ДЕНЬ ВТОРОЙ: отказы, обвинения, неправда: “господин Мами, а ведь мы Вам поверили…”

Второй день суда над лидером “Демвыбора” начался в Верховном суде с оглашения отказов на ходатайства адвокатов и общественного защитника обвиняемого, представляющего “Демократический выбор Казахстана” (Толен Тохтасынов).

Прокурор, ссылаясь на норму УПК, по которой предусматривается лишение свободы свыше двух лет, заявил, что мера пресечения в виде ареста и помещения в следственный изолятор объективна и оправдана. В связи с этим в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения Мухтару Аблязову, с содержания под стражей на домашний арест, было отказано.

Со своей стороны, Аблязов заявил, что при расследовании в отношении него уголовного дела, которое органами КНБ закрыто в связи “с отсутствием состава преступления”, он не подвергался аресту. Хотя тогда сфабрикованное против него дело по ст. 177, ч. 3 предусматривало до 10 лет лишения свободы. Однако, как только он заявил о своих политических убеждениях, власть применила к нему более жесткие меры, возобновив бездоказательное дело.

Ходатайство об участии в процессе общественных защитников лидера “Демократического выбора Казахстана” было также оставлено без удовлетворения. Таким образом, члены политсовета “ДВК” — председатель Компартии Казахстана, депутат Парламента РК С. Абдильдин, председатель оргкомитета Объединенной демпартии Г. Ергалиева, сопредседатель демократической партии “Азамат” П. Своик, депутат Парламента З. Батталова — не были допущены к защите М. Аблязова. Очевидно, что официальные власти всячески препятствуют объективному ходу расследования сфабрикованного псевдоуголовного дела.

Защите было отказано и в удовлетворении отвода прокурора, который по закону, участвуя в следственных действиях, не имел права представлять функции прокурора на данном суде.

В связи с тем, что Председатель Верховного Суда К. Мами на всю страну объявил об открытости суда, Аблязов обратился к Суду разрешить представителям СМИ аудио- и видеосъемку. Однако председательствующий, оборвав его на полуслове, был категоричен — решение о запрете принято им окончательно.

Адвокаты ходатайствовали и об изъятии из доказательной базы обвинения части распечаток прослушанных телефонных разговоров М. Аблязова: распечатки разговоров от 9 и 11 октября добыты с нарушением закона, так как санкция на прослушивание была дана только на месяц до 9 октября 2002 года. Судья Калиула Шаухаров заявил, что в отношении этого примет решение в ходе суда.

Адвокатами Аблязова была высказана претензия о нарушении конфиденциальности бесед со своим подзащитным, так как в момент их общения рядом присутствует большое количество охраны.

В завершении второго дня судебного разбирательства М. Аблязов сделал специальное заявление о политизированности сфальсифицированного против него дела.

Единственному допущенному к ходу процесса общественному защитнику, депутату Парламента РК Толену Тохтасынову было позволено продолжить знакомство с делом Аблязова еще на несколько часов. Судебное заседание продолжится 26 июня в 10:00 ч.

Во время судебного заседания перед Верховным Судом собрались люди со всего Казахстана, прибывшие специально, чтобы присутствовать на процессе. Они так и не были допущены в здание. Это побудило около 150 человек обратиться с письмом к Председателю Верховного Суда Кайрату Мами с требованием допустить их в зал суда. Свое требование собравшиеся мотивировали тем, что г-н Мами объявил на всю страну о дате, времени и открытости процесса. Именно это и побудило людей прибыть в Астану, чтобы участвовать в процессе.

По словам собравшихся у входа в Верховный суд, имеющиеся у них многочисленные социально-экономические проблемы не решаются годами. А в Астану они приехали, чтобы защитить человека, который пострадал именно за то, что попытался законным образом изменить существующее положение вещей.

Пресс-центр Демвыбора Казахстана

Уважаемый суд!

Хочу заявить о том, что никакого преступления я не совершал и нахожусь на скамье подсудимых по сфабрикованному против меня делу.

Меня судят как уголовного преступника, но причины, по которым я оказался здесь, — политические.

Моя вина заключается только в том, что я открыто высказал свои политические убеждения. Как всем известно, после прекращения в отношении меня уголовного преследования по такому, и более тяжкому обвинению, 18 ноября 2001 года я в числе других инициаторов объявил о создании Республиканского общественного объединения “Демократический выбор Казахстана”. Это послужило поводом для возобновления Генеральной прокуратурой уголовного преследования в отношении меня.

В деле нет прямых и косвенных доказательств, свидетельствующих о моей причастности к совершению инкриминируемых мне преступлений.

Отсутствуют какие-либо документы (приказы, указания и т.п.), подписанные мною и предъявленные в качестве доказательств моей вины.

Своими действиями я не причинял ущерба государству, его гражданам и организациям.

Обвинение против меня строится на предположениях, домыслах, всякого рода намека и слуха. Показания свидетелей толкуются односторонне и с обвинительным уклоном.

К сожалению, если следовать такой логике обвинения, можно сфабриковать любое дело и в отношении кого угодно, в том числе против высших руководителей страны. Такого рода сфабрикованные уголовные дела создают опасный прецедент, характерный для известных политических репрессий 1937-1938 годов, что может привести наше общество к беззаконию и беспределу.

История показывает, что рано или поздно запущенный такого рода политический маховик подминает под себя не только тех, кто его запустил, но и тех, кто способствовал этому.

Я прошу быть объективным по моему делу.

Подсудимый: М.Аблязов

г. Астана, 25 июня 2002 года