Тема жузовщины не перестанет возникать, пока существует само явление
В последнее время участились случаи обращения публицистов к теме межжузовских отношений в Казахстане. Достаточно назвать появившиеся за короткий срок в одной только Интернет-газете “Навигатор” три статьи трех разных авторов: Ермека Калиева “В пучинах казахского трайбализма может исчезнуть само государство” (12.06.02 г.), Петра Своика – “Жузы как основа царствования Нурсултана Первого” (19.06.02 г.), Казиса Тогузбаева — “Старший жуз как троянский конь… замедленного действия” (24.06.02 г.). Кому-то, быть может, покажется, что их появление инспирировано какими-то силами или причинами, не связанными непосредственно с межжузовскими отношениями. Но публицистика – это всего лишь отражение актуальных вопросов жизни. Если там больше стали говорить на эту тему, значит, это, прежде всего, говорит о ее возросшей злободневности.
Впрочем, справедливости ради следует сказать, что такое в казахстанских средствах массовой информации наблюдается не впервые. Вот К.Тогузбаев предпослал к первой части своего материала заголовок, определяющий тональность всего его содержания – “Не родись красивым, а родись в Старшем жузе”. Похожая по смыслу сентенция впервые прозвучала в прессе 4 года тому назад. Летом 1998 года, в пору обострения общественно-политической ситуации накануне назревавших президентских выборов, один из читателей оппозиционной казахскоязычной газеты “Дат” из Кустаная заявил на ее страницах так: “Жалею, что не родился южанином”. Так представитель общественности этой благодатной северной области республики отреагировал на имевшее и, как можно, наверное, догадаться, продолжающее иметь место у него на малой родине засилье южан, потянувшихся туда после назначения областным акимом шымкентца У.Шукеева вместо своего человека Б.Турсумбаева. Вскоре “Дат” закрылся, а кроме него тогда за эту тему взяться никто не посмел. Таким образом, ситуация выглядела так, будто появление этой проблемы совершенная случайность, результат эмоционального всплеска у одного из читателей газеты, “заточенной” из-за своего оппозиционного характера на обнаружение и обнародование негативов.
Выборы президента прошли. Все вроде бы, как говорится, устаканилось. Но вскоре выяснилось, что – только на время. Летом 1999 года, за несколько месяцев до назначенных на декабрь выборов в мажилис Парламента РК, “межжузовская” тематика вновь ожила. Инициатором ее оживления в этот раз выступило другое оппозиционное издание – газета “XXI век”, выходившая тогда на русском и казахском языках. На этот раз выразил недовольство засильем южан на самых престижных и доходных местах у себя на малой родине один из старейшин цеха казахскоязычных журналистов Нури Муфтах, представитель Западного Казахстана или Младшего жуза. Впрочем, сделал он это в весьма мягкой форме. Он говорил, что должен соблюдаться паритет на жузовской основе при назначении на высокие должности в областях. Поскольку перед выходом на пенсию Н.Муфтах несколько лет работал помощником генерального прокурора страны, его примеры, указывающие на вопиющие нарушения этого принципа равноправия в отношении младшежузовцев, связаны с кадровыми делами прокуратуры в областях. Журналист-ветеран обнародовал факт, из которого следовало, что из четырех областных прокуроров Западного Казахстана ни один не является местным уроженцем и что, в то же время, ни один западноказахстанец не является также прокурором в других регионах Казахстана.
У. Шукеев как участник организации “Улы жуз”
Это было достаточно серьезное обвинение. Разговор был подхвачен другими газетами и авторами. Резонанс получился значительный. Элите Старшего жуза, как и сейчас у всех трех вышеназванных авторов (Е.Калиева, П.Своика и К.Тогузбаева), отводилась роль главного виновного в подобном положении дел. Причем среди тех, кто выдвигал такое обвинение в ее адрес, нашлись даже собственно южане, представители Старшего жуза. Речь в данном случае идет о Мекемтасе Тлеулесове, который в своей документальной книге под названием “Ордалы жылан” (“Скопище змей”), посвященной реалиям постсоветской жизни истеблишмента Шымкентской области, обнародовал факт существования неформальной организации административно-предпринимательской элиты Старшего жуза, ставящего целью, как можно догадаться, противостояние двум другим жузам и, по программе максимум, установление полной гегемонии над ними. Мекемтас называет У.Шукеева, чье правление в Кустанайской области, по свидетельству тамошних коренных жителей, характеризуется засильем его шымкентских сородичей на всех более или менее значительных постах и оттеснением местных все дальше и дальше на периферию, активным членом этой антиконституционной, по сути, структуры. Об этом он знает не понаслышке. Автор книги также был вхож в эту организацию, хотя не разделял ее идеологии. О последнем говорит хотя бы то, что он предал огласке факт существования такой структуры и имена ее учредителей и активных участников. Кстати, даже простое сопоставление названных Темиртасом Тлеулесовым в этой связи людей с перечнем самых высокопоставленных лиц и самых весомых в бизнесе позволяет сделать вывод о том, что неформальная организация, о которой идет речь, не была сборищем восторженных дилетантов. В их числе и У.Шукеев.
Можно сказать и больше. В пору появления и развития кризиса власти, берущего свое начало с середины ноября 2001 года, многие удивлялись тому, как аким Кустанайской области легко и просто отвернулся от своих друзей и соратников по цеху элитных банкиров и финансистов, попавших в опалу. Но объяснение этому, видимо, очень простое. Ведь понятно же, что У.Шукеев выдвинулся в такую элитную среду не сам по себе, а при поддержке объединения высокопоставленных представителей Старшего жуза. Поэтому среда коллег по профессии для него должна быть, наверное, вторична. Главное – это клан старшежузовцев, связанных куда более надежными узами.
Средне- и младшежузовцы опоздали с союзом с русскоязычными…
Продолжающийся поныне кризис власти все больше и больше ослабляет управляемость страной. Но при этом подспудно происходит перегруппировка сил и консолидация усилий элиты Старшего жуза. П.Своик говорит о возможном союзе Среднего и “четвертого” (русскоязычных) жузов, К.Тогузбаев – о столь же потенциальной солидаризации Среднего и Младшего жузов против Старшего жуза и о возможном тяготении к ним “четвертого” жуза. Но оба этих автора упускают из виду то, что в поиске “союзников” и создании “союзнических” комбинаций со своим участием Старший жуз давно опередил среднежузовцев и младшежузовцев. Еще в 1999 году, когда вышеназванный Н.Муфтах открыл шлюз новым разговорам о притеснениях со стороны новоявленных старших братьев, на страницах еженедельника “Новое поколение” (номер от 11.07.99 г.) объявился некто Е.Абылкасымов, доктор медицинских наук, со статьей под характерным названием “Националисты при власти”. Там он в очень резкой форме обвинял в трайбализме Средний и Младший жузы. По сути, эта была провластная и антиоппозиционная статья. Но, вменяя в вину оппозиции то, что в ее рядах собрались, в большинстве своем, выходцы из Среднего жуза, а также фрагментами — из Младшего, он свел на нет логику названия своей статьи. Получалось, что у власти, в большинстве своем, находятся все-таки именно выходцы со Старшего жуза (а так оно и есть на самом деле!), коли в оппозиции более всего представителей Среднего жуза! Иными словами, все ставилось с ног на голову. В науке такой прием неприемлем, а вот в идеологии и пиар-технологиях им цены нет. Так что все это, как стало понятно позже, делалось совсем не зря. Если бы это не было сделано тогда, политическая гегемония Старшего жуза не устояла бы при нынешнем кризисе. Но она устояла и не проявляет признаков слабости. Укрепила ее реализация идеи, заявленной тогда устами Е.Абылкасымова. В чем ее суть? Абылкасымов проводил сравнение “южан” и русских, основываясь на том, что они-де одинаково страдают от национализма среднежузовцев и младшежузовцев. Таким образом, подспудно, на обертонах внедрял более чем странную, на неискушенный взгляд, и никоим образом не согласующуюся с соображениями солидарности и национального единения идеологию: старшежузовцы и русские – это одно, а все остальное (среднежузовцы и младшежузовцы) – это другое, регрессивное, деструктивное, националистическое. По сути дела, речь шла о принятии элитной части казахов новой идеологии, согласно которой она должна была объединиться с русскими против двух других частей своего народа.
“Чепуха!” – может сказать читатель при прочтении последних строк. Но, к сожалению, это вовсе не так. Е.Абылкасымов с такой своей позицией выступал неоднократно в газете, которую на общем и исполнительском уровне курируют достаточно влиятельные в республике и за ее пределами русскоязычные люди. Значит, во-первых, такая идея до озвучивания была обговорена и согласована лицами, представляющими названные автором стороны. То есть появление его материалов – не случайность. Во-вторых, после этого врач Е.Абылкасымов стал политиком. Был избран в депутаты мажилиса. А недавно его принял сам президент Н.Назарбаев. А много ли вы знаете депутатов мажилиса или даже сената, которых официально принимал глава государства?!
Но самое главное – это то, что идея Е.Абылкасымова нашла воплощение в фактическом объединении элит южных казахов и русскоязычного населения перед лицом всех последующих политических перипетий и потрясений. То есть заявляемая П.Своиком и К.Тогузбаевым идея союза средне- и младшежузовцов запоздала, как минимум, на три года.