Кто осуществил нападение на Сергея Дуванова. Вести с пресс-конференции

Пресс-конференция, поводом для проведения которой послужило избиение известного журналиста Сергея Дуванова, позволила затронуть и множество других вопросов.

Журналистов заинтересовало, почему на пресс-конференции не присутствовали представители партии “Ак жол” и оповестили ли их о проведении этого мероприятия его устроители. Оказалось, что обо всех акциях руководители “Ак жола” информируются, но в этот раз им о пресс-конференции не сообщили, поскольку желающих участвовать из стана оппозиции было и так более, чем достаточно. Среди организаторов – Розлана Таукина, Петр Своик, Амиржан Косанов, Маржан Аспандиярова и Асылбек Кожахметов. Что касается руководства общественным движением “Демократический выбор Казахстана”, то пока оно осуществляется лидерами движения, находящимися сейчас в местах лишения свободы. Но окончательно этот вопрос будет решен на предстоящей конференции демократических сил, которая состоится через месяц-полтора. На ней будет пересматриваться и политическая платформа движения, скорее всего, будет усилено влияние “старой демократии”.

Петр Своик выразил уверенность в том, что политические узники Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов практически не имеют шансов отсидеть свой срок до конца. В пользу этого утверждения, по его словам, свидетельствует, прежде всего, политическая ситуация в Казахстане и ее стремительное развитие.

Вопрос “Навигатора”: Кто, на Ваш взгляд, осуществил нападение на Сергея Дуванова: спецслужбы, МВД или “старое-новое” окружение президента? Обоснуйте свое мнение.

Амиржан Косанов: Мы не должны уходить от темы. Если применить элементарную логику, то первым делом следует спросить: за что было организовано уголовное преследование Сергея Дуванова? За оскорбление чести и достоинства президента. Не Рахата Алиева, не Каирбека Сулейменова. Мы должны исходить из этого. И пора уже прекратить разговоры о том, что кто-то хочет подставить главу государства. Хватит создавать мифы. У нас есть президент, вполне дееспособный, он управляет страной, он периодически заслушивает отчеты, он координирует действия спецслужб и правоохранительных органов. Без санкции сверху такие дела не делаются. Если бы Дуванов был бизнесменом или банкиром, мы могли бы говорить о наличии в этом деле коммерческого или финансового следа. Но журналист? Кроме компьютера, ручки и бумаги, у него ничего нет, поэтому мое личное мнение – да, это сделали те люди, о которых вы упомянули, но только в роли исполнителей. Возможно, президент выбрал на эту роль не спецслужбы или МВД, а какую-то структуру, специально созданную для устрашения оппозиции. Но все равно это всего лишь исполнители. Потом почерк… Четыре года назад точно так же возле дома избили меня с беременной супругой. Нападающие были тоже с резиновыми дубинками и в масках. Тогда по моему заявлению было возбуждено уголовное дело. Четыре года прошло – оно до сих пор не раскрыто, мало того, ко мне не приходил за все это время ни один следователь. А сколько всего произошло между этими двумя событиями…

Розлана Таукина: Я думаю, что в этом случае вопрос ясен, поскольку позиция Сергея Дуванова всегда была непримирима и однозначна. И чтобы понять, кто мог организовать его избиение, нужно смотреть, кто был героем последних его статей. Прежде всего, Сергей критиковал режим личной власти нашего президента. Это с одной стороны. С другой — Сергей по характеру очень спокойный человек и никогда не имел привычки задирать кого-нибудь по пустякам. Поэтому, кроме идеологических, у него не было врагов. И сегодня это подтверждается тем, что его палата постоянно наполнена людьми. Очень многие, даже малознакомые люди, идут к нему выразить свою солидарность.

Асылбек Кожахметов: Кто конкретно осуществил это нападение, я сказать не могу. Но важно не это, важно, что ситуация в стране позволяет это сделать. Важно, что существуют условия, благодаря которым происходит нарастание жестокой борьбы за власть, за влияние, причем именно такими методами. И находятся силы, которые начинают играть в политические игры. И тезис о том, что есть некая третья сила, которая осуществляет нападения на журналистов и оппозицию и всячески дискредитирует власть, даже если этот тезис верен, то он не может служить оправданием нашей власти. Если есть третья сила, которая творит, что ей вздумается и ее не могут найти, то возникает вопрос: кто управляет Казахстаном?