Письмо Мухтару. Размышления после приговора

Возможно,странным покажется со стороны мое обращение к тебе, Мухтар, приговоренному на 6лет без права апелляции, не с сочувствием, а с поздравлениями. Процесс, которыймы пережили вместе с тобой, относится к исключительному.Это редкий случай, когда кажущееся поражение на самом деле есть победа.

Тыпровел неравный бой и, ценой своей несвободы, вышел безусловным победителем.

Мызнаем, что власти пытались не раз запугать, уничтожить и просто ограбить тебя.Семь уголовных дел — таков «язык» спецслужб, полиции и генпрокуратуры заставитьАблязова стать «как все». Три года преследований,морального давления, шантажа и провокации, но ни фактов, ни доказательств вины.И наконец — суд, как последняя, отчаянная попыткасломить не просто человека, а уничтожить молодого политика. И случилось то, чтодолжно было случиться.

Марионеточныйсуд хотел заставить всех твоих компаньонов по бизнесу и бывших подчиненныхдавать показания против тебя. Но никто этого не сделал, хотя многие прошличерез пытки допросов, потерю бизнеса и увольнения со службы. Уважение к тебе,как к товарищу и руководителю, талантливому министру и порядочному человеку,победило страх и угрозы следовательских застенок. Людиоценили твой выбор, ведь у тебя была возможность во время уехать за рубеж иизбежать этого судилища. Но ты не уехал, потому что 50 человек, твоих коллег,«органы» взяли в заложники в обмен на твои«признания». Ты добровольно пришел под арест, чтобы освободили людей.

Всвоем «последнем слове» на суде ты говорил: «В юности япо ночам слушал «Голос Америки», где рассказывалось о судьбах политзаключенных- академика Сахарова и Щеранского. Их преследование —Щеранский отсидел 8 лет, Сахаров жил в ссылке —вызывало у меня глубокий протест. Я хотел быть похожим на них— сильным и стойким»

Тыстал таким, Мухтар! И теперь, когда мы, твоисоратники, будем обращаться к международному сообществу заподдержкой защитить тебя от режима, я уверена, фонд имени АндреяСахарова обязательно нам поможем.

Убедительнойпобедой я, как свидетель всего процесса, назову твою профессиональнуюподготовку. Ни один аргумент обвинения, никакие заказные экспертизы не смоглисбить тебя с толку. Уровень твоих знаний в экономике и финансах настолько превосходил,что частенько казалось — это они стоят на допросе, а ты принимаешь у нихэкзамен. Неужели глупые следователи надеялись, что можно поверить, будтоминистр с таким высоким интеллектом, поставивший сложнейшую  отрасль энергетики  на новый уровень, состоятельныйпредприниматель в прошлом будет пачкаться «хозяйственными махинациями» или«преступными замыслами»?

«Май 1998 года был  чрезвычайносложен для страны. Останавливались огромные производства с тысячами рабочихмест, в связи с кризисом управления на атомной станции МАЭК, под угрозойотсутствия воды и электричества оказался город Актау,тысячи людей выходили на митинги перед зданием администрации области. На гранизакрытия был город Степногорск из-за убыточностиработы урановой и золотодобывающей отраслей, падают цены па нефть. Мы ждали,что будет прекращена добыча нефти в западных регионах Казахстана, а это сотнирабочих мест и жизнь целых городов.

Именно в этап сложнейшей экономической ситуации я работал министромэнергетики, индустрии и торговли. Не тогда, когда все было благополучно. В этихусловиях нами была разработано такая промышленная политика, которая дала толчокразвитию именно отечественной промышленности — машиностроению, легкойпромышленности, сельскому хозяйству. Известная политика импортозамещенияс ориентацией не только на вывоз сырья. Изменилась, по сути, государственнаяполитика государства. Именно то, что в условиях кризиса нам вовремя удалосьповернуться лицом к отечественной промышленности, я считаю, позволило избежатьтаких потрясений, как в России, когда в ходе августовского кризиса 1998 г.разорились все крупнейшие банки России и десятки тысяч людей потеряли рабочиеместа», — говорил ты в своем «последнем слове».

Да,школа отечественного бизнеса пришла в свое время на помощь государству. Этобыла яркая плеяда молодых министров, акимов, которыхпрозвали «младореформаторами». Ваше новое мышление, здоровые амбиции,отсутствие чувства «раба» могли изменить погибающую под коррупцией экономику ипостроить современную школу государственников. Вы поверили Назарбаевуи пришли искренне помочь в его реформаторских идеях. Но столкнулись с дремучимсредневековьем семейно-клановой политики президента. В стране фактическимхозяином была большая Семья — кучка алчных дилетантов. Ваше сопротивление всемдорого обошлось. Сегодня камеры «сизо» заполняются бывшими молодымихозяйственниками, министрами, акимами… «Учитель»предал своих учеников. И, к сожалению, только немногие, как МухтарАблязов и Галымжан Жакиянов, поняли, что построить новый Казахстан можно неличной преданностью президенту, а изменением политической системы -демократическими реформами.

Твойприход в политику стал естественным и осмысленным выбором. «Я понял, что невозможны экономические реформы без реформ политических»,-сказал ты. Вот главная причина, почему Верховный Суд, переступив через закон исовесть, осудил тебя. Вся страна и многие государства следили за твоей и Галымжана борьбой сначала с зятем Назарбаева, Рахатом Алиевым, а затем и с самим тестем.

«Именно действия КНБ привели меня к мысли, что стране необходимыполитические реформы. Для того чтобы власть реально служила народу, былаподконтрольна, необходима такая же конкуренция в политике, как в экономике. Недолжна власть назначаться по клановому, родственному признаку или признакуличной преданности. Необходима реальная независимость судебной системы, народдолжен избирать себе акимов, правительство должноутверждаться парламентом, нужен реальный независимый  парламент, правоохранительные органы  должныбыть подконтрольными Народу, Парламенту. Обществу нужнынезависимые СМИ».

Вашапобеда началась с того, что вы первые открыто и честно потребовали отпрезидента исполнить свой долг, а не злоупотреблять бесконтрольнымиполномочиями и не попустительствовать моральному разложению во власти. Вашапобеда продолжилась и тогда, когда вся мощь государственной машины навалиласьна уничтожение ваших гражданских и человеческих прав. Но вы стояли! А теперьвласть пошла на последнее — пытается физическиустранить вас из общества, упрятав в тюрьму. Не это ли поражение и «власти», и«закона», и «гаранта», если они прячутся от правды таким образом? На самом делесвободными перед совестью останетесь вы, осужденными общественным мнениемстановятся они.

Дляменя важной всегда кажется моральная сторона происходящего. Деградация властиугрожает деградацией обществу. За 10 лет правления режима произошла подменаценностей: коррупция, цинизм, вранье на официальномуровне убивают веру в людях, особенно у молодых. Стирается такое чувство, какпатриотизм. Молодежь не хочет любить страну, в которой хозяйничает одна Семья.Фактически мы стоим на грани гражданской депопуляции.

Нопоявление «Демократического выбора Казахстана», созданного молодымигосударственными деятелями, вдохнуло надежду на возрождение «цвета нации». Эта победа в том числе и твоя. Теперь есть на кого смотреть ичему учиться нашим детям

«У нас у всех есть ответственность перед нашими детьми, которые живут вобществе, где нет никакой гарантии в завтрашнем дне. Какой смысл работать,зарабатывать, если в один день ты не только можешь всего лишиться, сесть втюрьму, как это произошло со мной, быть избитым, оскорбленным, и закон незащитит тебя?..

Мы, наше поколение, ответственны за нашу страну и должны, наконец,повернуть Казахстан лицом к цивилизации, чтобы мы были членами европейскогосообщества не только в футболе. Пусть даже ценой семи лет, которые просит вотношении меня прокурор, появится надежда у наших детей, всех гражданКазахстана, что мы будем жить в цивилизованном обществе».

Тызнаешь, Мухтар, что весь период судебного заседания упарадного подъезда Верховного Суда стояли люди, наши простые сограждане. Ониискренне верили суду. Но когда узнали, что тебя осудили на 6 лет, пожилые людиплакали. Я думаю, они плакали потому, что снова были обмануты их надежды. Насей раз — надежда на справедливость. И ты своими принципами и ценой заключенияпомог этим людям ближе увидеть правду. Возможно, это твоя главная победа!

Людиуслышат и поймут тебя:

«Десятки людей приехали сюда, в Астану, чтобы поддержать меня, не боясьникого и ничего. Значит, не так уж плоха ситуация в Казахстане. Очень многолюдей заняло принципиальную позицию, не боясьрепрессий со стороны Власти. Значит, есть будущее у нашей страны.Следовательно, не зря я нахожусь в заключении».

Р. S. Цитаты взяты из последнего выступления МухтараАблязова на суде 16 июля 2002г.