Дискредитация авторитета

“На самом деле никакой “третьей силы”, конечно же, не существует. Или, если хотите, не существует никакой разницы между “третьей силой” и президентом Назарбаевым с его ближайшим окружением…”

Об оппозиции, которая сама себя истребила

Городничий. Там купцы жаловались вашему превосходительству.
Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят.
Они сами обманывают и обмеривают народ.
Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек;
она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла.

Хлестаков. Провались унтер-офицерша — мне не до нее!

Н.В. Гоголь, “Ревизор”

Не знаю, кому в голову пришла идея про “третью силу”, самому советнику президента Ермухамету Ертысбаеву, либо он ее только озвучил, но цель этой политтехнологической “фишки” совершенно понятна: отвести от нынешнего режима вину за наиболее кровавые его деяния. На самом деле никакой “третьей силы”, конечно же, не существует. Или, если хотите, не существует никакой разницы между “третьей силой” и президентом Назарбаевым с его ближайшим окружением, включая самого г-на советника, неустанно повторяющего легенду о некой таинственной и ужасной организации, преследующей оппозицию.

Именно в силу своей полной аффилированности с властью эти “неуловимые” живодеры и поджигатели ведут себя так нагло – они убеждены в своей безнаказанности. Именно поэтому они не бьют в подъездах работников администрации президента, не вешают собак у редакции “Казправды”, не стреляют из табельного оружия в фидер телеканала “Хабар”. И дети действующих высокопоставленных лиц не гибнут в КПЗ, несмотря на то, что балуются наркотиками не только дочери оппозиционеров.

По большому счету, нет никакого отличия между министерством информации, в бесчисленный раз закрывающим “любимую” газету г-на Ертысбаева, и теми, кто кидает в окна этой же газеты подожженную бутылку с бензином. Цель у них одна, да и законность обоих методов не вызывает сомнений. В стране, где суды руководствуются политическим заказом, еще неизвестно, какой из приговоров гуманнее: то ли три года тюрьмы за оскорбление президента, то ли три мордоворота в темном подъезде за то же самое.

Избиение Сергея Дуванова и советник президента, и его пресс-секретарь, и его министр внутренних дел, и сам Назарбаев в один голос, словно с одного листа, назвали “очередной провокацией, направленной на дискредитацию и подрыв авторитета существующей власти”. То, что как этот случай, так и многие другие акты насилия над демократической оппозицией дискредитируют власть и в первую очередь, конечно же, главу государства, не вызывает сомнений. Но это обстоятельство не означает автоматически, что и президент, и его опричники не имеют никакого отношения к содеянному.

Классический вопрос при поиске виновных “кому это выгодно?” в нашей казахстанской действительности не работает. Поступки наших государственных мужей не пересекаются ни с моралью, ни со здравым смыслом.

Могу привести несколько доводов, объясняющих эти, казалось бы, “самоедские” действия властей:

— А собственно, какие шаги президента и его “командос” были направлены на повышение авторитета власти? Ультиматум Токаева? Поправки к закону о СМИ? Новый закон о партиях? Сказка Тасмагамбетова про секретный миллиард? Назовите хоть что-нибудь!

— Исполнители высочайшего приказа “разобраться с политиканами, дискредитирующими президента и его семью”, — не очень-то отягощенные фантазией и интеллектом люди. Книжек про имидж они не читали. Незамысловато и тупо исполняют приказ.

— Другого способа расправиться с демократическим сопротивлением у нынешней власти просто нет. Ну посадили Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова, что изменилось? Режим, понимая, что оппозицию решеткой не запугать (Сергей Дуванов тюрьмы не боится), применяет более “действенные” методы подавления инакомыслия.

— А на фига президентской власти авторитет? Для победы на выборах, что ли? Ну так победит, победит с каким угодно счетом. При существующих законах сменить президента можно только революционным путем, а народные волнения, по мнению президентских советников, можно успокоить двенадцатипроцентной прибавкой к пенсиям. Мало? Добавят пятнадцать.

— Ну и, наконец, при существующих у власти информационных ресурсах и отсутствии оппозиционной прессы можно попытаться оправдать любое преступление. Способ поправить безобразный фейс режима уже предложен, осталось только отыскать эту самую злобную “третью силу”, преследующую оппозиционеров. Отыскать и посадить.

Замечаете, какой “красивый” ход? Одну половину оппонентов Назарбаева покалечат, другую половину посадят за то, что покалечили первую. Советники, наверное, уже приготовили трогательную речь для гаранта Конституции, мол, не даст наш президент в обиду своих политических противников и нещадно защитит их от террористических организаций вроде “Демвыбора”.

Эти экзотические “фишки” политконсультантов свидетельствуют вовсе не о глубине ума, а скорее о воспаленности воображения у авторов или о полном их отрыве от реальности. Но основная проблема президентского двора даже не в этом. Увы, все “хитроумные” построения придворных технологов упираются в бестолковость исполнителей. Ночной охотник за проститутками генерал Касымов не может организовать даже элементарную облаву и арестовать лидера оппозиции. Сколько-нибудь убедительно свалить на оппозицию вину за преступления против оппозиции у него не получится никогда. Даже самая элементарная и здравая команда, доходя до низов прогнившей государственной пирамиды, реализуется в “дискредитацию и подрыв авторитета существующей власти”.