Как не состоялся «великий поход» на Бишкек

Широко разрекламированный марш протеста жителей Аксыйского района на Бишкек не состоялся, а в стане оппозиции наметился раскол

Теперь, когда марш протеста с требованием отставки президента остановлен, лидеры кыргызской оппозиции обмениваются взаимными обвинениями


12 сентября в городе Кара-Куль представители правительства и оппозиции подписали некое соглашение, содержание которого до сих пор не стало достоянием общественности.


По словам депутата Азимбека Бекназарова, власти обязались наказать истинных виновников аксыйской трагедии 17-18 марта 2002 года, когда в столкновении с милицией погибли 6 мирных жителей Аксыйского района. Именно арест Бекназарова в свое время положил начало череде народных волнений в стране.


Кроме того, правительство якобы пообещало прекратить уголовное преследование восьми активистов марша протеста. В свою очередь участники марша обязались разойтись по домам и впредь до 15 ноября не устраивать никаких акций протеста.


Сообщение о таком развитии событий было воспринято в обществе неоднозначно. Из стана оппозиции раздаются голоса, открыто обвиняющие демонстрантов и лично Бекназарова, подписавшего от их имени компромиссное соглашение с властями, в продажности.


Сам Бекназаров говорит, что его решение подписать меморандум было согласовано с участниками движения “За отставку Акаева и реформы для народа”. “Многие меня считают чуть ли не предателем, но у меня не было другого выхода, — пояснил он. – Те, кто был в Кара-Куле, знают, что противоположная сторона была настроена очень решительно. Малейший неверный шаг — и быть бы кровопролитию”.


Пеший марш протеста из Аксы в Бишкек начался 2 сентября. Главными требованиями участников были: отставка президента Акаева, аннулирование соглашения о передаче Китаю части приграничной территории Кыргызстана, наказание виновников аксыйской трагедии и освобождение из заключения оппозиционера Феликса Кулова. Эти требования остались невыполненными.


Когда участники пешего марша достигли города Кара-Куль, что находится в нескольких сотнях километров к югу от Бишкека, путь им преградили люди, собравшиеся по инициативе властей из всех регионов республики. Их число, по разным оценкам, достигало полутора тысяч.


К остановленным аксыйцам и их сторонникам направились спикер парламента Алтай Борубаев, первый вице-премьер Курманбек Осмонов и министр внутренних дел Бакирдин Субанбеков. В результате переговоров стороны пришли к компромиссу. От имени протестующих аксыйцев соглашение подписал их лидер – Азимбек Бекназаров.


Каждому участнику марша было выдано по 2 тыс. сомов (45 долларов) в качестве компенсации за конфискованные властями продукты питания и личные вещи, и именно этот факт оппоненты Бекназарова расценили как подкуп.


Кыргызское общество положительно оценило тот факт, что удалось избежать кровопролития, однако Бекназарова подвергли резкой критике активные участники пешего марша — Турсунбек Акунов, Клара Ажибекова и некоторые другие.


Турсунбек Акунов, принимавший участие в аксыйских событиях с самого начала, возмущен тем, что Бекназаров пошел на компромисс с властями, не посоветовавшись с активистами и участниками марша.


Бекназаров отдалился от народа, который, чтобы освободить его из-под ареста, начиная с 5 января, выходил на демонстрации, объявлял голодовки и добился-таки его освобождения. Теперь всем стало очевидно, что Бекназаров идет на поводу у власти”.


Акунов считает, что Бекназаров ради сиюминутной выгоды предал интересы тысяч кыргызстанцев, а розданные участникам похода деньги назвал “несмываемым пятном позора”.


Бекназаров отрицает факт получения денег от властей. “В соглашении вопрос о деньгах не рассматривался, — утверждает он. — В то же время я потребовал материальной компенсации демонстрантам, поскольку у них были отняты продукты, предназначенные для участников похода. А уж сколько им заплатили, и где взяли деньги – не моя забота”.


В беседе с контрибьютором IWPR депутат парламента, лидер движения “За отставку Акаева и реформы для народа” Исмаил Исаков поддержал Бекназарова. “Я полагаю, что власти сами распространили слухи о том, что Бекназаров получил деньги в обмен на роспуск марша протеста, — сказал депутат. — Позиция нашего движения при этом не претерпела изменений. Мы просто перешли к новой тактике борьбы”.


Первый вице-премьер Курманбек Осмонов считает высказываемые некоторыми оппозиционерами обвинения необоснованными. “Правительство приняло решение выплатить пособия семьям, пострадавшим во время аксыйской трагедии. О каких-либо других выплатах мне ничего не известно”, — заявил Осмонов в интервью контрибьютору IWPR.


Главный редактор газеты “Моя столица — новости” Рина Приживойт в беседе с контрибьютором IWPR сказала, что в данной ситуации и власти, и оппозиция показали свою слабость.


Можно сказать, что пока оппозиция в лице движения “За отставку Акаева и реформы для народа” потерпела поражение”, — считает Приживойт.


А вот находящийся в заключении лидер партии “Ар-Намыс” Феликс Кулов в интервью газете “Моя столица — новости” подчеркнул: “И все же победил народ, добившийся выполнения своих основных требований. Власть делала все возможное, чтобы подавить любые проявления недовольства. Ничего не помогло. В конечном итоге “Белый дом” сдался, расписавшись в собственном бессилии”.