Большая дружба с большим соседом

Эхо событий 11 сентября в США продолжает раскатываться над Казахстаном и Центральной Азией. Эксперты говорят, что американские военные базы, размещенные в регионе, не остались незамеченными со стороны Поднебесной

16 сентября в Алматы в Казахстанском Институте стратегических исследований при президенте Казахстана состоялась международная конференция “Геополитические перспективы Китая в Центральной Азии”.


Известно, что Казахстан в силу своего географического положения является привлекательным плацдармом для крупных держав. Не зря военное руководство Соединенных Штатов приняло решение дислоцировать свои войска в центрально-азиатских странах и использовать алматинский аэропорт, чтобы противостоять международному терроризму.


Однако эксперты объясняют присутствие в регионе заокеанских военных сил их реакцией на всевозрастающую мощь Китая. Республика оказалась в центре больших геополитических игр.


Не будите зверя!


Китай является одним из крупных соседей Казахстана. “Для республики очень важно, какую политику будет проводить наш сосед, какие отношения он будет строить с другими державами, поскольку это отразится на внутренней стабильности и безопасности”, — говорит Мурат Лаумулин, заместитель директора КИСИ.


По его словам, на конференции китайцев интересовало дальнейшее развитие Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также отношение казахстанцев к присутствующему в регионе военному контингенту США. “Китайские коллеги достаточно спокойно относятся к американским военным базам. Как удачно заметил доктор Чао Хуашень, Китай с момента своего образования — свыше 50 лет — привык жить в обстановке окружения американских военных сил. Это Южная Корея, Япония, Индокитай, Тайвань”.


Однако, как оказалось, Китай предпринял ответные шаги. “В минувшем году военный бюджет КНР был резко увеличен на 20%. Обычно эта цифра увеличивается на 2-4%. Многие специалисты расценивают этот шаг как реакцию на присутствие военных баз США в Центральной Азии”, — говорит Мурат Лаумулин.


Вполне резонно возникает вопрос: возможно ли в перспективе размещение войск КНР в регионе? Как сказал заместитель директора КИСИ, на конференции прямой параллели на эту тему не проводилось. Если в последние годы Поднебесная и модернизировала свои вооруженные силы, то это был ответ на угрозу со стороны Тайваня. В первую очередь китайцы уделяли внимание военно-морскому флоту, ракетам средней дальности, а также стратегической авиации, чтобы создать противовес Соединенным Штатам, которые являются союзником Тайваня.


“И тут у него в тылу, в Центральной Азии появляются американские военные базы. В настоящий момент они используют аэродромы в основном для транспортной авиации, но теоретически они могут размещать там и тяжелые стратегические бомбардировщики. В военной стратегии, как известно, надо учитывать все факторы, любую возможность. Китай выжидает, но определенные шаги уже предпринимает”, — считает Мурат Лаумулин.


В кольце интересов


“К сожалению, некоторые казахстанские эксперты, рассматривая американское присутствие в регионе, основной акцент делают лишь на его военной составляющей, — считает политолог Досым Сатпаев. – В итоге звучат тезисы о том, что России и Китаю, с их военным потенциалом, не могут угрожать небольшие американские военные базы”.


С военной точки зрения, это так. Но тот же Китай больше волнует не столько военное присутствие США в Центральной Азии, сколько его возможная трансформация в военно-политическую плоскость. “Под последним имеется в виду такая ситуация, когда Вашингтон будет оказывать существенное влияние не только на внутриполитические процессы в странах Центральной Азии, но и на их внешнеполитические ориентиры. Вряд ли это будет устраивать Пекин, как, впрочем, и Москву”, — говорит он.


В то же время, недавние совместные военные учения Китая и Кыргызстана, несмотря на их антитеррористическую направленность, указывают на то, что Поднебесная решила усилить свое военное сотрудничество с центрально-азиатскими государствами. Об этом говорит и августовский визит в Казахстан китайской военной делегации, которая также предложила более тесную военную кооперацию между Казахстаном и Китаем.


В любом случае ясно, что Китай будет предпринимать превентивные меры, чтобы сохранить баланс интересов в Центральной Азии. Досым Сатпаев прогнозирует, что самым негативным последствием таких мер может быть аннулирование положений Шанхайской организации сотрудничества по поводу демилитаризации пограничных зон. “Это может произойти в том случае, если Китай почувствует явную угрозу со стороны США, которые с созданием американских военных баз в Центральной Азии уже практически замкнули Поднебесную в военное кольцо”.


Константин Сыроежкин, доктор политических наук, объясняет присутствие военного контингента США в Центральной Азии “контролем над Китаем. Это главная цель присутствия здесь американцев. Если взглянуть на концепцию национальной безопасности США, там черным по белому написано, что военным противником Штатов является Китай”.


По его словам, у всех центральноазиатов на уровне менталитета есть паническая боязнь Китая. “Никто не допустит, чтобы Китай влиял на наше сознание, поскольку это не воспринимается генетически. Что касается США, то это поощряется. Считается модным мыслить по-западному. Какие западные ценности мы воспринимаем, это уже другой вопрос. Естественно, США легче оказывать влияние”.


Как считает политолог, Казахстану нечего бояться Поднебесную. Китай больше интересует Юго-Восточная Азия и АТР, чем центрально-азиатский регион. Главное для Пекина, чтобы здесь была стабильная ситуация и не возникло исламского государства. Доминировать в политической сфере китайцы не собираются. Кроме того, для них немаловажную роль играет экономическое присутствие, в чем они преуспевают.