На таможенно-пропускном пункте “Красный мост” на грузино-азербайджанской границе почти всегда стоят длиннющие вереницы автобусов и грузовиков, часами ожидающих разрешения на проезд.
Многие путешественники выглядят усталыми — это результат преодоления целого ряда раздражающих таможенных формальностей и проверок. “У меня всего 2 сумки, и иду я пешком, однако грузинские таможенники ко мне все равно придрались и не пропускают уже несколько часов”, — жалуется журналисту житель Азербайджана Теймураз Мемедов, направляющийся в Грузию. В сумках у него портятся от жары помидоры.
Пересечение Красного моста, наиболее оживленного таможенного пункта на границе, разделяющей два самых дружественных государства региона — Азербайджан и Грузию, представляет собой долгий и мучительный процесс, познание на опыте того, как низкооплачиваемые кадры используют запутанную систему с целью извлечения для себя максимальной выгоды.
Движение через Красный мост практически одностороннее. Большая часть желающих пересечь границу — это мелкие предприниматели, везущие бытовую технику, одежду и т.д., и крестьяне, нагруженные сельскохозяйственными продуктами, и движутся они в основном из Азербайджана в Грузию.
Всем им приходится туго на грузинской границе. Чтобы попасть в страну, необходимо получить “добро” около десятка проверяющих служб: пограничной, таможенной, визовой (требуется фиксирующий время въезда и выезда штамп), фито- и ветеринарных структур. Есть здесь свои проверяющие даже от министерства здравоохранения, кроме того, владельцы грузов должны иметь документ, свидетельствующий о том, что их товар застрахован.
Но другого выхода, кроме как смириться с этими бесконечными проверками, нет. “Ни для кого не секрет, что доставить через Азербайджан в Грузию различные товары и перепродать их здесь — для многих единственный способ заработать”, — отвечает на вопросы корреспондента IWPR жительница грузинского города Рустави Этери Капанадзе.
Автобус, в котором она возвращается в Грузию, уже третий час стоит на границе, ожидая своей очереди для проверки. “И так происходит каждый раз”, — говорит Капанадзе, которая регулярно ездит через Азербайджан в третьи страны за товаром.
Грузинские таможенники, однако, считают причиной диких очередей на границе не запутанные многоуровневые проверки, а отсутствие у большинства импортеров надлежащих документов на ввозимый товар. В частности, груз стоимостью свыше 700 лари (350 долларов) должен обязательно сопровождаться целой пачкой документов, на основании которых он облагается налогами.
“Нам сознательно создают множество мелких и крупных проблем: например, требуют такие документы на товар, которые в Азербайджане или в Иране вообще не выдают. Кроме того, мы ведь не делаем закупки в супермаркетах, мы ищем дешевых оптовиков или обращаемся прямо к крестьянам, а какие там у них могут быть печати и подписи?”, — говорит Этери Капанадзе.
В случае отсутствия нужных документов, согласно правилам, размер налогов на провозимый товар устанавливается местным таможенным экспертом, исходя из некоей условной “рыночной цены”. В конечном итоге, утверждают пожелавшие остаться анонимными импортеры, гораздо дешевле уплатить взятку и даже еще налоги по ставке, определенной тут же на таможне, чем действовать в соответствии с законом.
Причина полезности именно такого подхода — в чрезвычайно высоких налоговых ставках, действующих в Грузии.
Оба сменившиеся за последние два года министра по налоговым поступлениям — Михаил Мачавариани и Леван Дзнеладзе — выступали с громкими проектами изменения таможенной системы. Однако ни одна из этих программ не предусматривала снижения налогов или реального упрощения таможенной системы.
В такой ситуации нетрудно понять, почему, согласно данным Ассоциации молодых экономистов Грузии, 95-97% провозящих грузы через таможню на Красном мосту оставляют на границе так называемые “чаевые”.
Ассоциация совместно с азербайджанскими и армянскими партнерами в настоящее время реализует при поддержке фонда “Евразия” проект, направленный на повышение уровня прозрачности таможенных систем стран Южного Кавказа. Опросив 1200 респондентов на границе, эксперты Ассоциации пришли к такому выводу: основная проблема людей в том, что они не знают в должной степени таможенного законодательства. Впрочем, это неудивительно: ведь и сами эксперты находят, что закон не слишком четко формулирует правила.
Ассоциация полагает, что, дожидаясь глобальных перемен, можно попробовать изменить хотя бы частности. Например, можно было бы создать совместную мобильную группу из таможенников двух стран и проводить все процедуры один раз.
Лела Иремашвили — корреспондент информационного агентства BLACK SEA PRESS, Тбилиси