Ролик Казкоммерцбанка забракуют?

О рычагах воздействия на крупных инвесторов


Петр Своик в статье “Неужели мы доросли до трудностей роста?” (“Начнем с понедельника”) вновь обратился к теме рейтинга, полученного Казахстаном от агенства “Moody`s”. Казахстан теперь сможет получать вложения от институциональных инвесторов и “находится на 3 ступени выше России и на одном уровне с Саудовской Аравией, Словакией и Хорватией”. Однако автор не позволил Казахстану почивать на лаврах самого “инвестиционно надежного” государства СНГ и позволил себе усомниться в заслуженности титула: “По каким критериям международные финансисты так высоко оценивают прогресс казахстанской экономики? Впрочем, сам Moody`s дает ясный ответ на этот вопрос. Вся инвестиционная надежность нашей экономики определяется тремя словами: нефть – металлы – экспорт”. Но эта, несомненно, надежная для вложений сфера “ни в каких деньгах со стороны не нуждается! Похоже, что те немногие иностранные и отечественные хозяева, которым достались стратегические экспортные комплексы, более чем удовлетворяются собственными доходами и для “посторонних” инвестиций закрыты”. Отсутствие доступа к сырьевому экспорту даже для таких национальных инвесторов, как Национальный фонд и Накопительная пенсионная система, по мнению П.Своика, может иметь два объяснения: “то ли грамотность Григория Марченко настолько велика, что он не верит оценкам авторитетов из Moody`s, то ли его реальное влияние настолько мало, что ему не позволено трогать за вымя “священную корову” сырьевой экономики”.


Сам глава Нацбанка, кстати, высказал свое мнение по этой проблеме в интервью еженедельнику “Мегаполис”, и оно, надо признаться, мало чем отличается от точки зрения одного из лидеров оппозиции: “Есть инфраструктура, есть инвесторы, желающие вложить куда-нибудь свои средства. Но – некуда! Все потому, что практически все крупные компании в Казахстане контролируются стратегическими инвесторами. А они свою долю ценных бумаг никому продавать не хотят и другим покупать не дают… В этом смысле можно просто посочувствовать правительству, точнее, министерству финансов. Перед ними стоит нелегкая дилемма: если продавать за хорошую цену, то самую лучшую предложит стратегический инвестор, у которого там есть свои интересы. Если предложить за нормальную цену пенсионным фондам, то тогда министра финансов или премьера станут обвинять: почему он продал так дешево?”. Рычаги, которыми государство могло бы воздействовать на крупных инвесторов, – “моральное убеждение, и только”. После этого признания становится понятным, какое из двух объяснений Петра Своика ближе к истине: видит око, да зуб неймет.


Интересные новости


В газете “Начнем с понедельника” все тот же лидер партии “Азамат” сообщил: “Как стало известно Интерфаксу из осведомленного источника, в российской делегации, в ходе заседания было принято решение доработать предложение о переходе на общую государственную границу для стран ЕврАзЭС”. Поставив это известие в один ряд с предложением Михаила Касьянова перейти на взаимные расчеты в рублях, автор предрекает, что вскоре “буква “Э” в аббревиатуре Евразийского экономического союза разрастется до размеров наднациональной государственности, как это стало сейчас в Объединенной Европе”. Что ж, поживем – увидим…


А “новость, прозвучавшая из уст председателя комитета РК по управлению архивами и документациями Рысты Сариевой на пресс-конференции в Астане, может претендовать на сенсацию, — считает “Эпоха”. — Архивы ЦК Компартии Казахстана, алматинских обкома и горкома КПК, оказывается, находятся в архиве нынешнего президента страны, бывшего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Нурсултана Назарбаева. Теперь можно догадываться, почему до сих пор не рассекречен ряд документов. Однако есть вероятность, что в недалеком будущем запрет снимут”, — продолжает издание. Дело в том, что “архив Президента станет членом Евроазиатского регионального отделения “Евразика” Международного Совета Архивов”. Но вряд ли чаяния “Эпохи” оправдаются, питать такие иллюзии – равносильно надежде на то, что вступление РК в очередную международную правозащитную организацию изменит ситуацию с соблюдением прав человека.


В южной столице тем временем появилась еще одна партия, объединенная по национальному признаку. “Доживем до понедельника” сообщило о том, что “в Алматы создана новая политическая народная партия “Уйгурстан”. Общественное объединение пока официально не зарегистрировано в Минюсте страны, но, несмотря на это, 1 сентября 2002 года прошел ее первый съезд, участниками которого стали 150 человек со всех регионов Казахстана и Кыргызстана… Программа-максимум народного движения – создание независимого государства уйгуров на территории СУАР КНР. Программа-минимум – образование своего собственного печатного органа”.


В Туркменистане же в розыск в пределах СНГ объявлен 20-летний “скромный служащий одного из департаментов туркменского Центрального банка Арслан Какаев, который совсем недавно сбежал за границу, позаботившись о своем безбедном там проживании” (“Деловая неделя”). Юноша каким-то образом переправил на счета офшорной компании $41,5 миллионов. Отвечать придется всему руководству банка: “35-летнему главному банкиру страны, с “тяжелой” руки своего “нечистоплотного” сотрудника, предстоит отлучение от семьи, детей, тягостное общение со следователями и… двадцать лет тюремного заключения”. Приговор ему уже вынесен: “Ты виновен! – заявил глава государства Сапармурад Ниязов, подписывая указ об увольнении Имамдурды Гандымова с поста председателя правления Центрального банка”.


Никакой рекламы!


Очередным поводом для праведного гнева журналистов “самой популярной газеты” стал законопроект “О рекламе”: в него вошли такие предложения, как ограничение объема транслируемой рекламы до 10 проц. в сутки и обязательное размещение на каналах социальных роликов. Итогом, по мнению “Каравана”, будет постепенный регресс телевидения, существующего за счет доходов от рекламы: “Телевидение постепенно будет регрессировать, окажется в упадке, и зритель, в один прекрасный день включив телевизор, не увидит ничего, либо увидит то, что лицезрел лет 20-30 назад в советские годы – нескончаемый танец маленьких лебедей вперемешку с победными рапортами”. Насчет обязанности размещать “социалку” (“в пределах не менее 5 процентов от общего объема рекламы”) караванщики также выразили возмущение: “Хорошее слово “обязан”, да и сама цифра, опять же, неясно, откуда взята и чем подкреплена. А что делать в случае, если рекламодатель не предоставил социальной рекламы?”. В общем, снова душат свободу слова, заключает издание.


Интересны мнения профессионалов по этому поводу. В проекте среди многочисленных запретов есть и такой, согласно которому ребенок в рекламе не детских товаров сниматься не может: “Стало быть, ролик Казкоммерцбанка с очаровательным малышом, который говорит: “Я люблю леденцы и игрушки”, оказывается вне закона”. ККБ этот удар, скорее всего, переживет. Но что делать с запретом на скрытую рекламу, которой на наших экранах пруд пруди? По определению, “таковой является реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие в радио-, теле-, видео- и кинопродукции… В настоящее время практически вся видеопродукция несет элементы скрытой рекламы. Например, Джеймс Бонд ездит на BMW и носит часы OMEGA. Так что, прощай, Джеймс Бонд?”. Конечно, страсти несколько преувеличены, но, поскольку законопроект страдает, как всегда, туманностью формулировок, а наши чиновники – привычкой трактовать их, как бог на душу положит, то волнения специалистов вполне оправданны.