Инициатива по замене тройственной судебной системы в Кыргызстане единой может привести к упразднению Конституционного суда.
Конституционное совещание, созданное президентом Акаевым 26 августа с целью выработки общих направлений конституционной реформы, рекомендовало объединить Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды Кыргызстана в единый судебный орган.
Все, кто знаком с реалиями бишкекской политической жизни, отмечают, что инициатива судебной реформы, по всей видимости, направлена лично против председателя Конституционного суда (КС) Чолпон Баековой, влиятельного политика и возможного кандидата в президенты на следующих выборах.
Полагают, что Конституционное совещание в лице президента, членов правительства, представителей оппозиции и гражданского общества просто утвердило инициативу, выдвинутую самим президентом.
Не секрет, что кыргызстанские граждане недовольны не только КС, но также и Арбитражным и Верховным судами, но в вопросе о Баековой оказались единодушны как оппозиция, так и высшие государственные чиновники.
Представители оппозиции не могут забыть того, как Чолпон Баекова в 2000 году вынесла вердикт о том, что Акаев может баллотироваться на пост президента в третий раз, что противоречило Конституции. А государственные чиновники недовольны тем, что Баекова значительно усилила свои позиции и вполне может оказаться в числе кандидатов на пост президента на грядущих выборах.
Баекова занимает одну из верхних строчек в рейтинге действующих политиков Кыргызстана. Даже если она сама не будет участвовать в президентских выборах, ее поддержка кого-либо из кандидатов представляет собой серьезную опасность для других.
Кроме постановлений чисто законодательного характера, как то о проведении референдумов и выборов, Баекова рассматривает апелляции в отношении решений Верховного суда, который занимается гражданскими и уголовными делами, и Высшего арбитражного, в ведении которого находятся экономические споры.
Баекова стояла у истоков судебной системы современного Кыргызстана после выхода страны из состава СССР. До этого она много лет работала районным судьей в одной из областей Кыргызстана. Ее восхождение на политический Олимп началось в 1991 г., когда страна обрела независимость.
В последние несколько недель ее имя вновь замелькало на страницах газет. Сначала в прессе появились предположения о том, что некая женщина-кандидат может сменить Акаева на президентском посту в 2005 г.
Учитывая, что Баекова чуть ли не единственная женщина в высших эшелонах власти Кыргызстана, и женщина чрезвычайно умная и амбициозная, эксперты вскоре открыто назвали ее в качестве того самого кандидата в президенты, на которого пресса только намекнула.
“Попытка нейтрализовать главу КС связана с тем, что она может создать большие проблемы потенциальным кандидатам в президенты. К тому же она достаточно амбициозна и умна, что вызывает неприязнь у ее коллег”, — сказал известный правозащитник Ырысбек Омурзаков. “Поэтому именно сейчас — впервые за 9 лет своего существования — Конституционный суд Кыргызстана подвергся резкой критике”, — заключил он.
Мнения самих представителей судебных органов, которые предлагается реформировать, разделились. Некоторые из них обратились к президенту с письмами протеста. Другие же, напротив, открыто поддержали инициативу Конституционного совещания.
“Я — за единый, сильный суд”, — заявила член Конституционного совещания, председатель Верховного суда Неля Бейшеналиева.
Судья Конституционного суда Марат Кайыпов в своем обращении к Конституционному совещанию пишет: “Хотя я сам являюсь судьей Конституционного суда, я глубоко убежден, что нашему государству такой Конституционный суд не нужен”.
В подтверждение своих слов Кайыпов отмечает, что “за всю историю своего существования Конституционный суд рассмотрел всего 34 подведомственных ему дела. Остальные 92 дела — это уголовные, гражданские и арбитражные дела. За это же время, для сравнения, — в Верховном суде было рассмотрено свыше 2,5 тысяч дел
”.К тому же, по мнению Кайыпова, Конституционный суд “съедает” огромные средства. В доказательство он приводит такие цифры: “На содержание Конституционного суда (с судьями и аппаратом не более 30 человек) в 2002 году выделено из бюджета почти 7 миллионов сомов ($154 000). Для сравнения: Верховному суду (более 70 человек) выделено всего 11 млн. сомов ($242 000); а Высшему арбитражному суду (свыше 70 человек) чуть более 10 млн. сомов ($219 000)
”.С подобными доводами абсолютно не согласна председатель Конституционного суда Чолпон Баекова. В беседе с контрибьютором IWPR она сказала: “Я поддерживаю тех, кто считает, что Конституционный суд надо сохранить, иначе кто будет защищать конституционные права граждан?
”По ее словам, Конституционный суд рассматривает мало дел потому, что не имеет достаточных полномочий. “В соответствии с Конституцией мы не можем по собственной инициативе поднимать вопросы о защите прав граждан, — заявила она. — Поэтому надо расширить полномочия Конституционного суда и сделать его более доступным для населения. Наверное, тогда увеличилось бы и количество рассматриваемых дел
”.Известный правозащитник и оппозиционер Турсунбек Акунов считает, что Конституционный суд полностью дискредитировал себя в 2000 году, когда дал возможность Акаеву баллотироваться на третий срок, невзирая на то, что по Конституции один и тот же человек не имеет права избираться президентом более двух сроков подряд.