Метастазы маковой опухоли

7 октября сего года в Душанбе прошла встреча между представителями Администраций по контролю за наркотиками США, России, Таджикистана. Представитель таджикского министерства внутренних дел сообщил, что главная цель встречи заключается в обсуждении координации совместных операций по перехвату контрабанды наркотиков.


С начала этого года, по словам таджикского представителя, совместными усилиями было перехвачено четыре тонны наркотиков. Большинство дурмана из Афганистана проникает в Россию и Западную Европу через территорию Таджикистана.


Событие знаменательное, если не сказать знаковое. Этот повышенный интерес таких мировых сверхдержав, как США и Россия, к борьбе с наркотиками в Таджикистане, в очередной раз подтверждает очевидный факт, на который упорно закрывают глаза официальные власти — Таджикистан стал основным коридором транзита смертоносного зелья из Афганистана в Европу.


Приведенная выше цифра о перехваченных 4 тоннах наркотиков нуждается в комментарии — много это или мало? Все познается в сравнении: по данным Управления по контролю за наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП) ООН, в 1999 году в стране было перехвачено 2,5 тонны наркотиков, из которых 709 кг составил героин. В 2000 году при активном содействии УКНПП эта цифра возросла почти втрое — более 7 тонн задержано всего, из них 1880 кг героина. Как видите, без международной помощи улов местных правоохранителей уменьшился в этом году почти вдвое.


Случайно ли это? Все выглядит странным на фоне сообщении мировых СМИ о небывалом росте наркопроизводства в Афганистане. Так, Виктория Панфилова в Независимой газете от 1 октября сего года пишет о том, что, по данным экспертов ООН, в ближайшие недели в страны Центральной Азии может хлынуть огромный поток наркотиков из Афганистана.


Автор сообщает также, что с момента отстранения от власти режима Талибан производство героина в стране увеличилось на 1400 процентов. Так, программа ООН по контролю за наркотиками прогнозирует, что в текущем году в Афганистане будет собрано от 1,9 тыс.т до 2,7 тыс.т опиумного мака против 185 тонн, собранных в прошлом году. По мнению автора, этот рост связан с тем, что талибы запрещали выращивать мак…


Впрочем, удивляться особенно не стоит — ведь сейчас часть власти в стране перешла к людям с криминальным прошлым, для которых не существует моральных барьеров и этических норм. Вспомним, что в годы гражданской войны первооткрывателями наркотроп в Таджикистане стали мюриды ОТО Саида Абдулло Нури и Шарифа Химматзаде. Для ведения священного джихада им требовались деньги, и немалые. И тогда духовные отцы воинов ислама дали добро своим воителям на совершение всевозможных преступлений. Байтулмол — так называлась общаковая касса джихада. Средства и деньги, полученные в результате заказных убийств, грабежа и рэкета, захвата заложников, торговли оружием и наркотиками, непрерывно поступали в Байтулмол. Бей неверных, отнимай у них добро, трави их дурманом — и тебе уготован рай, увещевали они. Причем наркоторговля стала основной статьей доходов ОТО.


Достаточно назвать несколько имен, чтобы показать степень коррупции в стране. В Зафарабадском районе Согдийской области процветает некто Джума Алимов, более известный по кличке Джума-транс — бывший начальник автобазы, криминальный авторитет, контролирующий один из наркотрафиков: Афганистан — Таджикистан — Казахстан — Россия. Некоторые руководители таджикской таможни — под прикрытием доставки гуманитарных грузов в Афганистан — переправляют оттуда наркотики. Особенно из контрольно-пропускного пункта Шерхан Афганистана транзитом переправляют в Таджикистан большие партии наркотиков. Генерал Саид Шамолов — бывший начальник погранзаставы. На самом деле — наркобарон, его курьеры неоднократно задерживались в России. Имеет свою долю от наркоторговли и некто О.Хукумов — начальник одной из железнодорожных станций.


О масштабах транспортировки дурмана по железной дороге неоднократно писала российская пресса. Так, большой резонанс вызвал спецрепортаж корреспондента \»Известий\» под названием “Состав преступления”, опубликованный в номере за 29 сентября 2001 года. Недавно ее автор Сергей Смирнов в номере за 2 октября сего года дал новое сообщение под заголовком “Состава преступления больше нет”. И хотя журналист пытается успокоить читателя бодрым подзаголовком \»Таджикская сторона усилила контроль за наркопоездом Душанбе-Астрахань, некоторые содержащиеся в материале факты наводят на раздумья. Факт об обнаружении в марте сего года партии героина весом в 3,6 кг в поезде, сопровождавшемся, по словам автора, крупными чинами милиции (от майора и выше), уж больно комичен. Да, небрежность наркокурьера, услужливо приоткрывшего тайник в туалете для высочайших взоров, достойна восхищения — надо же майору дать шанс получить еще одну звезду на погоны! Да и журналисту гораздо приятнее купить хлеб с маслом и икрой, нежели гнаться за славой покойного Димы Холодова…


Западные СМИ прикормить не так-то просто. И потому властям и их мафиозным подопечным приходится мириться с передаваемой ими информацией. Так, радио \»Свобода\» передало 12 августа сего года сразу два таких факта — об аресте за причастность к наркоторговле сотрудника Министерства безопасности Таджикистана, а затем о задержании в Киргизии высокопоставленного офицера-пограничника, провозившего в своем автомобиле 9 кг героина. Би-Би-Си 10 июня сего года передало о завершении следствия по делу заместителя министра обороны Таджикистана Николая Кима. Полковник перевозил на вертолете с военного аэродрома Айни в Пянджикент наркотики, задержан в Казахстане. А \»Немецкая волна\» 8 августа сообщила об аресте мафиозной группировки из шести сотрудников железной дороги. Преступников задержали в ходе совместной операции Агентства по борьбе с наркотиками Таджикистана и УФСБ по Астраханской области России при попытке провезти в железнодорожном составе с хлопком, отправляемым по заказу швейцарской фирмы Таммер, наркотики — в тайнике были упрятаны 140 кг героина, 6 кг марихуаны и драгоценные камни.


Впрочем, оптимисты могут возразить — до конца года еще почти три месяца, то есть у борцов с наркотиками еще есть шанс отличиться. Как ни странно, это предположение не лишено здравого смысла — теперь Таджикистан заинтересован в усилении барьера на пути афганских наркотиков. Не ищите здесь благих мотивов — их нет. Все гораздо проще — надо открывать простор для сбыта зелья собственного производства. Да, Таджикистан сам стал сеять опиумный мак и перерабатывать его. По оценкам специалистов, основными районами его выращивания являются Хатлонская область, Горный Бадахшан и Кофарниханский район. Кроме того, в колхозах Пянджикентского, Айнийского и Шахристанского районов Согдийской области открыто выращиваются на табачных плантациях индийская конопля и опиумный мак.


Население страны, 80 процентов которого находится за чертой бедности, вынуждено идти на заработки к наркобаронам. К тому же гражданская война сделала 26 тысяч женщин вдовами и 55,3 тысячи детей сиротами. Вот они и стали основными курьерами мафии, покорно глотая мешочки с героином. Впрочем, ни правящий кулябский клан, ни лидеров ОТО эти метастазы маковой опухоли, расползающиеся из Афганистана, похоже, не волнуют. Деньги не пахнут…


Получено по электронной почте


<nuriddin2002@mail.ru>