В Ташкенте произошли стычки между торговцами и милицией

Меры правительства Узбекистана по упорядочиванию ввоза импортных товаров вызвали бурные протесты “челноков”

В Ташкенте рыночные торговцы забросали сотрудников милиции камнями в знак протеста против новых импортных пошлин и мер правительства по регулированию торговли на рынках столицы.


По мнению экспертов, новые меры властей, в том числе — 90-процентная пошлина на ввоз промышленных товаров и 50-процентная на продукты питания, призваны снизить в стране потребность в иностранной валюте накануне визита в Узбекистан в конце месяца представителей Международного валютного фонда (МВФ).


Торговцы-челночники, обеспечивающие значительную часть потребностей страны в недорогих импортных товарах, справедливо опасаются, что новые меры правительства лишат их деятельность всякого экономического смысла.


4 сентября на одном из рынков Ташкента — “Эски джуа” (Старый город) произошло столкновение между торговцами и сотрудниками милиции. По данным ГУВД Ташкента, один милиционер был легко ранен и три милицейских автобуса были повреждены камнями.


Семь торговцев, которые, согласно данным милиции, являлись зачинщиками беспорядков, были арестованы и решением суда Шайхантаурского района Ташкента привлечены к административной ответственности за нарушение общественного порядка.


Трое из них, в том числе активист запрещенной оппозиционной партии “Эрк” и член Независимой организации по правам человека Узбекистана (НОПЧУ) Джахонгир Шосалимов, отбывают 15-суточное административное наказание. Четверо отделались штрафами.


Столкновение произошло через два дня после празднования 11-ой годовщины независимости Узбекистана, когда власти стали проверять, как осуществляется реализация постановления правительства “Об упорядочении ввоза импортных товаров”. Теперь, кроме уплаты высоких импортных пошлин каждый предприниматель обязан иметь сертификат качества на товар, счет-фактуру, а также кассовый аппарат.


У тех, кто не смог предъявить всех документов или не имел действующего кассового аппарата, налоговая инспекция совместно с милицией начала конфисковывать товар, что и вызвало возмущение торговцев.


Один из торговцев — Нурмат Джонджигитов — отказался отдавать свой товар, и тогда, по словам очевидцев, сотрудники милиции начали избивать его, а потом потащили в милицейский автобус. Увидев, как арестовывают мужа, его беременная жена Гульбахор бросилась на выручку, но сотрудники милиции ее грубо остановили.


“Один из милиционеров, несмотря на беременность Гульбахор, пнул ее в живот, а когда женщина упала, то ударил ее еще и по голове”, — рассказал корреспонденту IWPR один из торговцев — Шерзод Б.


Возмущенные избиением беременной женщины, люди пришли в ярость. В сотрудников милиции полетели камни и кирпичи. В итоге — разбиты окна трех милицейских автобусов. Срочно был вызван отряд спецназа, который довольно быстро справился с возмущенной толпой.


По словам очевидцев, в столкновении с представителями правопорядка пострадали еще несколько торговцев: от ударов милицейских дубинок у них появились синяки и кровоподтеки. Однако по данным ГУВД Ташкента, в ходе этих событий никто из предпринимателей не пострадал.


“Никто из граждан повреждений не получил, пострадал лишь один сотрудник милиции”, — сообщил заместитель начальника ГУВД Ташкента Зухриддин Бобокалонов.


За несколько минут до своего ареста Шосалимов в интервью корреспонденту IWPR сказал, что главной целью введения нереальных таможенных пошлин на импортные товары является, на его взгляд, сокращение числа частных предпринимателей, которые, по мнению правительства, являются основными транжирами бесценной валюты.


“При таких пошлинах “челноки” перестанут заниматься импортом товаров, у них не будет надобности покупать доллары на черном рынке, что приведет к снижению курса доллара. Кроме того, кассовые аппараты позволят инкассировать всю их выручку и сократить оборот наличных денег, тем самым понизив покупательский спрос на доллары”.


Все эти меры, по мнению Шосалимова, призваны обеспечить выполнение условий меморандума о взаимопонимании, подписанного между Узбекистаном и МВФ в январе 2002 года, который предусматривает либерализацию экономики Узбекистана, и в первую очередь — валютного рынка страны.


В середине сентября ожидается очередной — решающий — визит комиссии МВФ в Узбекистан, которая должна дать окончательное заключение по выполнению подписанного меморандума.


Как сообщил глава миссии Всемирного банка в Узбекистане Дэвид Пирс, если комиссия МВФ даст положительную оценку хода экономических реформ, а также мер по либерализации валютного рынка, то Узбекистан уже до конца осени получит от МВФ первый транш в размере от 100 до 300 млн. долларов США.


“Для Узбекистана даже не так важны эти деньги, как признание и сотрудничество с МВФ, которое станет мощным сигналом для всех мировых финансовых институтов, продемонстрирует им, что Узбекистан является государством с рыночной экономикой”, — сказал Пирс.


В апреле 2001 года МВФ закрыл свое представительство в Узбекистане, пояснив, что не видит смысла оставаться в стране, которая не желает проводить экономические реформы и не прислушивается к его советам.


Все изменилось после событий 11 сентября 2001 года в США, когда Узбекистан предоставил вооруженным силам антитеррористической коалиции военный аэродром в Ханабаде на юго-западе страны для проведения военной операции в Афганистане. США обязались оказывать Узбекистану помощь в проведении экономических реформ, и, видимо, по их рекомендации, МВФ дал республике еще один шанс.


Последствия новой политики уже почувствовали на себе узбекские предприниматели и потребители. Первые не имеют возможности работать, в результате чего многие ташкентские рынки закрыты или пустуют, а вторые не могут найти нужный товар.


Согласно официальным данным, в Ташкенте насчитывается около 12-ти тысяч индивидуальных предпринимателей, торгующих импортным товаром. Сейчас под угрозой оказался их источник существования, а кроме них работу могут потерять сотрудники инфраструктуры рынков — водители, охранники, грузчики, повара, а это — сотни тысяч людей.


“Я кормил семью тем, что возил на машине на рынки Ташкента покупателей из регионов, а теперь не знаю, что делать”, — говорит частный таксист Гулом из Ташкента.


В растерянности пребывают покупатели не только столицы, но и всего Узбекистана, так как ташкентские рынки являлись источниками оптовых закупок для жителей всех регионов страны.


“Моя семья не может себе позволить одеваться в дорогих магазинах, поэтому мы отоваривались на рынках. Там же приобретали и продукты питания”, — говорит медсестра из Ташкента Елена Ращектаева.


Однако, сколько бы ни было недовольных постановлением правительства, заместитель начальника ташкентского ГУВД Зухриддин Бобокалонов уверен, что “никто ничего менять не будет”.


Бобомурод Абдуллаев — корреспондент IWPR в Узбекистане