Гром победных реляций о разгроме воинских формирований талибов в Афганистане, похоже, породил эйфорию в рядах мирового сообщества — мол, спрут международного терроризма наконец-то раздавлен. Безусловно, начало этому положено. Однако говорить об окончательной победе хотя бы в масштабах отдельно взятого Центральноазиатского региона, пожалуй, еще рановато…
Отряды международных экстремистов в Афганистане уходят от преследования силами войск антитеррористической коалиции по трем основным причинам. Первая — лучшее ориентирование на местности, где они провоевали много лет. Вторая — возможность раствориться среди мирного населения. И, наконец, третья — относительная прозрачность границ сопредельных Ирана, Пакистана и Таджикистана. Иран с Пакистаном всегда были кровно заинтересованы в экспорте идей исламской революции, причем номинальное участие последнего в операции США ровно ничего не меняет. А в Таджикистане воинов ислама всегда готовы приютить представители бывшей Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), сумевшие заставить поделиться властью в стране президента Э.Рахмонова.
Фигура лидера ОТО Саида Абдулло Нури в связи с этим не случайно выходит на одно из центральных мест в раскладываемом геополитическом пасьянсе. Строго говоря, считается, что основную борьбу за влияние в ЦАР ведут три крупнейшие державы мира — США, Китай и Россия. На чьей стороне воюет маленький мулла из Гармской долины — сказать трудно…
До недавнего времени, а точнее до 11 сентября 2002 года, наблюдатели в большинстве своем склонялись к тому, что финансирование движения \»Талибан\» со стороны американских и саудовских нефтяных компаний и ЮНОКОЛ, ДЕЛЬТА ОЙЛ и позволяет госдепартаменту держать под контролем развитие ситуации. А поскольку ОТО активно сотрудничало с талибами, получая от последних помощь оружием, продовольствием и прочим, то и его боевиков держали за рекрутов американского cпецназa.
Однако именно события 11 сентября в одночасье сделали вчерашних союзников кровными врагами. Очевидно, Усама бен Ладен со своим подручным Мулло Омаром явно переоценили свои силы, поспешив с объявлением священной войны — джихада — своим вчерашним покровителям. Впрочем, как бы то ни было, дело сделано — Рубикон перейден.
Развернувшись на 180 градусов, янки надеются силой восстановить свое реноме. Но не тут-то было — эти действия напоминают слона в посудной лавке, то есть много грохота, но мало эффекта. Похоже, и объединяющейся Европе изрядно надоело наводить порядок после погромов янки.
Конфузом большого брата умело пользуется Россия. И здесь речь не только и не столько об эффективности помощи афганцам со стороны МЧС и армии, сколько о нарастании влияния ОТО. Похоже, Москва сделала серьезную ставку на маленького муллу , в надежде на то, что со временем он окончательно устранит со своего пути номинального главу страны Э.Рахмонова. Сообщения в прессе о том, что российские пограничники позволяют просочиться в Таджикистан недобитым в Афганистане боевикам Исламского движения Узбекистана (ИДУ), только укрепляют в этой мысли. Ведь вполне возможно, что Нури скрытно накапливает силы для повторного броска к вершине властного Олимпа.
Впрочем, о наличии тесных контактов между ОТО и верхушкой находящейся в Таджикистане 201-мотострелковой дивизии любит порассуждать и центральная московская пресса — мол, за все годы гражданской войны в стране боевики ни разу не нападали на российские военные объекты. Тогда, может, из благодарности за это россияне решили помочь МЧС Таджикистана в переброске боевиков ИДУ из Тавильдаринской зоны в Афганистан, когда Узбекистан и Киргизия стали настаивать на их депортации? Попавшие в плен боевики ИДУ на встрече с прессой подчеркивали — их возили на военных вертолетах русские пилоты…
В принципе, россиянам без разницы, кого поддерживать — Рахмонова или Нури. Для них важнее сохранить своё военное присутствие в регионе. И, с этой точки зрения, сохранение боеспособности и даже активизация действий ИДУ тоже им на руку — нестабильность на границах позволила бы иметь рычаги управления и давления на Узбекистан, Киргизию. Для маленького муллы эти коллизии тоже выгодны, так как планы Саида Абдулло Нури простираются дальше захвата власти в Таджикистане — с помощью верных соратников по ИДУ.
Одно мешает Нури — гласность, грозящие разоблачения. В частности, в своей книге “Закрыть глаза на плохое” бывший сотрудник ЦРУ, специалист по странам Центральной Азии и Ближнего Востока Роберт Байер пишет и о том, что председатель ПИВТ С.А.Нури в 1997 году посредничал на переговорах между Усамой бен Ладеном и сотрудниками иранских спецслужб. Естественно, Нури выступил с опровержением этого факта, лишь признавшись, что однажды встречался с Мулло Омаром во время перелета на межтаджикские переговоры. Сюда надо бы добавить одну маленькую, но важную деталь. При всей кажущейся на первый взгляд случайности (самолет с Нури вынудили сесть самолеты талибов), эта встреча была тщательно и заранее спланирована, так как за два месяца до нее с руководством талибов в Кабуле встретился начальник штаба вооруженных формирований ОТО Давлат Усмон, кстати передав Мулло Омару личное послание Нури — поздравление по случаю прихода к власти.
Маленькому мулле будет нелегко отмежеваться и от своего любимого детища — ИДУ. Ведь убитый в Афганистане полевой командир Джума Ходжиев имел обыкновение советоваться со своим духовником — и перед известными Баткенскими событиями 1999 года, и перед вторжением в Узбекистан в 2000 году. Достоверно известно, что захваченные в плен японские геологи были освобождены за $4,5 млн. именно по совету Нури. Доллары достались и ИДУ, и ОТО. Впрочем, не всегда он был таким миролюбивым. На очередном съезде Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) в 1999 году он заявил, что ради прихода к власти партия готова пролить кровь народа.
Сегодняшним покровителям маленького муллы неплохо бы понять — он тоже захочет идти дальше сам и повернет оружие против нынешних хозяев.
Получено по электронной почте
<nuriddin2002@mail.ru>