашей совместно прожитой жизни, то знаете…. я не думаю, что нам надо чего-то стеснятся или презирать в своей истории. В ней было так много разного и уникального, как ни у кого из живущих на Земле. Ведь мы жили и выковывались как люди в ситуациях, которых социально-идеологически не ведали другие страны, чем бы они не гордились. Наша история сочна во всех своих кусках, а не только в тех, избранных, которые кому-то симпатичны именно сегодня. Думаю, именно бережное отношение к своей истории и самим себе только и может быть первым серьезным камнем в построении как себя, так и страны, как бы она не называлась. И только тогда такую страну будет за что и будут защищать наши дети.
Да и предки наши, думаю, вряд ли желали, чтобы их потомки были жлобами, которые только и умеют как отнимать и делить. Думаю, они рассчитывали на достойное человеческое потомство, в котором отразились бы и их, предков, лучшие черты.
Любителям обосновать \»титульный\» кураж выкладками из \»истинной\» истории, по ходу мысли, напомню, что Республикой Казахстан, да и Казахской ССР наш народ страну не называл. Да и независимости ее не отвоевывал. Его в целом устраивало и то, и это название своей страны. Так что если кто и хотел для страны независимости, то далеко не весь народ нашей бескрайной родины.
Уж если кто и повинен в развале империи, то это горняки, за что впоследствии люто наказаны суверенной властью лишением всех прав и компенсаций за свой адский труд. Были, конечно, и другие возмутители спокойствия страны, но их было не так много сообразно масштабов страны. Так что свобода нашим вождям свалилась в руки, как пьяная дворничиха — неожиданно и вся, и они ее долго (дольше всех в СНГ) не решались брать. Люди постарше и пообъективнее помнят это время.
Нет, ребята. Давайте жить дружно, равноправно и свободолюбиво. Так — человечнее.
И такой подход многое чего даст каждому из нас и всем вместе. Например, он просто испарит пресловутую проблему госязыка как несуществующую, т.к. свободным уважающим себя людям в голову не придет организовывать интриги с языком. А чиновникам нашим накажем понимать любого из нас, обратившегося к ним на любом языке и в любой форме. За это и только за это без всякой самодеятельности будем их кормить.
А идеологией нашей страны, без которой ей, как не крути, нельзя, может служить тезис:
Мы, казахстанцы, были какими были, но хотим быть лучше
.И тогда есть шанс, что лицо нашей мамы-родины посвежеет и повеселеет. А ее просторы станут экологически чистыми и ухоженными. И дети и внуки скажут нам за это спасибо.
И совсем уже в конце хотел бы сказать тем своим землякам, которые, повинуясь своим хватательным рефлексам, желали бы использовать подкинутую им \»титульную\» идеологию в житейских целях, инерция запущенного фильтрующего механизма по всем законам природы неизбежно достанет и их.
И не важно, под каким соусом их отожмут, важно, что им тогда нечего будет сказать ни друзьям, ни внукам, ни себе.